Походка (ритм и такты движений)

*Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются рит­мично, движения туда-сюда плавно перетекают друг в друга): рас­слабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, существование напряжения в смысле особого внимания, критичнос­ти или готовности к действиям; в известной степени игривая отдача поступающим впечатлениям.

*Типична для гуляющих, для многих молодых девушек. При весе­лом настроении легко, без какого-либо особого повода, сменяется на ускоренную походку (ее противоположностью в определенной степени является целеустремленная). Высокомерно-беззаботные часто ходят для своего удовольствия ритмично-покачивающейся походкой.

*Равномерная походка (преобладание напряжения, прямолинейный, напряженный тип движений): волевая деятельность или стремление к цели, которой хотят овладеть, применяя силу воли; чем; это жела­ние выраженней, тем более равномерна походка, шире шаги, прямо­линейнее линия движения, тем больше верхняя часть тела наклонена вперед.

*Отличие ритмичной походки от равномерной можно часто наблю­дать на прогулке, когда вдруг в голову приходит какая-нибудь идея, побуждающая к немедленным действиям. Хороший пример равномер­ной походки - подтянутый армейский маршевый шаг, особенно на плацу: крайность - старая прусская парадная маршировка.

*Равномерный ритм - начальная ступень равномерной походки, твердая, уже почти подтянутая, целенаправленная, но еще заметно ритмичная походка или маршировка.

*Нарушения в ритмичности («запинающиеся», прерванные на по­ловине движения, спотыкания, заминки и т.п.): человек не совсем «здесь», не совсем «в себе», какому-либо побуждению противостоят некоторые силы, отсюда известная раздвоенность и отсутствие уверенности, надежности: вмешательство, задумчивость, направ­ленность в себя, нехватка внутренней свободы, робость - нечто, что встречает внутреннее противодействие, например, ученик с пло­хими знаниями, идущий к учителю.

*Также угнетенное настроение, тогда пляшущая, колеблющаяся, ритмически нарушенная походка.

Признаки походки

*Важнейшие - скорость, величина шагов, степень напряжения, свя­занные с ходьбой движения тела,- постановка носков. Не забывать о влиянии обуви, особенно у женщин!

*Следующие различия нужно только правильно увидеть, что в ос­новном дело упражнения и опыта. Потом же для правильно воспри­нимающего человека будет достаточно опознать что-либо одно, и он получит полное впечатление.

*Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений: беспокойно-нервные - оживленные и активные - спо­койные и расслабленные - вяло-ленивые (например, при расслаблен­ной, обвисшей осанке и т.*д.).

*Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстравер­сия, целеустремленность, рвение, предприимчивость до сплошной занятости, деловитость, выход из себя, непринужденность, свобод­но разворачивающееся самоощущение. Скорее всего, направленное на далекие цели, абстрагирующееся мышление.

*Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): ско­рее интроверсия, оставаться при себе, осторожность, расчет, при­способляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность, са­мочувствие проявляется лишь ограниченно.

*Тип мышления скорее конкретный, связанный с чувственными впечатлениями.

*Нужно принимать эти указания лишь как рабочую основу для дальнейшей точной перепроверки!

*Подчеркнуто широкая и медленная походка - обычное извест­ное желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. А вопрос: действительное ли? Во всяком случае, они естественны у атлетов. В других случаях они часто неуклюжи.

*Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритми­чески, «первый перестук каблуков»: взволнованность, боязливость всех оттенков, осознанная или неосознанная. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности!)

*Напряженность или расслабленность походки: за выражение рас­слабленной походкой может стоять отсутствие интереса, безразли­чие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей незрелость, недостаток самодисциплины или сно­бизм.

*Раскачивание верхней части корпуса, а именно, при каждом шаге поворот то одного, то другого плеча; подчеркнуто демонстратив­ный характер каждого шага: часто у «силачей», которые совсем не Настолько сильны, как хотят показать.

*Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некото­рое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры, которые живут безоблачно в смысле своих сильных побуждений и это без стеснения демонстрируют.

*Раскачивание плеч в резонанс: в основном аффективные, само­влюбленные создания.

*То же самое и (или) раскачивание бедер, часто у девушек и у мо­лодых женщин: от аффективности до безобидной, переходящей к кокетливости.

*Походка с несгибающимися ногами, особенно большими шага­ми: способ действия подчеркнуто мужской, сильный, энергичный (часто осознанно или нет, перенимается некоторыми женщинами).

*Слегка раскачивающаяся походка, никакого напряжения, силы или даже веса на первом плане, а расслабленные свободные движе­ния и соответственно легкое покачивание бедер: отчетливо женская походка, чувствительность, эротическое воздействие на мужчин.

*Шаркающая «провисающая» походка, несколько тяжелые, рас­плывающиеся движения: отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность.

*Типичная походка, то есть совершенно свободная постановка ног (никакой форсированности), спокойные, полные достоинства, силь­ные и упругие движения при выпрямленном корпусе, надежном рав­новесии, не быстро и не медленно, не напряженно и не расслабленно-неуправляемые, не слишком большие и не слишком маленькие шаги: спокойная, уверенная в себе, истинная личность, которая знает, что она хочет, и не нуждается в рекламировании своей ценности форси­рованными движениями.

*Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театраль­ное, так сказать, желаемое, но не уместное, например, когда при медленной ходьбе шаги относительно или слишком малы (противо­речие!), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, при отсутствующем или нарушенном ритме: переоценка са­мого себя, высокомерие, самовлюбленность.

*Твердая, угловатая, деревянная походка (неестественная напря­женность в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению, отсюда сверхкомпенсация в направлении излишней твердости, перенапряжения, судорожности. Или из-за недостатка силы побуждений, то есть внутренней слабости.

*Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и бы­стрые шаги, сразу заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность - часто лишь бессо­держательная занятость и старания по поводу каких-то своих соб­ственных желаний.

*Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) -стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чув­ством превосходства, особенно интеллектуального превосходства.

Наши рекомендации