Урок 6. чувства «полезные» и «вредные»

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.

Необходимые материалы:

q Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций» - см. прило-жение.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

? Обсуждение.На прошлом уроке мы выяснили,что некоторые эмоции нам

не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувст-ва, не приносящие никакого вреда?

В качестве иллюстрации можно привести распространенные представле-ния о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. Качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защи-ту страха», составленную Г.Цукерман (1995).

В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от получен-ной «пятерки» иногда не позволят заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».

!!! Упражнение «Польза и вред эмоций».

Ребята работают в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия 4 эмоций. На основе этого задания нужно за-полнить таблицу, приведенную в тетради:

Эмоция Ее польза Ее вред
     
     
     
     

В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и тре-тий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции». Ребятам, заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рас-суждения примерами из жизни, соблюдая правила работы на уроках психоло-гии (в частности, не называя имен).

Эмоция Ее польза Ее вред
Радость Весело, приятно Нельзя радоваться, ко-
    гда другим не весело, а
    горе
Злость После нее отдыхаешь Можно поссориться
Печаль Спокойно сидишь и раз- Грустных не любят с
  мышляешь о жизни ними общаться
Стыд Знаешь, чего нельзя де- Неприятно, уши красне-
  лать ют, всем видно

Лена М., Лена М., Вика С., Женя Н.

По завершении работы выводы каждой малой группы обсуждаются. По-

лучается, что каждая эмоция нам зачем-то нужна (она нам что-то говорит!).

. Индивидуальная работа в тетради:

q Ситуация, в которой положительная эмоция принесла мне вред.

q Один раз я досмеялся на биологии до «двойки», но только в дневник. Леша К.

q Ситуация, в которой отрицательная эмоция принесла мне пользу.

q Меня напугала на улице собака, и теперь я их не глажу

и лишай не подцеплю. Оксана З.

☺ Завершение занятия.

УРОК 7. СКАЗКА «СТРАНА ЧУВСТВ»



Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряе-мых эмоций.

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? !!! Сказка «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева)

Ребятам предлагается послушать сказку. Хотя это и «детское» по их мне-нию занятие, первая волна удивленного возмущения проходит, и оказывается, что сказки бывают интересными!

Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Ин-терес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами зна-ем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприят-но? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем де-лать быстрее: хорошие или плохие? Многие люди, когда о них плохо гово-рят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной Стране Чувств...

Темной ночью, на краю леса встретились слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу.

Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрал их в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Страх. Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной, и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.

Наши рекомендации