Психолого-педагогическая помощь и поддержка подростков, склонных к суициду
Явление суицида есть крайнее проявление дисгармонии человека и мира, разрушения социальных связей и личности, приводящих к суициду как закономерному результату этого процесса.
Конкретным его проявлением является фрустрация, то есть нервный физический или психологический срыв, тягостный эффект которого не исчезает с окончанием очередного этапа фрустрации, а накапливается, усиливается и, в конечном итоге, приводит к суициду.
Суицид есть конечный результат процесса, проявление которого заметно специалисту, а часто и неспециалисту задолго до факта суицида. Поэтому в данном случае, где речь идет о нормальной исходной личности, которая разрушается фрустрационным пр
илу как специфической жизни личности, так и отсутствия с с0М в онЫ психологической грамотности, адекватности сознатель-66 контроля и прочих способов изменения смысловых отноше-Н°~ этой личности к жизни, нормальная психотерапия, работа со ^ дствами психологической самозащиты по отношению к данной Юности может не только предотвратить суицид, но и привести к полному восстановлению душевного равновесия.
Весь этот процесс (фрустрации) может отягощаться за счет таких явлений, как алкоголизм, начальных этапов наркомании.
Причины детского и подросткового суицида
Необходимо отметить, что с житейской стороны все как будто бы ясно. Непосредственной причиной суицида является родительское давление, перенос на детей трудностей и нестабильности жизни, соответственно, избиение детей, пьяные дебоши в семье и т.п., которые, сочетаясь с отсутствием оптимальной стрессоустой-чивости у детей, создают возможности суицида. Сюда же относятся и особенности подросткового возраста как возраста неуравновешенного, возраста срыва, и принципиальная ориентация подростков на «себя» или «на других». Так, последние статистические исследования показывают, что рост числа суицида среди подростков не наблюдается. Детские психиатры объясняют это тем, что у подростков сменился объект агрессии; агрессия идет не на себя, а на других, в частности на взрослых. Поэтому нарастает число правонарушений подростков по отношению к другим людям.
Вместе с тем одна из особых причин детского суицида все-таки существует. Эта причина связана с повышенной внушаемостью детей, подверженностью их различным видам суггестивных и гипнотических воздействий и созданием на этой основе эмоциональной привлекательности смерти. То, что эта причина работает, показывает деятельность различных псевдорелигиозньгх обществ типа «белого братства». В этом плане можно говорить о специальном программировании смерти.
2.5.3. Работа психолога с разновидностью девиантного поведения
Страхи и навязчивости
Для устранения страха может использоваться игровая психокоррекция (А.И. Захаров). Так, у девочки двух с половиной лет появилось заикание и боязнь темноты после ночного испуга, причину которого она не могла объяснить. Психолог, беседуя с родителями, узнал, что незадолго до заболевания они читали дочери сказку «Красная шапочка». Возникало предположение, что сказка отразилась в кошмарном сновидении. По сюжету сказки бьша проведена игра, в которой мать с помощью управляемой куклы изображала доброго волка. В результате совмещения угрожающего образа с эмоционально близким ребенку лицом острота страха снизилась. В дальнейшем роль волка исполнял психолог, постепенно наделяя своего героя соответствующими атрибутами поведения. Как в игре с матерью, у девочки отмечалась лишь незначительная ответная реакция страха. При смене ролей, когда волка изображала сама девочка, она угрожала Красной Шапочке, роль которой исполнял психолог. При повторном изменении ролей реакция страха полностью отсутствовала у девочки. Ребенок стал спокойно спать, в течение недели полностью нормализовалась речь.
Дисморфобия
Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.
Мысли о своей воображаемой дефектности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения. При таком виде отклоняющегося поведения лучше всего применить консультацию психиатра.
Расстройства аппетита
Наиболее адекватным методом психокоррекции расстройств аппетита, равно как и других патологических пристрастий (к алкоголю, пищевому, питьевому или сексуальному обжорству), являет' ся поведенческий (условно-рефлекторный) тренинг. Немецкие психотерапевты Кригель и Гефке различают несколько вариантов п°'
ой тренировки (модификации) поведения, основанных на е° ензитации (пониженной чувствительности), по Вольпе, к З°Ве иным патологическим влечениям. При этом вспомогатель-Тб ""методами (угашение) в лечении являются суггестивные ме-ными ^ гипн03) аутотренинг, мышечная релаксация. При десенси-Т°шш например, можно рекомендовать имаго-тренировку (тренинг П бражения и представления) неприятных ощущений после прие-В а°пиши при патологическом обжорстве и избыточном весе. М Ускорение отвыкания от вредной привычки к еде и питью происходит при дополнительных самостоятельных самовнушениях, проводимых тренирующимися дома, при косвенном позитивном усилении психолог вместе с пациентом составляет список ситуаций или ощущений, которые могут поддержать его хорошие намерения в борьбе с вредными привычками.
Школьник - сластена с избыточным весом представлял себе, как он, идя гулять и проходя мимо кондитерской, говорил себе: «Да, это вкусно, однако я только прибавлю в весе, а мои проблемы останутся. Я не зайду туда».
Заикание
Заикание сопровождается нарушением коммуникативной функции, что накладывает отпечаток на все поведение школьника: он становится неуверенным, замкнутым. Так называемое «невротическое заикание» (В.В. Ковалев) часто сопровождается такими невротическими расстройствами, как детские страхи, расстройства сна, колебания настроений, энурез.