Оценка результатов тестирования

При оценке результатов фиксируется, сколько раз и при от­вете на какие вопросы дети использовали таблички «вино», «сига­реты», «наркотики» (если этот термин был упомянут). Насторо­жить взрослого может выбор вышеупомянутых карточек при отве­те на вопросы 3, 4, 6, 7, 8, 10. Чем больше число таких карточек, тем выше уровень сформированное™ у ребенка положительных установок отношении наркотизации.

Оценить уровень распространения наркогенных традиций в ближайшем окружении малыша позволяют ответы на вопросы 11 и 12. Эта информация заставит задуматься некоторых родителей: не способствуют ли их привычки возможному приобщению детей к одурманиванию?

Предложенный тест целесообразно использовать не только перед проведением курса занятий, но и по его окончании. Сравнив результаты, можно оценить реальную эффективность вашей рабо­ты.

Что приготовить к занятию

Модели цветика-семицветика для каждого из детей - бумаж­ный цветок с семью лепестками разного цвета. На каждом лепестке - рисунок, символически обозначающий силу, смелость, красоту, славу, богатство, ум, здоровье. Например, ум можно изобразить с помощью рисунка: человечек решает сложную задачу, силу - чело-ечек поднимает тяжелую штангу и т.д. Понадобятся также тетради или альбомы, цветные карандаши.

Что нужно знать взрослому

В течение последних лет состояние здоровья наших детей янно ухудшается. Объяснений складывающейся ситуации ская%; Ь предложено много. Это и неблагоприятная экологиче-перет °Тановка' и снижение уровня жизни, и нервно-психические переч °Т К0Т0РЬ1Х сегодня страдают даже малыши... Однако, шЬ1 од Ляя все эти факторы нездоровья подрастающего поколения, ени Н° за^ьшаем еЩе об одном, весьма существенном. Это не-амих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных





Оценка результатов тестирования - student2.ru Оценка результатов тестирования - student2.ru законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. Как показывают исследования психологов, у детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду лично­стных ценностей. И это вполне объяснимо. Ведь у большинства из них еще не накопился тот груз болезней, который приходится не­сти по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему мо­гут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.

Профилактика наркотиков

Педагогическую профилактику мы рассматриваем как осо­бый способ организации социальной среды ребенка, препятствую­щей наркогенному заражению. Антинаркогенное воспитание при этом является основной базой педагогической профилактики.

Педагогическая профилактика включает в себя три основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения детей и подростков к одурманиванию; вторичная профилактика, предотвращающая раз­витие наркогенного заражения у несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркогенных веществ; третичная профилакти­ка - педагогическая реабилитация детей и подростков со сформи­рованной зависимостью.

Каждый из этих блоков имеет основные направления реали­зации.

Общая воспитательная работа с детьми. Ее основная цель за­ключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни.

Это направление может реализовываться через введение в программу работы образовательных, досуговых учреждений спе­циальных курсов антинаркогенной подготовки, организацию раз­личных тематических мероприятий, а также при включении специ­альной информации в содержание традиционных обучающих кур' сов — контекстная подготовка.

Коррекционная работа с детьми группы риска. Работа на­правлена на коррекцию и нивелирование личностных деструкт°" ров, способных обусловливать приобщение к одурманивают0*4 веществам. Она предполагает помощь несовершеннолетним, иен*1'

них

аюшим трудности социальной адаптации, - развитие у ТЬ муникативных навыков, приемов противостояния негативному К шальному давлению, внутриличностных регуляционных меха-° змов Это направление реализуется за счет работы школьной ологической СЛуЖбы. Основными формами реализации явля­ются психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные кон­сультации для учащихся, специальный психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов.

Работа с детьми и подростками, имеющими опыт использо­вания наркотических веществ, заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения у несовершенно­летних. В задачи этого направления входят возможно более раннее выявление учащихся, использовавших одурманивающие вещества; организация в школе специального антинаркогенного контроля, исключающего как возможность использования детьми наркоген­ных веществ, так и приобщения к одурманиванию своих сверстни­ков; проведение различных тренингов, направленных на развитие у учащихся устойчивости к внешнему наркогенному давлению; пре­одоление внутреннего психологического дискомфорта, связанного с прекращением использования одурманивающих веществ; в слу­чаях, когда это необходимо, - организация психологического, ме­дицинского консультирования несовершеннолетних в подростко­вых наркологических службах.

Подготовка специалистов к ведению профилактической ра­боты. Она направлена на решение двух групп задач: воспитатель­ных (осознание педагогом личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непо­средственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных ас­пектах наркотизма несовершеннолетних, освоение методик реали-Ции задач педагогической профилактики). Осуществляется за введения в программу работы педагогических институтов и таю*6''01116103 специальнЬ1Х курсов антинаркогенной подготовки, а организацию методических семинаров для педагогов-1°сов' психологов, социологов.

та с Родителями. Это направление предполагает реали-члена ВВ^Х Г^^пп заДач ~ воспитательных (осознание взрослыми Деп>ми Семьи важности и необходимости специальной работы с о предупреждению наркогенного заражения) и образова-





тельных (освоение основных приемов организации семейной про­филактики). Выделяют обшую и специальную работу с родителя­ми. Общая работа осуществляется за счет организации специаль­ных семинаров, лекций, привлечение взрослых членов семей к процессу антинаркогенной подготовки учащихся и т.п. и ориенти­рована на все группы родителей. Специальная работа ориентирова­на на родителей несовершеннолетних группы риска, а также тех детей и подростков, которые уже имеют опыт использования одур­манивающих средств. Она предполагает индивидуальное консуль­тирование взрослых членов семей, помощь при организации их взаимодействия с учреждениями подростковых наркологических служб, совместную организацию антинаркогенного контроля, ис­ключающего возможность использования детьми наркогенных ве­ществ, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.

2.5.2. Социальный и правовой аспекты

профилактики сексуальных отклонений и склонности школьников к суициду

Вопрос о половом воспитании, как подчеркивал А.С. Мака­ренко, может показаться самым сложным из педагогических вопро­сов, если рассматривать его в отрыве от других проблем воспита­ния.

Несомненно, наиболее эффективное половое воспитание осуществляется при согласованности действий семьи и школы; обоюдными усилиями родителей и учителей могут быть достигну­ты значительные успехи.

Практика показывает, что причинами возникновения поло­вых девиаций являются, как правило, серьезные ошибки семейного воспитания, педагогическая неподготовленность родителей и их низкая культура. Бездуховность, жестокость, эгоизм близких людей толкают подростка на поиск положительных эмоций, утешения, что нередко ведёт к возникновению эрверзии. С другой стороны, попустительство родителей, отсутствие должной требовательности, маскирующиеся под личиной доброты, воспитывают у ребёнка не-

ность, желание постоянно получать удовольствие, общаться с СКР° шоШИМИ на игриво-интимном уровне. Нельзя не отметить и ° ально-экономических причин половых расстройств у школь-С° ов' проживание в одной комнате отца, матери и ребёнка, или бабушки, матери и сына-подростка.

На долю школы выпадает нелегкая задача исправления оши­бок допущенных семьёй в половом развитии личности, воспитание v учащихся правильных представлений о нравственности, понима­ние социальных, этических, физиологических аспектов взаимоот­ношений между мужчиной и женщиной, формирование чувств соб­ственного достоинства, уважение к другому человеку. Необходимо также давать детям доступное и правильное представление о поло­вой жизни и вырабатывать навыки половой гигиены.

Прежде чем приступить к исправлению, коррекции того не­гативного, что приобрел подросток, необходимо установить осо­бенности усвоенных им знаний, меру и глубину их искаженности, отношение подростка к половым проблемам. Сделать это можно в процессе индивидуальной работы, используя такие психолого-педагогические приемы, как доверительная беседа, сочинение на тему дружбы и любви, дискуссия по поводу прочитанного и уви­денного, анкета с косвенными вопросами о взглядах подростка на половую проблему и другие.

Половое воспитание в школе не может сводиться только к просветительным лекциям и беседам, проводимым школьным вра­чом. Половое воспитание зиждется на нравственном воспитании, связано с физическим, интеллектуальным, моральным и эстетиче­ским развитием личности. Следовательно, проводить его необхо­димо в рамках всех учебных предметов и во время внеклассной ра­боты. Учителя всех специальностей должны помнить об этом ас­пекте воспитательной работы; например, учитель физкультуры мо­жет интересно рассказать о красоте сильного и здорового тела; иолог - об особенностях организма человека, сущности физиоло-еских отличий организма мужчины и женщины, о наследствен-и, деторождении, специфических физиологических процессах; олог - об этических и нравственных нормах взаимоотношений еи- Каждый учитель - физик или географ, историк или химик -Хов ~ ть носителем высоких нравственных учреждений, ду-культуры, чтобы стать примером для школьников.

L





Оценка результатов тестирования - student2.ru В некоторой степени облегчает процесс полового воспитания введенный в школах курс «Этика и психология семейной жизни» Однако это не означает, что приступать к формированию целост­ной личности, способной осознавать социальные и нравственные нормы, свои психофизиологические особенности и умеющей уста­навливать социальные отношения с окружающими обоих полов нужно только в старших классах. Уже в начальных классах нужно обращать на это внимание.

Повышению осведомленности учителя, его компетентности в вопросах полового развития, а также снятию эмоциональных барь­еров, мешающих естественно и просто обсуждать вопросы полово­го воспитания с подростками, способствуют регулярные семинары, обсуждения докладов, выступлений в учительской среде. В теории и практике полового воспитания целесообразно исходить из задач формирования всесторонне развитой высоконравственной лично­сти, с активной жизненной позицией, здоровыми отношениями с окружающими, развитой способностью к взаимопомощи. Духовно богатые взаимоотношения между разнополыми подростками, ис­тинная дружба, первая любовь не должны вызвать у педагогов из­лишних опасений, все это - нормальные проявления правильно протекающего развития личности. Однако в половом воспитании не следует уповать на «голос природы», здесь необходим ненавяз­чивый, деликатный, но постоянный контроль родителей и учите­лей.

Наши рекомендации