Сферы применения психодиагностики

1. расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2. прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности;

3. оптимизация обучения и воспитания;

4. консультативная и психотерапевтическая помощь;

5. судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6. прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.

Итак, психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на произ­водстве, в социальных службах, в агентстве по подбору кадров и т. д.

Основная цель психодиагноста— постановка диагноза, обеспечи­вающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифи­цированного специалиста, использующего особый инструментарий — психодиагностические методики.

Психодиагностические методики — это специфические психоло­гические средства.Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностиче­ским методикам предъявляются особые требования, они разрабатыва­ются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.

Конструирование психодиагностических методик — это еще одна цель психодиагноста.Разработка диагностической методики — слож­ный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Профессиональный взгляд на этот процесс заключается в том, что диагностическая методика может принести ощутимые полез­ные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание таких методик требует большой исследовательской и мето­дической работы.

Психологическая диагностика предполагает сравнение, благодаря которому устанавливаются критерии для оценки получаемых диагно­стических показателей и ставится диагноз, т. е. дается заключение либо о наличии-отсутствии психологического признака (по сравнению с другими индивидами), либо о степени выраженности признака (ран­ге, месте его среди других). Таким образом, методики психологической диагностики предназначены для классификации (т. е. разделения груп­пы) и ранжирования людей по психологическим и психофизиологи­ческим признакам.

Поэтому так важна в психодиагностике задача формализации диаг­ностических показателей. Измерение, квантификация психологиче­ских особенностей преодолевают ограниченность интуитивного позна­ния человека. По этой причине одна из задач, которую с самого начала если не прямо, то опосредованно пытались осуществить психодиагно­сты, состояла в том, чтобы при помощи тестов (одного из основных и первого в истории этой науки метода) ввести в психологию меру измере­ния, число и методы статистической обработки данных. Так, еще в 1911 г. В. Штерн писал о том, что тест должен обеспечить размещение испы­туемых по жестким рангам либо их группировку с высокой точностью, а Л. Кронбах определил его как метод, который должен позволить опи­сать человека с помощью количественной шкалы или системы категорий.

Однако формализация диагностических результатов не должна ве­сти к утрате связи с психологией, а математико-статистическими ме­тодами нельзя заменить психологическое мышление и знание психо­логических явлений и проблем.

Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к каким последствиям может привести использование психодиагностических методов непрофессионалами, дилетантами — людьми, далекими от психологии и психодиагностики.

Использова­ние диагностических методик неспециалистамиприводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологиче­ских возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психо­логической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психоди­агностов, а также тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, которые используют диагностические методы. По су­ществу, это проблема валидности лиц, занимающихся психологиче­ской диагностикой.

Следует отметить, что один из симптомов непрофессионализма — так называемая диагностомания, проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можно быстрее поставить диагноз, сделать выво­ды по неотчетливым и недостаточным признакам.

1. Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психо­диагноста. Ее сопровождает чрезмерное, недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными житейскими словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.

2. Еще одно проявление непрофессионализма — представление о том, что если применяется психодиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций. На­пример, при отборе работников, при распределении их по разным ви­дам работ, в консультировании и пр. Между тем специалист понимает, что результаты любой методики должны быть включены в комплекс­ную оценку, включающую другие данные об индивиде.

3. К непрофессионализму можно отнести и неправильное представ­ление о возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизация получаемых с их помощью данных. Неквалифициро­ванный пользователь рассматривает диагностические показатели ис­пытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно опреде­ляющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.

Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработ­ке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сде­лать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. Он ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых — соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.

Итак, все перечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся к теоретическим основам психологической диагностики. Без их понимания невозможно правильное применение диагностиче­ских методик.

Таким образом, психологическую диагностику можно определить как науку о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особен­ностей людей, а также об использовании этих методов в практиче­ских целях.При этом в понятие «конструирование» следует включать не только разработку самих заданий методик, но и уточнение требова­ний, которым они должны удовлетворять, формулирование правил их применения, определение границ выводов, на которые могут претен­довать получаемые диагностические результаты, совершенствование их интерпретации.

В настоящее время психологическая диагностика в России пережи­вает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Ди­агностические методики применяются во все новых областях практи­ческой деятельности индивидов — армии, спорте, судебной практике, социальной работе и др.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современ­ном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распростра­ненные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которых следует избегать.

1. Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их резуль­таты.

2. Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда измене­ния) представления об измеряемых ею характеристиках.

3. В-третьих, это статический подход к исследуемыминдивидам, фак­тическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий раз­вития, обеспечивающих его стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

4. Еще одной распространенной ошибкой отечественной психологи­ческой практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кро­ме того, встречается и чистая «любительщина», шарлатанство, прояв­ляющиеся в составлении «доморощенных», не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не име­ющими необходимых специальных знаний в области психологической диагностики, у которых вообще отсутствует психологическое образо­вание.

5.Настоящим бедствием для отечественной психологической диагно­стики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без со­гласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками.

Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требова­ние ограничения распространения своих методик— это одно из основ­ных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы:

*диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию.

*предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз.

Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессио­нального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требу­ющих выявления психологических особенностей. Именно поэтому у специалистов существует серьезное сомнение в профессионализме тех, кто отдает для публикации массовыми тиражами сборники диа­гностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались — «Лучшие психо­логические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических те­стов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000),— неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что пси­хологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение, и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую ди­агностику.

Сейчас положение меняется в лучшую сторону, чему немало спо­собствует введение курса психологической диагностики в программу обучения студентов факультетов психологии.

Вопрос

Наши рекомендации