Психология «трудного» подростка и проблемы девиантного поведения.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.
Претерпевая качественныё изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.
У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков.
Психология позднего возраста. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Закономерности развития в стадии зрелости.
Поздний зрелый возраст начинает после 60 лет. Он начинается пенсионным кризисом.
60 - 75 лет - поздняя зрелость (пожило возраст);
75 - 90 лет - старость;
более 90 лет - долгожитель.
Происходят физиологические и психологические изменения
Физические регрессивные изменения - утомляемость, низкая выносливость, медлительность, болезни.
Психологические изменения - обидчивость и ранимость, жадность (силы человека увядяют, он боится, что больше не заработает, потому старается сохранить то, что есть), черты характера обостряются
В зрелые годы после произведенной переоценки ценностей наступает новый расцвет творческой деятельности, причем не за счет количественных ее показателей, а за счет углубления ее качества. Основное чувство, которое испытывает человек в эти годы, - полнота жизни, удовлетворенность ею. В этот период взрослый человек смотрит на жизнь гораздо шире, чем раньше. Картина мира, смысл жизни для него становятся все более глубокими и дифференцированными, переживания неизбежных потерь компенсируются возрастающей мудростью и терпимостью.
Характеристика жизненного цикла развития человека. Периодизация психического развития Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина. Характеристика критериев периодизации.
Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Он выстроил следующую периодизацию детского развития.
1. Кризис новорожденности.
2. Младенчество (2 мес. –1 год).
3. Кризис одного года.
4. Раннее детство (1–3 года).
5. Кризис трех лет.
6. Дошкольный возраст (3–7 лет).
7. Кризис семи лет.
8. Школьный возраст (8–12 лет).
9. Кризис тринадцати лет.
10. Пубертатный возраст (14–17 лет).
11. Кризис семнадцати лет.
Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности – новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, поскольку ребенок, изменивший строение личности, уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным. В основе периодизации - закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.
Первый тип - это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый».
Второй тип- это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок - общественный предмет».