Причины отклонения в поведении
Основные причины в семье
Причины, обусловленные пробелами в воспитательной работе
о
Причины, обусловленные пробелами в работе общественности Причины, заключающиеся в самой личности подростка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Степень педагогической запущенности подростка. Основные отклонения в поведении и развитии. Причины педагогической запущенности. Основные отрицательные качества личности подростка. Качества, составляющие положительный фонд личности подростка.
Прогнозирование личности.
Методические рекомендации по проведению беседы для установления контактных отношений с подростком
1. Спокойный, доброжелательный тон.
2. Выразить корректно сочувствие по поводу создавшегося по
ложения.
3. Начать разговор на нейтральную тему, часто задавая вопро
сы таким образом, чтобы подросток отвечал «Да», «Согласен».
4. Затронуть разговор на нужную тему как бы ненароком, осу
див случившееся, подчеркнув, что прошлое не изменишь, а буду
щее впереди, и оно в твоих руках.
5. Найти возможность поделиться чем-то очень личным (это
сближает).
6. Выразить ненавязчиво возможность помочь, если нужно.
7. Ни в коем случае не сбиться на нотацию и осуждение.
8. Найти возможность посоветоваться с подростком по какому-
либо вопросу и внимательно и серьезно выслушать совет и даже
согласиться.
9. При повторной беседе постепенно перейти на «Мы»: мь
сделаем, мы посмотрим, мы подумаем вместе и т.д.
10. Постараться не затягивать первые общения с подростко .
не навязывать ему себя, сделать так, чтобы он ждал следую111
встречи.
11. Не спешить выполнять его просьбы и поручения (трудные
подростки пытаются из каждой встречи извлечь выгоду, они неред
ко потребители).
12. Не отказывать, а корректно откладывать решение этого во
проса, выставляя встречные требования.
13. При подростке никогда ничего не записывать, а после
встречи рекомендуем делать записи обязательно, так как вам нужно
много знать о личности этого подростка.
Методики и приемы выявления склонности к наркотикам, табакокурению, алкоголю
Приведенные ниже методики позволяют оценить уровень информированности и причастности школьников к наркотикам, табакокурению либо алкоголю, в зависимости от того контекста, который может быть задан по ходу проведения исследования.
Вхождение в тему
Мозговой штурм
Цель: При помощи этого метода определяют уровень знаний и основное направление интересов участников группы. Спонтанно собранная информация служит основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.
Материал: карточки и ручки, большая доска, на которую можно прикрепить листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей
Временные рамки: 60-90 минут.
Проведение: каждый член группы получает от трех до шести карточек (в зависимости от количества человек в группе) На каждой карточке записывается понятие, которое спонтанно ассоциируйся, например, с темой «Наркомания и наркотики». Карточки раскрываются так, чтобы всем было видно, и зачитываются вслух. еперь понятия надо сгруппировать по темам и по возможности °Добрать понятие, характеризующее всю группу (например, «ви-ы Зависимостей», «причины зависимости», «последствия», «воз-жности помощи», «чувства», «способ приобретения», «места, где фебляют наркотики» и т.д.). Затем карточки прикрепляют к дос-
ке или на бумагу. Результат используется как основа для дальней ших дискуссий.
Вариант проведения. Понятия, называемые участниками, записываются на доске. Каждый участник группы выбирает несколько понятий, которые ему особенно понравились, и пишет на эту тему историю. Либо участники выбирают понятия, затрагивающие их лично, чтобы обратиться к своим собственным качествам, которые могут привести к зависимости, и, возможно, рассказать об этом группе.
Интервью с партнером
Цель: Уровень знаний и направленность интересов участников группы можно определить и при помощи интервью, которое партнеры берут друг у друга. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно, и создается основа для заключительной групповой дискуссии.
Материал: анкеты и ручки для всей группы, доска или плакат.
Временные рамки: 90-120 минут.
Проведение. Участники делятся на группы по два человека и берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты (30-45 минут). Интервью необходимо проводить таким образом, чтобы по возможности не мешать другим участникам. Каждый интервьюирующий представляет результаты всей группе, при этом результаты записываются на доске или плакате. Теперь, пользуясь названными пунктами, члены группы могут определить, какими темами они хотели бы заниматься.
Интервью с партнером:
Один из учеников начинает интервью, задавая первый вопрос, затем по этому же вопросу его интервьюирует его партнер. Таким образом, Вы задаете друг другу по очереди все вопросы.
Пожалуйста, записывайте ответы Вашего партнера.
1. Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда т ^
слышишь слово «наркомания» или «зависимость от наркотиков >■
(Другие темы: «Курение», «Алкоголизм»)
2. Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испыт
ешь по этому поводу?
3. Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Другие темы -«Сигареты», «Алкогольные напитки»)
4 Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?
5. Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, ал
коголь, курение или другие, играют роль и в твоей жизни?
6. Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Нарко
мания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следо
вало бы обсудить на семинаре?
Незаконченный рассказ
Цель - выявление информированности подростков онаркотических веществах и их отношении к этим веществам.
Материал: бумага, ручки.
Временные рамки: 60 минут.
Проведение. Каждому участнику группы дается карточка с описанием начала ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует - его необходимо дописать самому учащемуся.
Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы Вы были на месте героя.
«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во Дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже его попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф», и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...».
Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания расска-за> а также отношение - отказ или проба наркотика, используемую терминологию.
2.4. «Я»-игра
Цель: Этот метод стимулирует обсуждение собственных вариантов поведения, таких, как поведение в конфликтной ситуации отношение к зависимостям, обращение с наркотиками, восприятие самого себя и оценка ценностей. Участники лучше знакомятся друг с другом Преимуществом является то, что в ходе игры в нее более активно включаются и сдержанные участники. Из-за игрового характера можно задавать прямые вопросы, и участникам легче говорить о самих себе.
Материал: карточки и фишки, кубик. Временные рамки: 60-120 минут.
Проведение. 30-50 карточек с вопросами по данной теме раскладывают текстом вниз на столе или на полу. Разложенные карточки должны образовать букву «Я» Каждый игрок получает фишку, которой он ходит по букве «Я», бросая кубик. Карту, на которой останавливается фишка, игрок открывает, прочитывает вслух и отвечает на вопрос. В конце и другие участники получают возможность высказаться по данному вопросу. В игре не бывает победителей. Можно либо играть до тех пор, пока не будут открыты все карты, либо остановиться раньше. Во многих группах эти вопросы дают основу для дискуссии.
Вариант проведения. В группах, где более 12 участников, карточки с вопросами можно тянуть или распределять по-другому.
Карточки
Что ты делаешь, когда ты в ярости? |
Как ты больше всего хотел бы выглядеть?
Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать наркотики,алкоголь? |
Ты рассказываешь своим родителям о том, что ты делаешь в свободное время?
В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь? |
Ты уже замечал, что в твоей школе торгуют наркотиками (выпивают на дискотеках}?.
\DD1.HXLDCU\JL ПО. ДИУАУЛУ"""*/________________ '
Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики? |
Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
ТЛ_________ __________________
В чем твое самое слабое место? |
Какие причины могут побу
дить тебя попробовать нарко-
тики (алкоголь)?_________ .—
^ча принимаешь таблетка например, от боли, бессонницы?
Существует ли человек, на которого ты хочешь быть похожим? Если да, то кто это?
Представь себе, что твои лучший друг/подруга принимают наркотики. Что ты сделаешь?
Назвал бы ты алкоголь наркотиком?
Что ты находишь в себе пре
восходным?________________
Веришь ли ты в то, что если бы табак и сигареты не рекламировали, то люди бы меньше
курили?
Что бы ты хотел изменить в своей школе?
Достаточно ли в твоем районе возможностей для проведения досуга? Чего тебе в этом отношении не хватает?
Какие черты характера в себе самом ты особенно ценишь?
Как ты считаешь, что в тебе особенно нравится другим?
Что ты делаешь, когда у тебя на душе отвратительно?
Следует ли в школе уделять больше внимания школьным
Чего |
ЦЩоблемам?
Ты |
ты боишься?
бывал пьяным? Часто?
С кем ты говоришьо своих
проблемах?
Считаешь ли ты, что гашиш ужаснее, чем алкоголь?
Как ты думаешь, по каким
причинам люди первый роз
принимают наркотики (алко
голь)?
Если бы тебе предложили исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал?
Твои родители находят в тебе что-нибудь хорошее? Что?
Ты куришь? Как это началось?
Станешь ли ты говорить о сво
их личных проблемах со своим
учителем/учительницей?_____
Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Что ты делаешь, когда чувст-
вуешь себя одиноким?_______
Что ты делаешь, когда ты действительно в прекрасной форме?
Ты уже бывал на какой-нибудь модной вечеринке, где принято употреблять наркотики, алкоголь?
Считаешь ли ты, что можешь заразиться ВИЧ?
Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом?
Ты можешь представить себе,
что попробуешь гашиш?_____
2.5. Анкетирование учащихся для определения актуальности профилактики наркомании для данного коллектива |
Условно анкетирование может быть разделено на диагностирующее и аналитическое. Диагностирующее анкетирование предполагает изучение конкретных характеристик наркогенной ситуации в детском коллективе (общий уровень наркогенного заражения, распространенность тех или иных форм одурманивания, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие веше ва и т.п.). Такое анкетирование позволяет определить актуальное профилактики для данного коллектива, преимущественные напр ления профилактики (предупреждение курения, использов токсикоманических веществ, наркотиков). Это должно ста чальным этапом при организации антинаркогенной работы, о стве примера можно привести ряд вопросов из диагностирую анкеты. |
Что тебя раздражает больше всего?
Как бы ты хотел проводить свое время?
Как твои родители решают свои проблемы?
Ты в компании, где пьют много алкогольных напитков. Ты тоже пьешь вместе со всеми?
Может ли девочка первая по
дойти к мальчику, если он ей
нравится?_________________
Что в тебе раздражает твоих"
родителей?_____________
Можешь ли ты представить" себе, что ты открыто говоришь обо всем со своим дру. гом/подругой?
Представь себе, что у тебя проблемы с наркотиками. У кого ты будешь искать помощи?
Как ты справляешься со стрессом?
Есть ли у тебя три заветных желания?
Аналитическое анкетирование предполагает изучение особенностей воспитания детьми и подростками различных аспектов молодежного наркотизма (специфика оценок, нормативных представлений, отношения к проблеме). Проведение аналитического анкетирования полезно при подготовке различных мероприятий - дискуссионных клубов, «круглых столов», данные, полученные в ходе исследования, могут стать непосредственным материалом для обсуждения (ниже приведены примеры формулировки вопросов аналитической анкеты).
При анкетировании можно воспользоваться уже готовыми формами анкет. Однако, поскольку ситуация, связанная с подростковым наркотизмом, не может быть унифицирована, целесообразнее самостоятельно составить анкету. Наиболее же эффективным будет, если в проведении анкетирования будут принимать участие сами учащиеся (старшеклассники). Из желающих подростков формируется группа социологов, которые вместе с педагогом составляют анкету. Мы приводим лишь самые общие рекомендации к составлению анкет:
1. Определите, что именно вы хотите выяснить (в общем виде
сформулируйте цель исследования: изучение распространения нар
котизма в коллективе, анализ представления учащихся о причинах,
заставляющих людей использовать наркотики и т.п.).
2. Продумайте заранее, существуют ли какие-то важные взаи
мосвязи изучаемой вами проблемы с какими-то другими характе
ристиками (например, реальная проба наркотиков и возраст, пол и
тп.). Собираетесь ли вы изучать эти взаимосвязи?
3. Составьте на отдельном листочке перечень всех тех харак-
еристик, которые, исходя из цели вашего анкетирования, должны
1ТЬ рассмотрены (например, пол, возраст учащихся, виды одуревающих веществ, которые были использованы, возраст первой Робы одурманивающего вещества и т.п.).
4- Выберите форму анкеты: закрытая (варианты ответов пред-^тся заранее); полуоткрытая (респондент может выбрать уже
I
готовый вариант ответа или предложить свой); открытая (респондент предлагает свои варианты ответа).
5. Сформулируйте приблизительные варианты вопросов. Пусть ваша анкета напоминает доверительную беседу с респондентом. Вопросы должны плавно перетекать из одной темы в другую, не должны звучать резко и неожиданно. Самые сложные вопросы (требующие наибольшей искренности) лучше сформулировать в косвенной форме. ,
«а*».
Анкета 1
1. Как вы думаете, в вгццем классе подростки:
Никто
A) курят сигареты, потребляют
алкогольные напитки;
Б) потребляют наркотические вещества;
B) потребляют токсикоманические
вещества
1-2 человека
Около трети
Около половины
Большинс тво
2. Среди ваших друзей (старше или младше | вас): | ||||
Никто | 1-2 человека | Около трети | Около половины | Большинс тво | |
А) курят сигареты, потребляют алкогольные напитки; Б) потребляют наркотические вещества; В) потребляют токсикоманические вещества |
3. Подростки, использующие наркотические или токсикоманические вещества, чаще всего получают их:
От своих | От своих друзей- | От знакомых | От незнакомых | От незнакомых |
одноклассников | родственников | взрослых | торговцев | торговцев |
наркотиками | наркотиками | |||
(молодых людей) | (взрослых) |
Анкета 2
1. Как вы относитесь к потреблению подростками наркотиков в такиххлучаях:
Ситуации | Одобряю | Мне безразлично | Осуждаю |
А) в компании сверстников, где все потребляют наркотики; Б) для поднятия настроения, для снятия напряжения; В) чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников |
2. Как вы оцениваете информацию о наркотиках, получаемую от
Безразлична |
Интересна |
Часто не соответствует
действительности __
Всегда правильная
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделат вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, име ют личностные особенности, располагающие в определенных си туациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь. Такие попытки неоднократно предпринимались.
Несмотря на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общении, провоцирующие суицид.
Процедура тестирования с помощью прожективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые скрытые тенденции, однако она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора. Вместе с тем не менее определенные данные можно получить с помощью небольших методик, причем достоверность результатов повышается при использовании их в комплексе. Так, Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящий из 5 последовательно проводимых тестов: опросник для оценки состояния реактивной тревожности Спилбергера (1970), цветовой тест Люшера (1947), его модификации - цветовой мозаики (Н.В. Агазаде, Л.М. Кульгавин, 1984), методики определения агрессивности (В.В. Гульдан, С.А. Сургуладзе, 1983), методики определения аутоагрессивности (Н.В. Агазаде, 1984).
Кроме перечисленных методик существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведенной психотерапевтической работы. Например, В. Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом предполагаемые в будущем на прямой, символизирующей жизн • Отказ человека отметить события будущего считался тревожнь признаком.
Данный пакет диагностических методик, преимущество ко ^ рого в простоте проведения и минимальных затратах времени обработке результатов, позволяет также достаточно точно выя
индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению. Методики рассчитаны на возраст 16-17 лет.
Такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни, влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.
Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный нами к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».
Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Каждому испытуемому мы предлагаем анкету из 40 предложений. К ней прилагается следующая инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - 0.
Вопросы анкеты
1. Часто я не уверен в своих силах.
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого
можно было бы найти выход.
3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
4. Мне трудно менять свои привычки.
5. Я часто из-за пустяков краснею.
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
9- Я часто просыпаюсь ночью.
Ю. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
11 • Меня легко рассердить.
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
'З.Я легко впадаю в уныние.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
J5. Мне приходится часто делать замечания другим.
о. В споре меня трудно переубедить.
'• Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следо
вало бы избавиться.
21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться
в жизни.
22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться мак
симального успеха.
24. Я легко сближаюсь с людьми.
25. Я часто копаюсь в своих недостатках.
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно
меняется.
29. Меня легко убедить.
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
32. Нередко я проявляю упрямство.
33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
36. Я неохотно иду на риск.
37. Я с трудом переношу время ожидания.
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
39. Я мстителен.
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих пла
нов.
Ключ:
1. Шкала тревожности 2. Шкала фрустрации 3. Шкала агрессии 4. Шкала ригидности |
1. 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32^ 363
При обработке результатов подсчитывается количество отв тов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавши ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» — 1 балл- -* ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по кажД
шкале - Ю. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
- личностная тревожность - склонность индивида к пережива
нию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения
реакции тревоги;
- фрустрация - психическое состояние, возникающее вследст
вие реальной или воображаемой помехи, препятствующее дости
жению цели;
- агрессия - повышенная психологическая активность, стрем
ление к лидерству путем применения силы по отношению к другим
людям;
- ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъ
ектом деятельности в условиях, объективно требующих ее пере
стройки.
На втором этапе работы предполагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.
Испытуемый должен продолжить следующие предложения:
Завтра я...
Когда я закончу школу ...
Наступит день, когда...
Я хочу жить, потому что ...
При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.
Этот этап включает две части: первая направлена на выяснение особенностей планирования подростками собственной жизни (1-3-е предложения), вторая - на выяснение наличия у них осознанного стремления к жизни (4-е предложение).
Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации и на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умение строить планы на буду-Щее и реализовывать их.
3.2. Суицид и методы психологической диагностики суицидального риска
Суициды в настоящее время занимают третье место в качестве причины смерти подростков. В значительной степени этому способствует семейное неблагополучие среди непсихотических подростков, не страдавших психическими заболеваниями, более высокий риск суицидов у тех, родители которых совершали суициды, у которых не могут вырабатываться устойчивые привязанности и у которых имеют место импульсивное поведение или эпизодические нарушения контроля над собой, а также страдающие наркоманией. Риск манипулятивного суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
У всех суицидентов обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности, а также внутренняя или внешняя конфликтная ситуация. Социальная адаптация характеризуется степенью включенности в социальные группы, адекватностью его поведения принятым социальным ролям, удовлетворением собой и своим положением; при изменении одного из этих факторов происходит дезадаптация.
Но не каждый подросток в кризисной ситуации будет дезадаптирован и не каждый выберет в качестве выхода из нее самоубийство. Необходимо учитывать особенности личности, черты характера (выраженные нередко до уровня акцентуации), которые создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде. У всех изученных суицидентов были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти лица, находясь в кризисной ситуации, психологиче ски декомпенсированы и астенизированы, что связано с пережив нием ими сложных конфликтов, для решения которых оказало недостаточно их жизненного опыта. Указанная категория совер ет суициды, характеризуемые как отклонения социально-пас ного типа. Характерологическими особенностями личности с™ дента являются: сниженная толерантность к эмоциональнь ^ грузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, кая фрустрационная толерантность. В пресуицидальном пер ^_ подростков были выявлены различные варианты депрессив ^_ стояний (как эндогенных, так и реактивных) и ситуационнь
оий как правило, на фоне подростковых акцентуаций характера. В связи с этим необходимо рассматривать как клинические, так и социальные факторы. Клинические критерии: форма психического расстройства и тип его течения. Социальные факторы: условия воспитания в семье. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности:
1. Акцентуация характера и крайние варианты нормы.
2. Непсихотические расстройства личности.
3. Психотические расстройства личности.
По тесту Личко «ПДО» определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, на риск развития саморазрушающего поведения. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами соматовегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением, дисморфофобическими симптомами. Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации
характера.
У гипертимногоподростка - склонность к риску, пренебрежение опасностью.
У циклотимного- субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе.
У эмоционально-лабильныхподростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушаю-Щему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.
Сензитивныеподростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией.
Психастеническиеподростки в состоянии расстройства адап-Чии характеризуются нерешительностью, испытывают страх от-етственности, страх ущерба социального статуса.
Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистских побуждений. Опьянения нередко протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой.
Истероидныеподростки предрасположены к демонстративным суицидам.
Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий.
Конформныйподросток может совершить суицид за компанию. Для семейной диагностики выделяются два объекта:
1. Социально-психологический тип семьи.
2. Позиция подростка и степень удовлетворенности этой пози
цией. Суицидальное поведение является крайним средством мани
пуляции с целью оказать давление на семейное окружение и вер
нуть, таким образом, утраченную позицию. В других случаях, ко
гда подросток осознает необратимость прежней позиции в общении
и вместе с тем не чувствует в себе сил для продолжения жизни,
возможен истинный суицид. Наиболее суицидоопасна позиция че
ловека, оказавшегося в одиночестве перед коалицией объединив
шихся против него родственников. Чувство изолированности будет
суицидоопасным и тогда, когда человек сам старается отстоять
свою автономию. Протестные реакции свойственны подросткам,
стремящимся уклониться от опеки либо сохранить независимость в
семье.
Единовластие может служить источником постоянного психического напряжения, а у подростков, не склонных к компромиссу и не желающих подчиняться грубому нажиму со стороны взрослых, оно может провоцировать в некоторых случаях суицид протеста.
В кризисном состоянии у детей и подростков для оценки риск необходимо учитывать не только суицидогенные факторы, но и а тисуицидальные:
1. Нежелание вызывать отрицательные переживания у бли
2. Чувство долга по отношению к родителям.
3. Представление о греховности и о позорности суицида.
4. Наличие нереализованных планов.
5. Боязнь физических страданий.
6. Любовь к жизни.
У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка и в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального
поведения.
Для определения риска повторного суицида необходимо учитывать личностный смысл.
1. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в
ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или
агрессивно по отношению к субъекту, а смысл - в отрицательном
воздействии на объективное звено. «Месть» - конкретная форма
протеста, нанесения ущерба враждебному окружению. Предполага
ется наличие высокой самооценки и самоценности, активной или
агрессивной позиции личности с механизмом трансформации гете-
роагрессии в аутоагрессию.
2. При поведении типа «призыва» смысл состоит в активации
помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция
личности пассивна.
3. При суицидах «избегания» суть конфликта в угрозе лично
стному или биологическому существованию, которой противостоит
высокая самоценность. Смысл - избегание непереносимой сит