Психолого-педагогическая помощь и поддержка подростков, склонных к суициду

Явление суицида есть крайнее проявление дисгармонии че­ловека и мира, разрушения социальных связей и личности, приво­дящих к суициду как закономерному результату этого процесса.

Конкретным его проявлением является фрустрация, то есть нервный физический или психологический срыв, тягостный эффект которого не исчезает с окончанием очередного этапа фрустрации, а накапливается, усиливается и, в конечном итоге, приводит к суи­циду.

Суицид есть конечный результат процесса, проявление кото­рого заметно специалисту, а часто и неспециалисту задолго до фак­та суицида. Поэтому в данном случае, где речь идет о нормальной исходной личности, которая разрушается фрустрационным пр

илу как специфической жизни личности, так и отсутствия с с0М в онЫ психологической грамотности, адекватности сознатель-66 контроля и прочих способов изменения смысловых отноше-Н°~ этой личности к жизни, нормальная психотерапия, работа со ^ дствами психологической самозащиты по отношению к данной Юности может не только предотвратить суицид, но и привести к полному восстановлению душевного равновесия.

Весь этот процесс (фрустрации) может отягощаться за счет таких явлений, как алкоголизм, начальных этапов наркомании.

Причины детского и подросткового суицида

Необходимо отметить, что с житейской стороны все как буд­то бы ясно. Непосредственной причиной суицида является роди­тельское давление, перенос на детей трудностей и нестабильности жизни, соответственно, избиение детей, пьяные дебоши в семье и т.п., которые, сочетаясь с отсутствием оптимальной стрессоустой-чивости у детей, создают возможности суицида. Сюда же относятся и особенности подросткового возраста как возраста неуравнове­шенного, возраста срыва, и принципиальная ориентация подрост­ков на «себя» или «на других». Так, последние статистические ис­следования показывают, что рост числа суицида среди подростков не наблюдается. Детские психиатры объясняют это тем, что у под­ростков сменился объект агрессии; агрессия идет не на себя, а на других, в частности на взрослых. Поэтому нарастает число право­нарушений подростков по отношению к другим людям.

Вместе с тем одна из особых причин детского суицида все-таки существует. Эта причина связана с повышенной внушаемо­стью детей, подверженностью их различным видам суггестивных и гипнотических воздействий и созданием на этой основе эмоцио­нальной привлекательности смерти. То, что эта причина работает, показывает деятельность различных псевдорелигиозньгх обществ типа «белого братства». В этом плане можно говорить о специаль­ном программировании смерти.







2.5.3. Работа психолога с разновидностью девиантного поведения

Страхи и навязчивости

Для устранения страха может использоваться игровая психо­коррекция (А.И. Захаров). Так, у девочки двух с половиной лет появилось заикание и боязнь темноты после ночного испуга, при­чину которого она не могла объяснить. Психолог, беседуя с роди­телями, узнал, что незадолго до заболевания они читали дочери сказку «Красная шапочка». Возникало предположение, что сказка отразилась в кошмарном сновидении. По сюжету сказки бьша про­ведена игра, в которой мать с помощью управляемой куклы изо­бражала доброго волка. В результате совмещения угрожающего образа с эмоционально близким ребенку лицом острота страха сни­зилась. В дальнейшем роль волка исполнял психолог, постепенно наделяя своего героя соответствующими атрибутами поведения. Как в игре с матерью, у девочки отмечалась лишь незначительная ответная реакция страха. При смене ролей, когда волка изображала сама девочка, она угрожала Красной Шапочке, роль которой ис­полнял психолог. При повторном изменении ролей реакция страха полностью отсутствовала у девочки. Ребенок стал спокойно спать, в течение недели полностью нормализовалась речь.

Дисморфобия

Под этим понимается необоснованная убежденность в нали­чии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.

Мысли о своей воображаемой дефектности занимают цен­тральное место в переживаниях подростка и определяют весь сте­реотип его поведения. При таком виде отклоняющегося поведения лучше всего применить консультацию психиатра.

Расстройства аппетита

Наиболее адекватным методом психокоррекции расстройств аппетита, равно как и других патологических пристрастий (к алко­голю, пищевому, питьевому или сексуальному обжорству), являет' ся поведенческий (условно-рефлекторный) тренинг. Немецкие пси­хотерапевты Кригель и Гефке различают несколько вариантов п°'




ой тренировки (модификации) поведения, основанных на е° ензитации (пониженной чувствительности), по Вольпе, к З°Ве иным патологическим влечениям. При этом вспомогатель-Тб ""методами (угашение) в лечении являются суггестивные ме-ными ^ гипн03) аутотренинг, мышечная релаксация. При десенси-Т°шш например, можно рекомендовать имаго-тренировку (тренинг П бражения и представления) неприятных ощущений после прие-В а°пиши при патологическом обжорстве и избыточном весе. М Ускорение отвыкания от вредной привычки к еде и питью происходит при дополнительных самостоятельных самовнушениях, проводимых тренирующимися дома, при косвенном позитивном усилении психолог вместе с пациентом составляет список ситуаций или ощущений, которые могут поддержать его хорошие намерения в борьбе с вредными привычками.

Школьник - сластена с избыточным весом представлял себе, как он, идя гулять и проходя мимо кондитерской, говорил себе: «Да, это вкусно, однако я только прибавлю в весе, а мои проблемы останутся. Я не зайду туда».

Заикание

Заикание сопровождается нарушением коммуникативной функции, что накладывает отпечаток на все поведение школьника: он становится неуверенным, замкнутым. Так называемое «невроти­ческое заикание» (В.В. Ковалев) часто сопровождается такими нев­ротическими расстройствами, как детские страхи, расстройства сна, колебания настроений, энурез.

Наши рекомендации