Групповая психокоррекция бытового пьянства и алкоголизации у школьников
Поскольку алкоголизм формируется вследствие деформации общения у подростков с акцентуациями характера, то использование групповой психокоррекции может явиться патогенетическим методом психологической коррекции учащихся.
Как известно, групповая коррекция является одним из ведущих методов, апеллирующим к специфическим особенностям групповой психодинамики и использующим целенаправленное взаимодействие в группе для нормализации и коррекции нарушений отношений личности, а также приобретения навыков адекватного общения.
Большое значение в организации групповой коррекции имеет установка на групповое лечение, степень гомфотерности и сплоченности группы, иерархий статуса членов группы с учетом авторитетности проводника психологических влияний в групповой психокоррекции. Немаловажна также роль подражательности и взаимной индукции в создании специфических условий взаимовлияния учащихся, а эти качества личности высоко развиты у пьющих школьников.
Другой причиной необходимости применения групповых * Рм психокоррекционного воздействия является и прикладная
инистративно-экономическая возможность оказания помощи кос Ш0М^ ЧИСЛУ нуждающихся в ней, что освобождает от трудоем-Ко Ти и количественной ограниченности индивидуальной психо-
Рекции и выводит групповую методику на путь обеспечения
специализированной помощи значительному контингенту учащихся.
Вышеприведенные предпосылки важной групповой психокоррекции алкоголиков не исключают необходимости индивидуальной работы с пьющими, с которой и надо начинать всю систему психологического воздействия.
Групповая психокоррекция алкоголизма представляет собой реконструктивно-поэтапный (по В.Н. Мясишеву, 1960) способ эмоционально-стрессового воздействия на личность пьющих школьников.
Первый этап психокоррекции- информационно-ознакомительный.
Выбор методов индивидуального воздействия начинается со сбора психоанамнеза, в котором необходимо составить представление о личности учащихся. Уточнению подлежит не только количество выпиваемого алкоголя и стаж алкоголизма, но характер действия алкоголя на организм, участие особенностей личности в формировании привычки к пьянству и абстинентного синдрома при попытке бросить пить. Полезно осведомиться об особенностях памяти и внимания, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере личности пьющих.
В процессе индивидуального осмотра каждого с целью косвенной психокоррекции психолог должен коротко, но уверенно суггестировать алкоголика, негативно оценивая некоторые особенности его здоровья (язвенная болезнь желудка и т.п.) как следствия злоупотреблении алкоголем.
Учет особенностей личности необходим для последующей индивидуально-дифференцированной психокоррекции, проводимой наряду с групповой работой, а также для формирования группы психокоррекции.
Полезно сознательное включение лиц, настроенных решительно покончить с пьянством, протекающим в легкой форме. Легко бросив пить, не тяжело переживая абстиненцию, они позитивно индуцируют группу.
Для создания нужного психологического климата в одну группу целесообразно объединять лиц с противоположными характерологическими особенностями. Тогда претенциозность экстра-вертированных умеряется на виду у интровертов, зачастую склон-
к .февоге и мнительному ожиданию неудач, но они становятся ктивнее, несколько растормаживаясь под влиянием первых.
В психотерапевтическую группу не следует включать школьников, не имеющих желания избавиться от вредной привычки ибо лечение показано только лицам с мотивацией бросить пить.
Второй реконструктивный этап психокоррекциисвязан с непосредственным проведением сеансов эмоционально-стрессовой психотерапии в группе лиц, страдающих хроническим пьянством.
Собрав группу 10-12 человек, желающих бросить пить, врач или психолог проводит эмоционально насыщенную беседу о вреде пьянства с требованиями решительно бросить пить с какого-то определенного дня и назначает день следующей встречи. Это дает возможность еще раз уточнить мотивированность лечения, искренность и заинтересованность в нем и иждивенческие установки лиц, пришедших не лечиться, а полюбопытствовать, как «лечат от алкоголизма».
Заканчивается первое групповое занятие безапелляционным заявлением психолога о необходимости «поломки» защитных сил организма, которая произойдет при эмоционально-стрессовой психотерапии алкоголизации, что приведет к чрезмерному, против обычного пьянства, токсическому воздействию алкоголя — падению кровяного давления, шоку, коллапсу, рвоте и другим явлениям отравления организма подростка-алкоголика.
На следующем занятии всей группе желающих избавиться от вредной привычки проводится так называемый авторитарно-директивный сеанс внушения наяву.
Алкоголики выстраиваются вдоль стены на расстоянии 20-30
см от нее, в позе «смирно», а психолог по мере выполнения проб с
падением вперед и назад определяет наиболее внушаемых и заин-
Ресованных в психокоррекции. С них и начинается показ «моде-
паралича». У наиболее внушаемых вызывается функциональный
рез рук («ваши руки парализованы, вы не можете ими произво-
ь каких-либо мелких операций, например, вдеть нитку в игол-
ясн ЭТеМ <<паРалич» внушением же и снимается. Психолог объ-
можн1' ЧТ° Т0ЧН0 таким же внушением, как в модели паралича рук,
вызвать «паралич» защитных сил организма, «поломать им-
ныщ п * ПРОТИВ алкоголя, после чего организм станет беззащит-
Ти к m °Тношению к нему и всякая выпитая рюмка может привес-
*У- -затем, подходя поочередно к каждому, вновь проводит-
ся проба с падением вперед и назад и внушается «паралич защитных сил организма», после чего учащиеся делают несколько попыток выпить, получая установку на отвращение к алкоголю.
После сеанса эмоционально-стрессовой психокоррекции группа распускается до следующего занятия, перед которым учащиеся предварительно опрашиваются относительно абстинентных проявлений и приемов противодействия им. Психотерапевтичеки опосредуется польза приема седативно-успокаивающих средств.
Третий этап симптоматической психокоррекцииимеет цель закрепить результаты реконструктивного воздействия, снять абстинентные явления, укрепить уверенность в возможности воздержания от соблазна выпить, вновь вызвать безразличие или отвращение к алкоголю. Для этого проводится шесть-семь занятий по . аутогенной тренировке с внушением безразличия к выпивке и хорошего самочувствия при отрыве от выпивки.
По достижении симптоматического улучшения лица, желающие окончательно бросить пить, нуждаются в «поддерживающей» психокоррекции (четвертый этап), которая осуществляется в основном по типу групповых собеседований (четыре-пять занятий) с обсуждением методов мотивированного противодействия соблазну выпить и для закрепления начавшейся перестройки личности бывшего алкоголика.
Во время групповых дискуссий образуется особая коллективная атмосфера с неформальными отношениями, с сочувствием, с симпатиями и выражением взаимоподдержки. Бросившие пить нарушают прежнюю «солидарность» со злостными алкоголиками. Члены группы стараются советом и делом помочь другим, особенно в трудный период абстиненции. Выявляется в группе и разнообразие мотивов алкоголизации.
В процессе групповой работы формируются различные степени мотивации к прекращению пьянства: «Питаю навязчивую мысль о прекращении пьянства, но не нахожу достаточных доводов для внушения в себе жгучего желания совершить данный поступок».
Выявляются как лица с иждивенческой установкой «бросить пить поможет врач», так и высоко мотивированные - «прижало -дальше некуда».
Наркомания
Ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников олзкна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.
Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в 5-7 лет, пробуют курить в 7-10. Знакомство же с наркотическими и токсикоманическими веществами (как уже говорилось выше) происходит значительно позже. Поэтому при работе с дошкольниками основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане (взрослый сам решает, как и в каком объеме давать такую информацию).
Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5-6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию их маленькому сыну или малышке дочери не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.
Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.
При организации профилактической работы следует соблю-
ь принцип «запретной информации». Это значит, что полностью
ключается использование сведений, способных провоцировать
Рее детей к наркогенными веществам: например, рассказ о ка-
в ° <<пРивлекательных» свойствах различных одурманивающих
™ или о способах их применения.
цре еще °Дно, очень существенное, на наш взгляд, замечание. тат,1ПреЯсдение наРкотизма должно быть тесно связано с воспи-У Детей общей культуры здоровья. Одурманивание психо-
А
логи не случайно называют саморазрушающим поведением. Поклонник дурмана действительно разрушает свое тело и душу. Поэтому столь необходимо, чтобы уже в раннем возрасте дети хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.
В организации педагогической профилактики наркотизма среди детей дошкольного возраста преобладают игровые формы: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Такие методы наиболее соответствуют возрастным психологическим особенностям детей. Акцент на чувства, переживания делает предъявляемые малышам антинаркогенные нормативы личностно значимыми.
Формирование негативного отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни. Теплый эмоциональный фон занятиям придает присутствие сказочных персонажей, которые «проводят» это занятие вместе с педагогом.
Хорошо, чтобы у малышей были специальные тетрадки или в альбомы, в которых они будут выполнять задания во время занятий, рисовать, делать аппликации и т.д. Мы рекомендуем определенным образом фиксировать правильные ответы ребят, награждая верно ответившего кружком с «улыбкой». Эти кружочки-награды дети могут наклеивать себе в тетрадь.
С чего начать
Мы предлагаем перед началом курса провести тестирование среди детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими самой проблемы, о которой идет речь.
Такая предварительная работа поможет решить целый ряд задач:
1) выяснить, как дети относятся к различным наркогенным
веществам, а следовательно, и узнать, насколько актуаль
на профилактическая работа для каждого конкретного ре'
бенка;
2) выявить уровень информированности детей об аспектах
наркотизма.
Это, в свою очередь, позволит определить объем информации, который следует предоставить детям. Желательно, чтобы в ходе занятий им сообщался минимум новых сведений об аспекта"
отизма (за исключением данных о негативном воздействии аокогенных веществ на здоровье). Задача воспитателя не столько информировать, сколько формировать отрицательные позиции в отношении к наркотизации.
Кстати, предварительное тестирование помогает решить весьма сложный для многих взрослых вопрос: стоит ли включать в обсуждение тему, связанную именно с наркотическими веществами? Если ваши подопечные уже знают о существовании таких веществ, о специфических эффектах, вызываемых ими, то нужно ли бояться говорить об этом вслух? Наоборот, своевременный разговор поможет предотвратитьформирование у детей положительного отношения к одурманиванию.
Результаты предварительного тестирования помогут найти общий язык воспитателю и родителям. Взрослые члены семьи, негативно относящиеся к проведению антинаркогенных занятий, смогут самостоятельно протестировать своего сына или дочь. Мы уверены, что полученные результаты изменят отношение родителей к этой проблеме.
Для проведения теста необходимо подготовить таблички с изображением различных веществ и продуктов, которые употребляются в обычной жизни: «вино», «молоко», «сигареты», «фрукты», «таблетки», «масло», «конфеты», «мясо», «творог», «торт» и т.п. (таблички с подчеркнутыми веществами должны быть обязательно). С каждым ребенком нужно беседовать отдельно. Перед началом тестирования дается следующая инструкция.
«Посмотри внимательно на таблички. Перед тобой изображения продуктов, которые используют разные люди. Все ли рисунки тебе понятны? Я буду задавать вопросы, а тебе для ответа нужно только отобрать соответствующие таблички. Ты можешь взять лю-е к°личество табличек при ответе на вопрос или не выбрать ни ^Днои. Не бойся ответить неправильно, любой твой ответ, если ты
итаешь его верным, получит хорошую оценку». Пес „ Ри тестировании могут быть получены противоречивые, на про 1И<.ВЗГЛЯД> результаты. Так, отвечая на приведенные ниже во-чина ' ^' Дети иногда называют одни и те же продукты. При-Лфбых °го ~ отсутствие представления об абсолютной опасности на оцщб °РМ олУРманивания. В этом случае не следует указывать ный очность ответа. Любой вариант принимается как правиль-
Ответы ребенка следует фиксировать. Однако лучше это делать незаметно, не привлекая внимания. Поэтому заранее подготовьте карточку тестирования. Положите ее так, чтобы в нее нельзя бьшо заглянуть, а малышу объясните, что там записаны вопросы и вы отмечаете их последовательность.
Мы уже говорили, что к 6 годам большинство детей имеют сведения не только об алкоголе, никотине, но и собственно о наркотиках. Но, поскольку кому-то из ребят этот термин может быть еще незнаком, из этических соображений самим взрослым он не используется. Однако в ходе тестирования вы можете сделать несколько уточняющих вопросов, позволяющих определить реальный уровень осведомленности ребенка. Так, при обсуждении вопроса можно попросить малыша назвать вещества, не нарисованные на табличках, но которые тоже опасны для здоровья человека.
Вопросы теста
1. Какие продукты могут помочь человеку стать здоровым?
2. Какие продукты могут ухудшить здоровье человека?
3. Какие вещества могут изменить настроение человека: сде
лать его грустным, печальным, злым?
4. Какие вещества могут изменить настроение человека: сде
лать его веселым, озорным, смешливым?
5. Какие вещества нельзя использовать никому и никогда?
6. Какие вещества нельзя использовать детям, так как они
опасны для их здоровья, а взрослым от них вреда не будет?
7. Какие вещества можно использовать очень редко (при час
том применении они могут навредить здоровью)?
8. У каких веществ может быть приятный вкус, цвет, запах?
9. Вкус каких веществ тебе знаком? (Этот вопрос требует
уточнения со стороны взрослого. Если ребенок отвечает, что про
бовал алкоголь или курил, следует спросить, сколько раз и при ка
ких обстоятельствах это происходило. Беседу нужно вести очень
доброжелательно и не настаивать на ее продолжении, если ребенок
неохотно отвечает на вопросы.)
10. Какие вещества ты не пробовал, но попробуешь, когда
станешь взрослым (если никто не узнает, если сможешь достать й
т. д.)?
11 Какие вещества из тех, что нарисованы на табличках, ты
(уточнить - где и при каких обстоятельствах ребенок сталки-
с одурманивающими веществами)?
12 Видел ли ты, как другие люди используют эти вещества?