Жесты в особенности рук и кисти

РУКИ

*Вяло свисающие вдоль тела руки: пассивность, отсутствие го­товности к действию, недостаток воли.

*С легким напряжением (при компенсации напряженности) свиса­ющие руки: состояние внутреннего покоя, равновесия, но постоян­ная готовность к действиям.

*Сначала расслабленные руки вдруг несколько напрягаются: пер­воначальное состояние безвольности внезапно сменилось активной готовностью к действиям.

*Скрещенные на груди руки: тенденция к дистанцированию, за­щитная стена, известная изоляция, некоторое выжидание.

*Когда некоторое время сохраняются руки в застывшей позе: осо­бенно при «соответствующем» оцепенении тела: боязнь контактов с выраженной робостью, самозащита по отношению к угрожаемой самооценке. «Закрылся».

*Когда это осознанно или неосознанно позирующий жест, приня­тие позы: прежде всего, если этот жест соединяется с откинутой назад головой и взглядом сверху: представление своего превосходства, желания произвести впечатление, известная бравада («с тобой я справлюсь играючи, и без помощи рук»), типично для многих глава­рей по отношению к своей компании, для многих учителей и поли­цейских.

*У многих восточных народов часто вместе с поклоном, жестом почтения, покорности, подчинения (руки как возможное орудие на­падения демонстративно убираются).

*Шпилеобразное положение рук есть знак уверенной и «всезнаю­щей» позиции. Это жест субординации, он часто сопровождается откинутой вверх головой, что символизирует высокомерие и само­довольство.

*Эти жесты могут привести как к положительному, так и к отри­цательному результату в зависимости от сопровождения другими жестами.

*Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чув­ства превосходства (в стрессовых ситуациях позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность, например, перед кабинетом зубного врача). Он позволяет человеку с бессознательным бесстра­шием открыть свои ранимые области тела: желудок, сердце, гор­ло.

*Если сзади руки в замке — это просто уверенность.

*Если сзади одна рука держит другую за запястье - человек рас­строен и пытается «взять себя в руки» (так появилась эта идиома). Как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше сзади место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.

КИСТИ РУК

«Ладони! (Справочник Юнцам и девай). Целуют правую, Читают в левой.»

М. Цветаева

*Кисти направленные вверх, указывают на выражение восхище­ния, воодушевления, убежденности и т.п.; вниз - сигнализируют о подавленности, депрессии, отчаянии.

*Руки заложены за спину (отсутствие готовности к деятельнос­ти): если это - привычное положение: сдержанность, если не пассив­ность, созерцательность, вдумчивость. А также скрывание смуще­ния, робости, затруднительного положения, умышленности, боязли­вости (устранение мешающего фактора - рук), при этом всегда на­блюдается некоторое напряжение;

*если это - преходящее положение: кратковременная задумчивость, случающаяся и у активных людей, или кратковременное стеснение; как представление, поза, выражающие самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство, например, по­лицейский на углу улицы, учитель в своем классе, лидер в своей группе (сродни скрещенным на груди рукам).

Открытая ладонь обращена вверх: жест объяснения, убеждения, открытого представления, отдавания;

*выпрямленные ладони движутся снизу вперед-вверх, при этом
верхняя часть тела и голова становятся ниже: жест просителя, кото­рый ожидает получить что-то. .

*В соответствии со степенью напряженности и мимическим сопро­вождением возникает множество вариантов жеста от боязливости до настойчивости.

*Открытые ладони ведутся медленно сверху вперед-вниз, по кри­вой линии: жест дарения, добровольной отдачи («протянуть откры­тую руку»). При этом часто руки разводятся в стороны. Жест мо­жет быть также при изложении мыслей и соображений.

*Это же движение в резкой форме: что-то бросается партнеру. Рука ладонью вниз и с выпрямленными пальцами опускается почти по вертикали к полу: нечто нежелательное прижимается книзу, удер­живается внизу.

При этом вся верхняя часть тела часто слегка приподнимается вверх:

*при медленно-раздумчивом движении: «Крайняя осторожность!»; при энергичном движении и напряженности: пригнуть что-то книзу или удержать там, господствуя над ним, например, когда раздра­женный учитель энергично призывает к порядку.

Ладони поднятых рук обращены вперед, к партнеру:

*при спокойном состоянии: демонстрация миролюбия (в руках ни­чего не спрятано), на войне или в подобных ситуациях - жест сдачи (руки вверх!);

*при напряжении, с вытянутыми пальцами: жест активной защи­ты («прочь от меня, я не хочу иметь с этим никакого дела!»), при одновременном отчетливом движении вперед: «Убирайся!»

Движение руки (рук) наружу ладонями к себе:

*слабо и медленно, сверху вниз: жест отдачи, отречения, смире­ния. Высоко поднятые одновременно плечи подчеркивают беспомощ­ность;

*резко от себя наружу: «оставь меня в покое» по отношению к парт­неру, но и может быть отбрасыванием в сторону какой-то неприят­ной мысли, как отмахиваются от надоевшей мухи.

*Одна или обе руки спрятаны в карманах: скрывание затрудне­ний, неуверенности, потеря непосредственности. Часто - подчерк­нуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускоре­ния развития контакта, широко распространено в США.

Во время разговора руки убираются в карманы ненапряженно или даже подчеркнуто вяло: демонстрация скуки, потери интереса, не­вежливый жест:

*если это делается резко, интенсивно, и с последующей напряжен­ностью в области плеч - шеи - рук: прорвавшаяся активная оппози­ционность, враждебная установка, особенно при соответствующем выражении глаз и рта.

Рука сжимается в кулак: концентрация, овладение волнением или страхом, стремление к самоутверждению:

*при твердом взгляде на «противника», открытом или скрытом: активная готовность к борьбе против угрозы с целью обороны или при собственных агрессивных стремлениях, например, в ярости.

*Потирание рук: человек отдался во власть приятных, удовлетво­ряющих его мыслей, в зависимости от степени напряжения - актив­ного или, скорее, уютно-пассивного плана. Часто наблюдается у усердных предпринимателей в хорошем настроении, у любящих по­есть - в ожидании обеда, а также и в переживаниях после соверше­ния дела, типа: «Ну, мы им показали!».

*Следует помнить, однако, что иногда этот знак неуместно де­монстрировать (например, официанту в ожидании чаевых), так как медленное потирание ладоней настораживает другого участника общения.

*Сильный удар ладонью или костяшками пальцев по столу: при удивлении, нежелании или гневе. «Ну, это уж слишком!», «Достаточно!». Чем больше напряженность, тем больше готовности к дей­ствиям взрывного типа.

*Выпрямленная ладонь, обычно ребром вниз, решительно опуска­ется один или несколько раз: жест разрубания, разрезания, при дос­тижении окончательной ясности или решимости, что совершенно отчетливо дается всем понять, что дальнейшее обсуждение прекра­щается.

*Рука что-то берет или делает движение в этом направлении: не­посредственно телесное, материальное захватывание; часто признак жадного, слишком много думающего о материальном обладании человека. Опосредствованное, духовное захватывание: у людей с живым мышлением, но внешней заторможенностью, когда они ищут подходящее слово, или как знак усилий по наглядному, пластичес­кому представлению.

*Из-за чувства беспомощности или угрозы также хочется за что-то ухватиться. За край пиджака, пуговицу, локоть другой руки, за другую руку («ломать руки»). То есть из страха или боязливости, стремления к самоуважению, самоутверждению, упрямства, сомне­ний, робости, стыда. Так можно снова «взять себя в руки»!

ИГРА РУК

*При признаках перенапряжения, то есть нарушенном режиме, ско­рости и протекании движений: нервозность, вышедшее из-под конт­роля расстройство или возбуждение, «сдают нервы», «поиски опо­ры».

*При уравновешенном напряжении, равномерно-уравновешенной скорости и ритмически ненапряженном протекании: стоит «над де­лами», не захвачен ими полностью.

*При недостатке напряжения, то есть при слабых, вялых движе­ниях: в глубине души не вовлечен, равнодушие, незаинтересован­ность.

*При подчеркнуто вялом характере, демонстративности, напри­мер, барабанит пальцами по столу: демонстрация незатронутости, незаинтересованности. Воспринимается как невежливость или невос­питанность.

*Движения рук, закрывающие лицо или его часть: сильное чув­ство стыда или глубокая печаль, часто при злобно превосходящей критике, закрыть выдающий подлинную сущность внутреннего рот

*(«смеяться в кулак»). Задумчивость или затруднения; часто с каки­ми-нибудь движениями по лицу («схватиться за голову»). В зависи­мости от особенностей ситуации и характера есть и другие возмож­ные объяснения.

*Стирающее движение по лбу: действительное стирание нехоро­шей мысли, плохих представлений;

*совсем медленно и задумчиво: концентрация на размышлениях.

*Раскрытая ладонь гладит что-нибудь, приятное на ощупь (мяг­кий материал или же, напротив, другую свою руку): образ жизни, наполненный тонкими чувствами и наслаждениями, мягкий нрав. Часто у женщин, наблюдается почти исключительно у культурных людей. Если объектом служит свое тело, то это происходит из глу­бинной приверженности своему Я, наслаждение собой. Особенно при прикрытых глазах и расслабленной посадке головы.

Наши рекомендации