УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»?

Речь, 2006. – 336 с.

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru



«МИР ЭМОЦИЙ»(7КЛАСС)

УРОК 2. КАК УЗНАТЬ ЭМОЦИЮ?

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для определения основных способов распознавания эмо-ций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навы-ка распознавания эмоций другого человека.

Необходимые материалы:

q Карточки для игры «Угадай эмоцию» (два варианта) – см. приложение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

? Обсуждение. Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек?Вывод: по его жестам, позе, мимике, интонациями и т.д.

!!! Упражнение «Угадай эмоцию».

На первом этапе ребята по очереди вытаскивают карточки с заданиями, на которые написано название чувства. Нужно как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику и интонации. В роли во-дящего должны побывать все подростки. Очень часто находится 2-3 подростка, которым трудно (практически невозможно!) выполнить это задание в силу соб-ственной стеснительности. В этом случае я стараюсь помочь водящему, «по-кривлявшись» вместе с ним, но только не вместо него. По моим впечатлениям, активное участие «учителя» в подобных упражнениях очень помогает не только

в рамках задания, но и способствует пониманию учащимися «психологиче-ских» взаимоотношений на уроках психологии.

Для ребят это часто действительно выглядит как «кривляние», поэтому важно напомнить о необходимости соблюдения правил и жестко следить за их выполнением. То же относится и к тем случаям, когда водящий не обладает достаточными «выразительными средствами» для выполнения задания.

Важным моментом является формулирование задания для тех, кто в дан-ный момент не является водящим. Прежде чем выкрикивать свое предположе-ние, они должны записать его в тетради, а после обсуждения правильного отве-та отмечать точность своей оценки:

№ зада- Мое предположение Результат
ния    
     

Вот фрагмент таблицы, заполненной Женей Н.:



№ за- Мое предположение Результат
дания    
1 Веселье +
2 Угрюмость -
3 Тоска -
4 Удовольствие -
   

Затем задание усложняется. На карточках написано не только название чувства, но и способ его демонстрации (например: радость – выражение лица, отвращение – интонация, удивление – жесты и т.д.). Необходимо показать за-данную эмоцию четко в соответствии с инструкцией (в случае задания типа «эмоция – интонация» с заданной интонацией произносится стереотипная фра-за «В лесу родилась елочка»). Остальные должны догадаться, какая эмоция изображается. Результаты фиксируются «наблюдателями» аналогично.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Насколько хорошо я распознаю эмоции?

q По каким признакам мне проще понять состояние другого человека, по ка-ким сложнее?

q Не очень хорошо.

q По интонации, потому что по лицу все одинаковые. Женя Н.

☺ Завершение занятия.

УРОК 3. Я - НАБЛЮДАТЕЛЬ.

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Необходимые материалы:

q Пиктографические изображения эмоций (методика К.Изарда) – см. прило-жение

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Упражнение «Угадай-ка».

Для проведения этого упражнения используются пиктографические изо-бражения эмоций из методики К. Изарда, или аналогичные им.



Ребятам напоминается содержание предыдущего урока и предлагается предположить, сколько эмоций они смогут угадать из девяти (пяти, двенадцати

и т.д.) при условии, что это будет только их мимическое выражение? Предпола-гаемый результат фиксируется в рабочей тетради.

Предположения о содержании каждой карточки записываются в соответ-ствующие строчки.

Затем ответы сверяются с оригиналом. Окончательный результат также обозначается в тетрадях.

Вот пример «опознания» девяти классических эмоций по К. Изарду Ле-

шей Я.:

q Спокойный q Злой
q Как дурак q Умный
q Веселый q Спокоен
q Грустит q Никакой

q Грустит

По итогам обсуждения выходит, что пиктограммы выражают эмоции не слишком понятно, схематично. Но, с другой стороны, на них отражены самые главные мимические признаки эмоций, наиболее типичные положения бровей и губ, характерные для них.

!!! Упражнение «Дорисуй-ка»

В рабочих тетрадях представлены рисунки-«элементы фотороботов», ко-торые необходимо дорисовать до целой картинки-портрета, догадавшись, какая эмоция здесь изображена.

Комментарии о содержании рисунка можно писать на специальных строчках под каждым портретом.

Например, так выполнил задание Саша А.:

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

В обсуждении выводятся «ответы» – определяется «принадлежность» тех или иных бровей к той или иной эмоции.



. Индивидуальная работа в тетради

Ребята работают в паре с соседом по парте. Нужно попросить его изобра-зить какую-нибудь эмоцию и описать ее по следующей схеме («списать эмо-циональный портрет»):

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Название эмоции:

Рот (открыт/закрыт)

Губы (уголки опущены/приподняты)

Глаза (раскрыты/прищурены)

Яркость глаз (блестят/тусклые)

Лоб (вертикальные/горизонтальные складки)

Это задание может быть выполнено так:

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Название эмоции: ЗЛОСТЬ (в описании Маши Г.)

Рот (открыт/закрыт) Закрыт
Губы (уголки опущены/приподняты) Опущены
Глаза (раскрыты/прищурены) Прищурены
Яркость глаз (блестят/тусклые) Блестят
Лоб (вертикальные/горизонтальные складки) На лбу

Если остается время, бывает очень интересно организовать обсуждение по принципу «я читаю – ты угадываешь». Помимо соответствия прямой цели урока, эта игра позволяет подросткам развить навыки визуализации представ-лений.

☺ Завершение занятия.

УРОК 4. МОИ ЭМОЦИИ

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к телесному опыту пережива-ния эмоций.

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

? Обсуждение.Как можно узнать,какие эмоции испытываешь ты сам?Себя

«со стороны» рассмотреть удается не всегда. Выясняется, что по собственным телесным ощущениям («засосало пол ложечкой», «задрожали коленки», «раз-



горелись уши» и т.д.). В качестве иллюстрации можно привести притчу Н. Пе-зешкяна «Легкое лечение»:

Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. По-скольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному несмотря на то, что все мудрецы страны при-знали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого бледного юношу, рас-простертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал его пульс и долго держал его руку. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: «Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них».

Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лече-ние больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его: «Назови мне все кварталы города». При этом его рука была на пульсе боль-ного. Когда был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс вдруг участился. Тогда он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесе-нии названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все пере-улки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Его Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек стал перечислять жи-вущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: «Очень хорошо, вес ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девуш-ку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, что-бы она стала его невестой». Больной, который слушал слова Авиценны с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздо-ровел в течение часа.

!!! Упражнение «Фантом».



В рабочих тетрадях даны контурные изображения человека. Можно по-пробовать изобразить в нем собственные состояния «радость», «стыд», «страх», «печаль», «удивление» и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш соответст-вующего эмоции цвета и заштриховать им ее «локализацию». Можно еще раз обратиться к метафорам, приведенным выше, поскольку часто это задание ока-зывается очень непростым.

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Игорь Х.

Зато, выполняя его, все активно делятся друг с другом впечатлениями, и работа идет довольно весело.

.Индивидуальная работа в тетради:

q А сумеем ли мы расшифровать нарисованное?

Действительно, если мы уже «локализовали» 5-6 эмоций, кое-что могло и позабыться. Необходимо заполнить таблицу, «шапка» которой вписывается пе-ред началом упражнения:

Цвет Эмоция Словесное описание ощущения
     
     
     
     

Как правило, после высказывания недовольства и недолгих раздумий ре-бятам удается выполнить это задание хотя бы частично, чем они незамедли-тельно делятся друг с другом.

Цвет Эмоция Словесное описание ощущения
Черный Радость Супер!
Красный Злость Как бык, кулаки чешутся
Красный Печаль У меня не бывает


УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru Больше не знаю

☺ Завершение работы.

Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрал их в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Страх. Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной, и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.

Дому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприят-ностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более, что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?

Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные и дей-ствия».

Король согласился, и с тех пор королевство жило в мире и согласии. Довольно интересным способом для инициации обсуждения сказки явля-

ется просьба выразить заложенную в нем мысль одной фразой, например: «Эта сказка про то, что злость, обида и страх – нормальные» (Женя Ч.). Для этого

в тетради отведена строчка. И только после этого обсудить смысл сказки со-вместно.

. Индивидуальная работа в тетрадях:

Рисунок по мотивам услышанной истории.

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Оля Б.

☺Завершение занятия.

Позабыл Емеля про ведра с водой и побежал на реку, к щуке. Бежит и смеется. Нагнулся, умылся, посмотрел на свое отражение в проруби – тут же приплыла щука. Рассказал Емеля ей все, как было, и попросил дать ему такое настроение, чтобы не выглядеть дураком в глазах царевны.

-Дай мне, щука, такое настроение, чтобы я мог все, что вокруг меня встречается, замечать и дельные советы людям давать.

Обрадовался царь, подзывает воеводу и велит ему утопить Емелю-дурака в проруби. Схватили его стражники, связали, потащили к проруби. Окунули его в воду с головой. Вдруг Емеля открыл глаза и увидел свое отра-жение. Тотчас приплыла щука, поняла, что случилось, плеснула на страж-ников ледяной воды. Испугались стражники, отскочили от проруби.

Долго и рассудительно рассказывал Емеля щуке о том, что с ним при-ключилось. Утомилась щука его слушать и говорит с вздохом:

-Совсем ты, Емеля, меня измучил своим настроением. Что ж я, по три раза в день буду из проруби выныривать, чтобы помогать тебе с ним справиться? Вот что. Держи от меня подарок – перстень с камнем. Да камень не простой, а волшебный. Потрешь его один раз – станет он ярко-красного цвета, а настроение твое – восторженным, потрешь еще раз – станет он оранжевым, а настроение твое переменится на радостное, еще раз – станет камень светлее, приятного желтого цвета, и настроение твое станет легким, приятным светлым. Можешь потереть еще разок – камень станет зеленым, а настроение спокойным, уравновешенным, после зеленого – синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное на-строение, и, наконец, черный – мрачное, отвратительное настроение. Так что теперь сам выбирай свое настроение.

Приветствие.

Обсуждение.Все ли свои чувства человек показывает другим людям?По-

чему люди иногда скрывают свои чувства?

Оказывается, что в культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам зачем-то нужно, как мы выяснили на прошлых уроках!

!!! Упражнение «Эксперимент».



Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?

К доске приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот – чтобы не ругался

и не кричал; глаза – чтобы не выражали злости, не плакали; уши – чтобы не слышали лишнего; руки – чтобы не дрались; ноги – чтобы не убегали. Что мо-жет такой человек?

Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши воз-можности.

В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носит закупорить, он в конце концов взо-рвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим,

и себе.

!!! Упражнение «Подвиг искренности».

Ребята по очереди вытаскивают из колоды по одной карточке с незакон-ченным высказываем, предполагающим рассказ о переживании какой-либо «запретной» эмоции, и завершают его. Например: «Как-то раз я сильно испу-гался, когда…».

. Индивидуальная работа в тетради:

q Что я чувствовал во время упражнения «Подвиг искренности»?

q Не все хочется рассказывать. Я не то рассказал, что вспомнил. Женя О.

☺Завершение занятия.

Приветствие.

УРОК 11. МАСКА

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для приобретения подростками опыта проявления стерео-типно скрываемого чувства в игровой форме.

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

q Ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

УРОК 14. ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?

Цели занятия для специалистов:



q Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

q Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение.Что такое страх?

Прекрасной иллюстрацией к этому обсуждению может стать известная притча:

«Куда ты идешь?», – спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через не-сколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что умо-ришь пять тысяч человек, а умерло пятьдесят!», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч. Остальные умерли от страха».

Так же можно вспомнить выражение «у страха глаза велики», которое тоже наводит на интересные мысли относительно влияния страха на поведение человека. Получается, что страх, начинающий регулировать наше поведение, может сработать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».

!!! Упражнение «Чего боятся люди».

В рабочих тетрадях дана «сетка» из 6 клеток. Три первые клетки надо за-полнить картинками на тему «Чего боятся люди».

На следующем этапе упражнения оставшиеся клетки заполняются смеш-ными рисунками на ту же тему, что и первые три. Это задание ребята получают только тогда, когда первая часть работы выполнена.

По завершении работы нужно дать ребятам немного времени, чтобы по-смеяться над рисунками своих друзей, обсудить их. Выясняется, что то, что страшно, может быть еще и смешно, потому что многие страхи вызваны не-страшными причинами.



УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Костя Н.

. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.

☺ Завершение занятия.

УРОК 15. СТРАХИ И СТРАШИЛКИ

Цели занятия для специалистов:

q Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха.

q Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги).

Необходимые материалы:

q Бумага для записей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

!!!

Приветствие.

Разминка «Клопы».

Нужно встать в круг. По кругу передаются две ручки – «клопы». Ручку можно отдавать следующему по кругу участнику или отдать обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновре-менно, «закусали клопы» (этот участник выбывает из игры).

Игра продолжается до трех победителей. Она проходит очень весело, но немножко страшно («закусать» могут любого!), поэтому сопровождается виз-

гом и выкриками, что способствует созданию необходимого настроя для сле-дующего упражнения.

!!! Упражнение «Страшилка».

Ребятам «страшным голосом» рассказывается какая-нибудь страшилка, например, страшилка «Красные зубы»:

В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Уборщица говорит ему: «Иди домой, а то тут ходят красные зубы». Мальчик сказал: «Я посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашел в один кабинет и уснул. Когда пробило двена-дцать часов, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчи-ка и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человече-ские кости. У всех стали проверять зубы – ни у кого таких зубов нет. На-последок решили проверить у директора.

У него оказались красные зубы !!!

По желанию, двое-трое (но не больше!) ребят тоже могут «страшно» рас-сказать известные им страшилки.

Выясняется, что страшилка строится по определенным правилам. В ней нет имен, а только «один мальчик» или «одна девочка», действие происходит «в одном городе», «на одной улице». В страшилке всегда есть главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него. Сначала нагнетается напряжение («Девочка-девочка, гробик на колесиках ищет твой город! Девоч-ка-девочка, он ищет твою улицу! Девочка-девочка, он ищет твой дом…»). По-том происходит кульминация («И вдруг влетела красная рука и ЗАДУШИЛА девочку!»). В кульминационный момент выясняется что это такое или происхо-дит что-то приятное, смешное («А в пианино сидит мартышка и приговаривает: «Вот паразиты, всю попку оттерли!»»).

Теперь предлагается написать страшилку на тему школьной или семей-ной жизни. Страшилки пишутся в парах или тройках. Благодаря этому «автор-ство» растворяется и страшилку вполне можно прочитать вслух. Законченные работы зачитываются одноклассникам «страшными» голосами.

В одной семье была очень странная мама. Сначала она была нормальная, а потом перестала со всеми разговаривать. Кто бы с ней не говорил, она молчала. Приходит с работой и начинает мол-чать. Одни день она пришла с работы и молчит. Второй день она пришла с работы и молчит. Третий день она пришла с работы и молчит. Четвертый день она пришла с работы и молчит. Пятый день пришла с работы и молчит. А в субботу утром просыпается

и вдруг как скажет: «Я НЕ ПОНЯЛА, КТО-НИБУДЬ ВЫНЕСЕТ МУСОР?!»

Богдана Б., Света С., Карина К.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Что я чувствовал, когда все читали свои страшилки?

q Не страшно, а смешно. Но иногда тупо.



Коля Ж.

q Немножко жутко, но весело.

Кристина С.

☺ Завершение занятия.

Приветствие.

Обсуждение:чем страшилка отличается от сказки?В сказке всегда есть

волшебство и волшебники, есть препятствия, а кроме того, сказка всегда закан-чивается хорошо. Можно вспомнить любую сказку и пересказать ее, например, упомянутое выше «Емелино настроение».

!!! Упражнение «Превращение».

Ребята работают в тех же группах, что и на предыдущем уроке. Необхо-димо взять за основу завязку своей страшилки и переписать ее таким образом, чтобы она превратилась в сказку. И в этой сказке «один мальчик» или «одна девочка» – герои положительные, а значит, они победят.

Если у ребят что-то не получается, нужно помочь им соблюсти все «пра-вила» написания волшебной сказки, чтобы их работы не были похожи на исто-рии из жизни или голливудские триллеры.

В одной семье была очень странная мама. Сначала она была нормальная, а потом перестала со всеми разговаривать. Кто бы с ней не говорил, она молчала. Приходит с работой и начинает мол-чать. Одни день она пришла с работы и молчит. Второй день она пришла с работы и молчит. Третий день она пришла с работы и молчит. Четвертый день она пришла с работы и молчит. Пятый день пришла с работы и молчит. А в субботу утром просыпается, молча встает и идет в магазин. Она принесла волшебную палочку,

и она заколдовала мусорное ведро и грязную посуду, и они мылись и



выносились сами. А мама смогла говорить, потому что дома пере-стало пахнуть помойкой. Она поэтому раньше молчала.

Света С., Карина К.

Завершенные сказки зачитываются вслух для всех одноклассников.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Краткое изложение сюжета своей сказки.

q Сказка про то, что на детей накладывают слишком много домашних дел.

Света С.

q Сказка про то, что мама тоже может обидиться. Карина К.

☺ Завершение занятия.

Приветствие.

Игра «Гражданская оборона».

Ведущий громко объявляет: «Внимание! На нас напали… (пещерные львы, вирусы гриппа, маленькие зеленые человечки, угрызения совести и т.п., с учетом материала рисунков и страшилок). После объявления ведущего нужно хором, громко и уверенно, сказать: «Дадим отпор (человечкам, вирусам, совес-ти)…». Задача – сохранять серьезность. Хотя, как правило, это не удается.

!!! Упражнение «Как справится со страхом».

Ребята работают в малых группах. Необходимо вспомнить себя в тот мо-мент, когда ты чего-то боялся или тревожился (но только тогда, когда это чем-то мешало!), и подумать: что помогло справиться со страхом?

Результаты работы каждой группы фиксируются общим списком обоб-щенных рецептов на доске и обсуждаются. «Способов борьбы с тревогой и страхом» всегда получается больше пяти. Например:



q Лечь поспать

q Устранить причину (узнать то, что неизвестно и т.д.)

q Послушать музыку

q Поделиться с другом или родителями

q Пересмотреть ситуацию по принципу «А чего конкретно я боюсь в ней?» и т.д.

. Индивидуальная работа в тетради:

Составляется памятка по борьбе с тревогой и страхом. В нее можно включить пять пунктов из перечисленных на доске или же собственные «необ-народованные» приемы.

☺ Завершение работы.

УРОК 19. СТРАХ ОЦЕНКИ

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Необходимые материалы:

q Карточки для упражнения «Клоун».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Разминка.

В качестве разминки перед этим уроком очень хорошо подходит широко известное упражнение «Крокодил». Кто-то из ребят загадывает какой-то пред-мет и показывает его с помощью поз и жестов. Остальные должны догадаться, что загадано. Желательно, чтобы в игре в качестве водящего приняли участие все ребята. По окончании разминки обсуждаются трудности, с которыми «не-которые люди» могут столкнуться в этой игре. Оказывается, это во многом страх оценки, который мешает и сковывает. Попробуем его преодолеть!

!!! Упражнение «Клоун».

Работа проходит в парах. Каждая пара получает карточку, на которой на-писана известная фраза. Нужно по команде ведущего «три-четыре» хором по-вторить эту фразу с глупым лицом, смешными интонациями и движениями. Ведущий и тут оказывает подросткам всяческую поддержку.

Задача тех, кто временно не в центре внимания – пристально следить за одним из говорящих, потому что на втором этапе упражнения все остальные



так же, по команде ведущего, должны скопировать поведение кого-то из пары водящих.

Обсуждение итогов упражнения показывает, что в смешные ситуации по-падают все люди без исключения, даже самые «крутые». У каждого человека есть свои способы справиться с неловкостью. Кто-то уходит из этой ситуации, кто-то переводит ее в шутку и т.д. еще несколько способов справится с собой в таких ситуациях могут предложить и сами ребята.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Мои способы справиться с мыслью «А что они обо мне подумают?»

q Меня это не беспокоит Рома П.

q Очень тяжело, но можно представить, что никого нет. Марина Ж.

☺ Завершение занятия.

УРОК 20. ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрес-сии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Обсуждение.Чем полезна и чем вредна злость?В каких ситуациях люди

чаще всего злятся? В чем это проявляется?

Если немножко побыть «психоаналитиком», окажется, что злость чаще всего связана со страхом и беспомощностью (в качестве иллюстрации можно привести параллели с агрессивным поведением животных). Она может прояв-ляться в поведении человека и в его словах.

!!! Упражнение «Как я зол!».

Ребятам предоставляется возможность «поругаться». Кто сейчас чувству-ет необходимость наговорить кому-то гадостей? Этому смельчаку завязывают глаза. Ведущий показывает на кого-то из одноклассников, так, чтобы его виде-ли остальные. Подростку с завязанными глазами предлагается выместить свою злость словами на этом человеке. Затем глаза развязываются, и автор извиняет-ся перед невинной жертвой: «Извини, я вовсе не тебя имел в виду…». При ра-боте с последним из числа желающих принять участие в упражнении резиден-



том можно показать на него самого. Довольно забавен также вариант, когда ве-дущий показывает на самого себя.

Обсуждение упражнения часто дает очень ценный результат: ребята поч-ти всегда приходят к выводу о том, что словесная агрессия, помимо очевидного вреда для отношений с тем человеком, в адрес которого она направлена, разру-шает и отношения с теми, кто просто наблюдает за словесными изысканиями нападающего. Со стороны это выглядит очень неприятно! Смешно, но как-то неловко.

Здесь же можно обсудить способы поведения в ситуации, когда кто-то на тебя обзывается, ругается и т.д.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Как я пережил упражнение «Как я зол!»? Что я чувствовал во время него?

q Отвратительно. Так нельзя делать. Зачем такое упражнение? Христина И.

q Прикол. Всех обругал, и ничего мне за это не было. Только, наверно, кому-то настроение испортил.

Миша Ш.

☺ Завершение занятия.

УРОК 22. ЛИСТ ГНЕВА

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

q Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Необходимые материалы:

q Бумага для рисования.

q Цветные карандаши.

q Известные «Листы гнева».

q Клей.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение.Какие способы косвенной разрядки агрессии вы знаете?Жела-

тельно, чтобы ваша разрядка не приводила к поломке чужих вещей, да и ваших,

в принципе, тоже. На доске составляется список таких корректных приемов.

Чаще всего в него входит традиционное битье подушки, компьютерные игры, поход в спортзал, где есть боксерская груша и т.д.

!!! Упражнение «Лист гнева».

Ребята, как правило, уже видели «листы гнева». На всякий случай веду-щему можно запастись традиционными вариантами типа «сумасшедшего ма-монта», листа «Порви меня!» и т.д.

После демонстрации известных «листов гнева» каждому предлагается на-рисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому лучше других «листов» может помочь ему.

Эти рисунки выполняются на отдельных листах, потому что после де-монстрации рисунка группы и комментариев к нему каждый может порвать свой лист гнева. Или вклеить его в тетрадь. Или взять с собой и использовать по назначению в более напряженной ситуации.

УРОК 1. ЧТО ЗНАЧИТ «Я – ПОДРОСТОК»? - student2.ru

Сережа М.

☺ Завершение занятия.



УРОК 23. ОБИДА

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

q Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отноше-ний на основе обращения к собственному личному опыту.

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение:когда люди обижаются друг на друга:За что?Если записать

ответы подростков на доске, становится очевидным, что названные кем-то од-ним ситуации обидны для многих, они универсальны.

Если предложить ребятам на несколько минут «превратиться в психоана-литиков», то есть попытаться ответить на вопрос «Почему мы обижаемся?», они после довольно длительных размышлений приходят к выводу о том, что обида представляет себя плод нашего сравнения ожидаемого и реального пове-дения другого человека.

Эти размышления очень эффективно поддерживаются (а в некоторых случаях и провоцируются) историями «из жизни одной девочки» или «одного мальчика».

!!! Упражнение «Геометрия обиды».

Первый этап упражнения представляет собой разновидность «Ассоциа-

ций».

Ребятам предлагаются вопросы типа: «Если обида – это посуда, то ка-кая?», «а если одежда?», «а если знак препинания?» и т.д., закончив вопросам

Наши рекомендации