Жесты в особенности рук и кисти
РУКИ
*Вяло свисающие вдоль тела руки: пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.
*С легким напряжением (при компенсации напряженности) свисающие руки: состояние внутреннего покоя, равновесия, но постоянная готовность к действиям.
*Сначала расслабленные руки вдруг несколько напрягаются: первоначальное состояние безвольности внезапно сменилось активной готовностью к действиям.
*Скрещенные на груди руки: тенденция к дистанцированию, защитная стена, известная изоляция, некоторое выжидание.
*Когда некоторое время сохраняются руки в застывшей позе: особенно при «соответствующем» оцепенении тела: боязнь контактов с выраженной робостью, самозащита по отношению к угрожаемой самооценке. «Закрылся».
*Когда это осознанно или неосознанно позирующий жест, принятие позы: прежде всего, если этот жест соединяется с откинутой назад головой и взглядом сверху: представление своего превосходства, желания произвести впечатление, известная бравада («с тобой я справлюсь играючи, и без помощи рук»), типично для многих главарей по отношению к своей компании, для многих учителей и полицейских.
*У многих восточных народов часто вместе с поклоном, жестом почтения, покорности, подчинения (руки как возможное орудие нападения демонстративно убираются).
*Шпилеобразное положение рук есть знак уверенной и «всезнающей» позиции. Это жест субординации, он часто сопровождается откинутой вверх головой, что символизирует высокомерие и самодовольство.
*Эти жесты могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от сопровождения другими жестами.
*Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства (в стрессовых ситуациях позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность, например, перед кабинетом зубного врача). Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открыть свои ранимые области тела: желудок, сердце, горло.
*Если сзади руки в замке — это просто уверенность.
*Если сзади одна рука держит другую за запястье - человек расстроен и пытается «взять себя в руки» (так появилась эта идиома). Как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше сзади место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.
КИСТИ РУК
«Ладони! (Справочник Юнцам и девай). Целуют правую, Читают в левой.»
М. Цветаева
*Кисти направленные вверх, указывают на выражение восхищения, воодушевления, убежденности и т.п.; вниз - сигнализируют о подавленности, депрессии, отчаянии.
*Руки заложены за спину (отсутствие готовности к деятельности): если это - привычное положение: сдержанность, если не пассивность, созерцательность, вдумчивость. А также скрывание смущения, робости, затруднительного положения, умышленности, боязливости (устранение мешающего фактора - рук), при этом всегда наблюдается некоторое напряжение;
*если это - преходящее положение: кратковременная задумчивость, случающаяся и у активных людей, или кратковременное стеснение; как представление, поза, выражающие самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство, например, полицейский на углу улицы, учитель в своем классе, лидер в своей группе (сродни скрещенным на груди рукам).
Открытая ладонь обращена вверх: жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания;
*выпрямленные ладони движутся снизу вперед-вверх, при этом
верхняя часть тела и голова становятся ниже: жест просителя, который ожидает получить что-то. .
*В соответствии со степенью напряженности и мимическим сопровождением возникает множество вариантов жеста от боязливости до настойчивости.
*Открытые ладони ведутся медленно сверху вперед-вниз, по кривой линии: жест дарения, добровольной отдачи («протянуть открытую руку»). При этом часто руки разводятся в стороны. Жест может быть также при изложении мыслей и соображений.
*Это же движение в резкой форме: что-то бросается партнеру. Рука ладонью вниз и с выпрямленными пальцами опускается почти по вертикали к полу: нечто нежелательное прижимается книзу, удерживается внизу.
При этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх:
*при медленно-раздумчивом движении: «Крайняя осторожность!»; при энергичном движении и напряженности: пригнуть что-то книзу или удержать там, господствуя над ним, например, когда раздраженный учитель энергично призывает к порядку.
Ладони поднятых рук обращены вперед, к партнеру:
*при спокойном состоянии: демонстрация миролюбия (в руках ничего не спрятано), на войне или в подобных ситуациях - жест сдачи (руки вверх!);
*при напряжении, с вытянутыми пальцами: жест активной защиты («прочь от меня, я не хочу иметь с этим никакого дела!»), при одновременном отчетливом движении вперед: «Убирайся!»
Движение руки (рук) наружу ладонями к себе:
*слабо и медленно, сверху вниз: жест отдачи, отречения, смирения. Высоко поднятые одновременно плечи подчеркивают беспомощность;
*резко от себя наружу: «оставь меня в покое» по отношению к партнеру, но и может быть отбрасыванием в сторону какой-то неприятной мысли, как отмахиваются от надоевшей мухи.
*Одна или обе руки спрятаны в карманах: скрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности. Часто - подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения развития контакта, широко распространено в США.
Во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно или даже подчеркнуто вяло: демонстрация скуки, потери интереса, невежливый жест:
*если это делается резко, интенсивно, и с последующей напряженностью в области плеч - шеи - рук: прорвавшаяся активная оппозиционность, враждебная установка, особенно при соответствующем выражении глаз и рта.
Рука сжимается в кулак: концентрация, овладение волнением или страхом, стремление к самоутверждению:
*при твердом взгляде на «противника», открытом или скрытом: активная готовность к борьбе против угрозы с целью обороны или при собственных агрессивных стремлениях, например, в ярости.
*Потирание рук: человек отдался во власть приятных, удовлетворяющих его мыслей, в зависимости от степени напряжения - активного или, скорее, уютно-пассивного плана. Часто наблюдается у усердных предпринимателей в хорошем настроении, у любящих поесть - в ожидании обеда, а также и в переживаниях после совершения дела, типа: «Ну, мы им показали!».
*Следует помнить, однако, что иногда этот знак неуместно демонстрировать (например, официанту в ожидании чаевых), так как медленное потирание ладоней настораживает другого участника общения.
*Сильный удар ладонью или костяшками пальцев по столу: при удивлении, нежелании или гневе. «Ну, это уж слишком!», «Достаточно!». Чем больше напряженность, тем больше готовности к действиям взрывного типа.
*Выпрямленная ладонь, обычно ребром вниз, решительно опускается один или несколько раз: жест разрубания, разрезания, при достижении окончательной ясности или решимости, что совершенно отчетливо дается всем понять, что дальнейшее обсуждение прекращается.
*Рука что-то берет или делает движение в этом направлении: непосредственно телесное, материальное захватывание; часто признак жадного, слишком много думающего о материальном обладании человека. Опосредствованное, духовное захватывание: у людей с живым мышлением, но внешней заторможенностью, когда они ищут подходящее слово, или как знак усилий по наглядному, пластическому представлению.
*Из-за чувства беспомощности или угрозы также хочется за что-то ухватиться. За край пиджака, пуговицу, локоть другой руки, за другую руку («ломать руки»). То есть из страха или боязливости, стремления к самоуважению, самоутверждению, упрямства, сомнений, робости, стыда. Так можно снова «взять себя в руки»!
ИГРА РУК
*При признаках перенапряжения, то есть нарушенном режиме, скорости и протекании движений: нервозность, вышедшее из-под контроля расстройство или возбуждение, «сдают нервы», «поиски опоры».
*При уравновешенном напряжении, равномерно-уравновешенной скорости и ритмически ненапряженном протекании: стоит «над делами», не захвачен ими полностью.
*При недостатке напряжения, то есть при слабых, вялых движениях: в глубине души не вовлечен, равнодушие, незаинтересованность.
*При подчеркнуто вялом характере, демонстративности, например, барабанит пальцами по столу: демонстрация незатронутости, незаинтересованности. Воспринимается как невежливость или невоспитанность.
*Движения рук, закрывающие лицо или его часть: сильное чувство стыда или глубокая печаль, часто при злобно превосходящей критике, закрыть выдающий подлинную сущность внутреннего рот
*(«смеяться в кулак»). Задумчивость или затруднения; часто с какими-нибудь движениями по лицу («схватиться за голову»). В зависимости от особенностей ситуации и характера есть и другие возможные объяснения.
*Стирающее движение по лбу: действительное стирание нехорошей мысли, плохих представлений;
*совсем медленно и задумчиво: концентрация на размышлениях.
*Раскрытая ладонь гладит что-нибудь, приятное на ощупь (мягкий материал или же, напротив, другую свою руку): образ жизни, наполненный тонкими чувствами и наслаждениями, мягкий нрав. Часто у женщин, наблюдается почти исключительно у культурных людей. Если объектом служит свое тело, то это происходит из глубинной приверженности своему Я, наслаждение собой. Особенно при прикрытых глазах и расслабленной посадке головы.