Методы и организация исследования
Задачи эмпирического исследования:
1. Сформировать выборку исследования, подобрать диагностический инструментарий для исследования.
2. Выявить особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов по опроснику временной перспективы и опроснику временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо.
3. Определить особенности структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения у студентов по методике МИС С.Р. Пантелеева, В.В. Столина.
4. Проверить гипотезу исследования методом статистической обработки данных.
Гипотеза исследования:существует взаимосвязь между самоотношением личности и отношением к окружающей действительности вообще, а также к своему опыту и грядущим перспективам.
Объект: современные студенты
Предмет: временная идентичность и самоотношение
База исследования: ГУО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
Выборка исследования: Количество испытуемых – 40 студентов (16 человек являются студентами математического факультета и 24 человека являются студентами психологического факультета).
Основные процедуры и методы исследования:
1) Опросник временной перспективы Зимбардо [Источник: Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008. – №3. – С. 101-109.]. [28].
Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму.
В 1997 году Филип Зимбардо и Джон Бойд опубликовали «Опросник временной перспетивы Зимбардо» (Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI)). А в 1999 году – «Опросник временной перспективы трансцендентного будущего» (Transcendental-future Time Perspective Inventory (TFTPI)).
Теоретические основы опросника: Взаимодействие со временем – фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного так и субъективного. Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, как внешние, так и внутренние. Однако методология исследований данного вопроса далека от совершенства. Во-первых, многие исследователи останавливаются на изучении одного из времён (прошлого, настоящего или будущего), при этом опросников, изучающих ориентацию на будущее больше всего, а изучающих ориентацию на прошлое - меньше всего. В-вторых, многие инструменты, используемые для оценки данной категории, недостаточно валидны.
Опросники, ориентированные на изучение будущего, изучают степень поглощённости личности вероятными событиями будущего, иногда противопоставляя ориентацию на будущее ориентации на прошлое/настоящее. Некоторые авторы измеряют длительность временного промежутка, на которую производится планирование, например, количество месяцев или лет, охватываемых в сознании личности, а также мотивационно-аффективный аспект, связанный с этим. Изучается содержание мыслей о будущем, эмоциональная реакция на представления личности о своём будущем, степень детализации предполагаемых событий, оптимизм или пессимизм их описания и т.д. Некоторые опросники измеряют так называемое «принятие во внимание будущих событий», измеряющее степень принятия во внимание отдалённых последствий при совершении действий и принятии решений.
Испытуемым предлагалась 2 таблицы, в первой – 56 утверждений, во второй – 10. Необходимо было оценить данные предложения по 5-бальной шкале, где 1 – совершенно не верно, а 5 - совершенно верно.
После обработки результатов получались данные по шести временным перспективам:
1) Негативное прошлое;
2) Позитивное прошлое;
3) Фаталистическое настоящее;
4) Гедонистическое настоящее;
5) Будущее;
6) Трансцендентное будущее.
Исходя из этого, можно было судить об установках, убеждениях и ценностях, связанных со временем.
Полное описание опросника временной перспективы см. в приложении 1, опросника временной перспективы трансцендентного будущего см. в приложении 2.
2) Методика исследования самоотношения (МИС) [Источник: Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.]. [29].
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р. Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования осуждённых, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.
Теоретические основы методики: Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.
Одним из разработчиков методики – В.В. Столиным – было принято понимание самоотношения в контексте представлений о смысле «Я». Смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, так как в связи с противоречивостью бытия, пересечением деятельностей и «противоборством» мотивов субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес.
Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.
Шкалы:
1) Закрытость
2) Самоуверенность
3) Саморуководство
4) Отраженное самоотношение
5) Самоценность
6) Самопринятие
7) Самопривязанность
8) Внутренняя конфликтность
9) Самообвинение
Полное описание методики МИС см. в приложении 3.
3) Методы математической обработки данных.
Обработка результатов исследования реализована в программах Microsoft Excel и STATISTICA 10.0 и проведена с помощью методов описательной и математической статистики. Включает: сравнение по процентам, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, расчет U-критерия Манна-Уитни [Источник: Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.].
2.2 Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов
Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различных факультетов представим в средних показателях по шкалам в таблице 2.1. Первичные данные см. в приложении 4.
Таблица 2.1 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
Шкала | Студенты математического факультета | Студенты психологического факультета |
Негативное прошлое | 3,3 | 2,9 |
Гедонистическое настоящее | 3,5 | 3,6 |
Будущее | 3,3 | 3,3 |
Позитивное прошлое | 3,4 | 3,5 |
Фаталистическое настоящее | 2,9 | 2,8 |
Трансцендентное будущее | 3,1 | 3,3 |
Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
У студентов математического факультета (3,3) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов психологического факультета (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения.
У студентов математического факультета (3,5) менее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,6). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.
У студентов математического факультета (3,3) одинаково со студентами психологического факультета (3,3) выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее.
У студентов математического факультета (3,4) менее выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов психологического факультета (3,5).
У студентов математического факультета (2,9) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов психологического факультета (3,8).
У студентов психологического факультета (3,3) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов математического факультета (3,1). Студенты психологического факультета в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди.
Укажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо у студентов различного пола. Представим полученные данные в средних показателях по шкалам в таблице 2.2. Первичные данные см. в приложении 4.
Таблица 2.2 - Результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
Шкала | Студенты женского пола | Студенты мужского пола |
Негативное прошлое | 3,1 | 2,9 |
Гедонистическое настоящее | 3,6 | 3,5 |
Будущее | 3,3 | 3,2 |
Позитивное прошлое | 3,6 | 3,1 |
Фаталистическое настоящее | 2,5 | |
Трансцендентное будущее | 3,4 | 2,9 |
Итак, в целом найденные значения показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Отметим, что у студентов женского пола показатели выше, чем у мужского пола по всем рассматриваемым шкалам. Наиболее существенные различия по степени отношения к фаталистическому настоящему, позитивному прошлому и трансцендентному будущему. Для наглядности покажем результаты опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо среди студентов разного пола на гистограмме (см. рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Показатели опросника временной перспективы и опросника временной перспективы трансцендентного будущего Зимбардо
У студентов женского пола (3,1) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у студентов мужского пола (2,9). Следует отметить, что показатель находится в пределах среднего значения. Девушки наиболее подвержены переосмыслению собственных неудач и полученного негативного опыта. Они склонны более критично подходить к оценке своих действий и подведению итогов в целом. У студентов женского пола (3,6) более выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, чем у студентов мужского пола (3,5). Гедонистическое настоящее предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. У студентов женского пола (3,3) более выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее, чем у студентов мужского пола (3,2). У студентов женского пола (3,6) более выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию, чем у студентов мужского пола (3,1). У студентов женского пола (3) более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни, чем у студентов мужского пола (2,5). У студентов женского пола (3,4) более выражена степень отношения к трансцендентному будущему, чем у студентов мужского пола (2,9). Студенты женского пола в большей степени убеждены в том, что существуют некие законы жизни, предписанные Богом, по которым и должны жить люди. Большинство девушек верят, что у людей есть душа и она бессмертна, а умереть может только их физическое тело и что оно только временное пристанище для их души, что говорит о вере девушек в существование жизни после смерти и переселении души из одного тела в другое.
2.3 Особенности самоотношения у студентов
Укажем результаты опросника МИС у студентов. Представим полученные данные в таблице 2.3. Первичные данные см. в приложении 5.
Таблица 2.3 - Результаты опросника МИС у студентов
Шкала | Уровень | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Открытость | 12,5 | 82,5 | ||||
Самоуверенность | 12,5 | 87,5 | ||||
Саморуководство | ||||||
Отраженное самоотношение | 12,5 | 82,5 | ||||
Самоценность | ||||||
Самопринятие | ||||||
Самопривязанность | 12,5 | 72,5 | ||||
Внутренняя конфликтность | 77,5 | 7,5 | ||||
Самообвинение | 22,5 | 17,5 |
Итак, в целом у студентов преобладает средний уровень показателей МИС. Для наглядности покажем результаты МИС среди студентов на гистограмме (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Выраженность показателей МИС у студентов
Таким образом, у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша) по шкале «Открытость» выявлены высокие значения (8-10 стенов), которые отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Средние значения (4-7 стенов), выявленные у 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Низкие значения (1-3 стена), которые показали 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.
Рассмотрим результаты по шкале «Самоуверенность», которая выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. Высокие значения (8-10 стенов), которые показали 12,5% студентов (5 девушек), характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 87,5% студентов (20 девушек и 15 юношей), свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Низкие значения по данной шкале у студентов не обнаружены.
Рассмотрим результаты по шкале «Саморуководство», которая отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 25% студентов (6 девушек и 4 юноши), характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 70% студентов (13 девушек и 5 юношей), раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), описывают веру субъекта в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.
Рассмотрим результаты по шкале «Отраженное самоотношение», которая характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей), означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.
Рассмотрим результаты по шкале «Самоценность», которая передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 65% студентов (14 девушек и 12 юношей), отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (2 девушки), говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.
Рассмотрим результаты по шкале «Самопринятие», которая позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 65% студентов (15 девушек и 11 юношей), отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 5% студентов (1 девушка и 1 юноша), указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.
Рассмотрим результаты по шкале «Самопривязанность», которая выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), отражают высокую ригидность «Я» -концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 72,5% студентов (15 девушек и 14 юношей), указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у15% студентов (6 девушек), фиксируют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное «Я» ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе.
Рассмотрим результаты по шкале «Внутренняя конфликтность», которая определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии. Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 15% студентов (5 девушек и 1 юноша), соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 77,5% студентов (17 девушек и 14 юношей), характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 7,5% студентов (3 девушки), наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.
Рассмотрим результаты по шкале «Самообвинение», которая характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я». Высокие значения (8-10 стенов), которые выявлены у 22,5% студентов (5 девушук и 4 юноши), можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Средние значения (4-7 стенов), которые выявлены у 60% студентов (14 девушек и 10 юношей), указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих. Низкие значения (1-3 стена), которые выявлены у 17,5% студентов (6 девушек и 1 юноша), обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.