Отклонения в поведении подростка

Отклонения в поведении подростка — это результат педагогической запущенности и неблагоприятнойвоилоненияокружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды.

Отклонения в поведении:

Н.Вайзман к первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхност­ны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не под­чинялись, прогуливали занятия». Вторая группа - «с ускоренным половым развитием и с повышенной эффективностью, возбуди­мостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя. Третья группа - «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление нарко­тиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

К чему приводят: отклонения, опасные для жизни, выплескива­ются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не за­думываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в по­ведении.

Перевоспитание

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический про­цесс перевоспитания. Перевоспита­ние - это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность.

Этапы перевоспитания: 1) изучить воспитанника, 2) сосредоточить внимание его на психологической готовности к изменению своего поведения, 3) процесс накопле­ния нравственно положительных качеств, поступков. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Важно, чтобы на этом этапе воспи­танник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

4) процесс самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Методы: 1) поставить цель быть похожим на кумира, на идеал, 2) включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов.

Ряд условий, которые помогут достичь успеха:

1) установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать, 2) познание ребенка (знать его мысли, стремления, реак­ции, планы на будущее), 3) установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выде­ляет несколько стадий в разговоре социального педагога с подро­стком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия.

23.

Что такое одаренный ребенок

Одаренность, талант, гениальность — это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобра­зительная и сценическая) одаренность.

Исключительные спортив­ные способности — это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способ­ностях учиться, что сопутствует отличной специализации в буду­щем.

Интеллектуальная одаренность — это способность анализиро­вать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умни­ца, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставлен­ных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят ум­ственный труд и тем часто пугают родителей.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спо­койными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищают­ся малейшей шутке.

Есть и скрытая одаренность. Когда такой ребенок в семье то, окружающие его испы­тывают огромные трудности. Это фанатики - дети увлеченные ка­ким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.

Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитате­лей, социальных педагогов.

Наши рекомендации