Методы и организация исследования

Задачи эмпирического исследования:

1. Сформировать выборку исследования, подобрать диагностический инструментарий для исследования.

2. Выявить особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов по опроснику временной перспективы и опроснику временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо.

3. Определить особенности структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения у студентов по методике МИС С.Р. Пантелеева, В.В. Столина.

4. Проверить гипотезу исследования методом статистической обработки данных.

Гипотеза исследования:существует взаимосвязь между самоотношением личности и отношением к окружающей действительности вообще, а также к своему опыту и грядущим перспективам.

Объект: современные студенты

Предмет: временная идентичность и самоотношение

База исследования: ГУО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Выборка исследования: Количество испытуемых – 40 студентов (16 человек являются студентами математического факультета и 24 человека являются студентами психологического факультета).

Основные процедуры и методы исследования:

1) Опросник временной перспективы Зимбардо [Источник: Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008. – №3. – С. 101-109.]. [28].

Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму.

В 1997 году Филип Зимбардо и Джон Бойд опубликовали «Опросник временной перспетивы Зимбардо» (Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI)). А в 1999 году – «Опросник временной перспективы трансцендентного будущего» (Transcendental-future Time Perspective Inventory (TFTPI)).

Теоретические основы опросника: Взаимодействие со временем – фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного так и субъективного. Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, как внешние, так и внутренние. Однако методология исследований данного вопроса далека от совершенства. Во-первых, многие исследователи останавливаются на изучении одного из времён (прошлого, настоящего или будущего), при этом опросников, изучающих ориентацию на будущее больше всего, а изучающих ориентацию на прошлое - меньше всего. В-вторых, многие инструменты, используемые для оценки данной категории, недостаточно валидны.

Опросники, ориентированные на изучение будущего, изучают степень поглощённости личности вероятными событиями будущего, иногда противопоставляя ориентацию на будущее ориентации на прошлое/настоящее. Некоторые авторы измеряют длительность временного промежутка, на которую производится планирование, например, количество месяцев или лет, охватываемых в сознании личности, а также мотивационно-аффективный аспект, связанный с этим. Изучается содержание мыслей о будущем, эмоциональная реакция на представления личности о своём будущем, степень детализации предполагаемых событий, оптимизм или пессимизм их описания и т.д. Некоторые опросники измеряют так называемое «принятие во внимание будущих событий», измеряющее степень принятия во внимание отдалённых последствий при совершении действий и принятии решений.

Испытуемым предлагалась 2 таблицы, в первой – 56 утверждений, во второй – 10. Необходимо было оценить данные предложения по 5-бальной шкале, где 1 – совершенно не верно, а 5 - совершенно верно.

После обработки результатов получались данные по шести временным перспективам:

1) Негативное прошлое;

2) Позитивное прошлое;

3) Фаталистическое настоящее;

4) Гедонистическое настоящее;

5) Будущее;

6) Трансцендентное будущее.

Исходя из этого, можно было судить об установках, убеждениях и ценностях, связанных со временем.

Полное описание опросника временной перспективы см. в приложении 1, опросника временной перспективы трансцендентного будущего см. в приложении 2.

2) Методика исследования самоотношения (МИС) [Источник: Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.]. [29].

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р. Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.

Теоретические основы методики: Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

Одним из разработчиков методики – В.В. Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле «Я». Смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и «противоборством» мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.

Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Шкалы:

1) Закрытость

2) Самоуверенность

3) Саморуководство

4) Отраженное самоотношение

5) Самоценность

6) Самопринятие

7) Самопривязанность

8) Внутренняя конфликтность

9) Самообвинение

Полное описание методики МИС см. в приложении 3.

3) Методы математической обработки данных.

Обработка результатов исследования реализована в программах Microsoft Excel и STATISTICA 10.0 и проведена с помощью методов описательной и математической статистики. Включает: сравнение по процентам, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, расчет U-критерия Манна-Уитни [Источник: Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.].

2.2 Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов

Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различных факультетов представим в средних показателях по шкалам в таблице 2.1. Первичные данные см. в приложении 4.

Таблица 2.1 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

Шкала Студенты математического факультета Студенты психологического факультета
Негативное прошлое 3,3 2,9
Гедонистическое настоящее 3,5 3,6
Будущее 3,3 3,3
Позитивное прошлое 3,4 3,5
Фаталистическое настоящее 2,9 2,8
Трансцендентное будущее 3,1 3,3

Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.1).

Методы и организация исследования - student2.ru

Рисунок 2.1 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

У студентов математического факультета (3,3) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов психологического факультета (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения.

У студентов математического факультета (3,5) менее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,6). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.

У студентов математического факультета (3,3) одинаково со студентами психологического факультета (3,3) выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее.

У студентов математического факультета (3,4) менее выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов психологического факультета (3,5).

У студентов математического факультета (2,9) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,8).

У студентов психологического факультета (3,3) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов математического факультета (3,1). Студенты психологического факультета в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди.

Укажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различного пола. Представим полученные данные в средних показателях по шкалам в таблице 2.2. Первичные данные см. в приложении 4.

Таблица 2.2 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

Шкала Студенты женского пола Студенты мужского пола
Негативное прошлое 3,1 2,9
Гедонистическое настоящее 3,6 3,5
Будущее 3,3 3,2
Позитивное прошлое 3,6 3,1
Фаталистическое настоящее 2,5
Трансцендентное будущее 3,4 2,9

Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Отметим, что у студентов женского пола показатели выше, чем у мужского пола по всем рассматриваемым шкалам. Наиболее существенные различия по степени отношения к фаталистическому настоящему, позитивному прошлому и трансцендентному будущему. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов разного пола на гистограмме (см. рисунок 2.2).

Методы и организация исследования - student2.ru

Рисунок 2.2 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо

У студентов женского пола (3,1) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов мужского пола (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения. Девушки наиболее подвержены переосмыслению собственных неудач и полученного негативного опыта. Они склонны более критично подходить к оценке своих действий и подведению итогов в целом. У студентов женского пола (3,6) более выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов мужского пола (3,5). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. У студентов женского пола (3,3) более выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее, чем у студентов мужского пола (3,2). У студентов женского пола (3,6) более выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов мужского пола (3,1). У студентов женского пола (3) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов мужского пола (2,5). У студентов женского пола (3,4) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов мужского пола (2,9). Студенты женского пола в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди. Большинство девушек верят, что у людей есть душа и она бессмертна, а умереть может только их физическое тело и что оно только временное пристанище для их души, что говорит о вере девушек в существование жизни после смерти и переселении души из одного тела в другое.

2.3 Особенности самоотношения у студентов

Укажем результаты опросника МИС у студентов. Представим полученные данные в таблице 2.3. Первичные данные см. в приложении 5.

Таблица 2.3 - Результаты опросника МИС у студентов

Шкала Уровень
Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Открытость 12,5 82,5
Самоуверенность 12,5 87,5
Саморуководство
Отраженное самоотношение 12,5 82,5
Самоценность
Самопринятие
Самопривязанность 12,5 72,5
Внутренняя конфликтность 77,5 7,5
Самообвинение 22,5 17,5

Итак, в целом у студентов преобладает средний уровень показателей МИС. Для наглядности покажем результаты МИС среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.3).

Методы и организация исследования - student2.ru

Рисунок 2.3 – Выраженность показателей МИС у студентов

Таким образом, у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша) по шкале «Открытость» выявлены высокие значения (8-10 стенов), которые отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Средние значения (4-7 стенов), выявленные у 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Низкие значения (1-3 стена), которые показали 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.

Рассмотрим результаты по шкале «Самоуверенность», которая выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. Высокие значения (8-10 стенов), которые показали 12,5% студентов (5 девушек), характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 87,5% студентов (20 девушек и 15 юношей), свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Низкие значения по данной шкале у студентов не обнаружены.

Рассмотрим результаты по шкале «Саморуководство», которая отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 25% студентов (6 девушек и 4 юноши), характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 70% студентов (13 девушек и 5 юношей), раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), описывают веру субъекта в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.

Рассмотрим результаты по шкале «Отраженное самоотношение», которая характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей), означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.

Рассмотрим результаты по шкале «Самоценность», которая передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 65% студентов (14 девушек и 12 юношей), отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (2 девушки), говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.

Рассмотрим результаты по шкале «Самопринятие», которая позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 65% студентов (15 девушек и 11 юношей), отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.

Рассмотрим результаты по шкале «Самопривязанность», которая выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), отражают высокую ригидность «Я» -концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 72,5% студентов (15 девушек и 14 юношей), указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у15% студентов (6 девушек), фиксируют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное «Я» ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе.

Рассмотрим результаты по шкале «Внутренняя конфликтность», которая определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 15% студентов (5 девушек и 1 юноша), соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 77,5% студентов (17 девушек и 14 юношей), характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 7,5% студентов (3 девушки), наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.

Рассмотрим результаты по шкале «Самообвинение», которая характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я». Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 22,5% студентов (5 девушук и 4 юноши), можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 60% студентов (14 девушек и 10 юношей), указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 17,5% студентов (6 девушек и 1 юноша), обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

Наши рекомендации