Психологические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в отечественной и зарубежной психологии
Рассмотрим подходы изучения эмоциональной сферы, так как эмоции являются важным компонентом всех психических процессов жизнедеятельности человека.
В соответствии с биологической теорией эмоций П.К. Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, ученый приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели. Основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует программу поведения и придает определенную направленность.
Потребностно-мотивационная теория П.В.Симонова развивает идею П.К. Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать и привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется автором как сила управляющая соответствующей программой действий и фиксирующей качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. [1]
Эволюционная теория происхождения эмоций Ч. Дарвина рассматривает принцип психологического развития живого организма и доказывает, что эмоции являются жизненно важными приспособительными механизмами, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, связанные с соответствующими эмоциями представляют собой рудименты реальных приспособительных реакций организма.[2]
Представители органической теории эмоций ( У. Джеймс ,К.Г. Ланге) эмоциональное ощущение понимают как проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.
В рамках двухфакторной теории С. Шехтера эмоции рассматриваются как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории, продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события. Эмоции, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий.[3]
Для того чтобы уметь контролировать эмоциональные реакции необходимо прилагать волевые усилия, и поэтому необходимо изучить особенности волевого поведения. Далее рассмотрим подходы к изучению волевой сферы.
Эмоционально-волевую сферу в отечественной психологии изучал Л.С. Выготский, которыйотносил волю к высшим психическим функциям человека, развитие которых осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи создания дополнительного мотива. Автор видит своеобразие воли в том, что человек изменяет своей внешней деятельностью окружающую обстановку, и заставляет служить своим целям, направляет в необходимом направлении и воздействует на свое собственное поведение. Воля означает те средства, при помощи которых человек овладевает действием.
Л.С. Выготский выделяет в волевом действии две самостоятельных части:
- замыкательную часть волевого процесса или момент решения человека поступить определенным образом;
- исполнительную часть или выполнение волевого действия.
В концепции В.И. Селиванова, воля понимается как психологический инструмент, позволяющий личности справляться с импульсивностью и не поддаваться привычкам. Данный феномен определяется как сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности, выражающийся в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. По мнению ученого волевая регуляция не может считаться завершенной, если она не выразилась внешне исполнением действия.
Е.П. Ильин понимаетволю как разновидность произвольного управления, реализуемого посредством волевых действий (с наличием волевых усилий). По его мнению, воля представляет собой самоуправление поведением с помощью сознания, предполагающее самостоятельность человека в принятии решения и осуществлении контроля собственными действиями. Несмотря на имеющиеся различия в регуляционных теориях, рассматривающих волю можно выделить несколько общих моментов: воля обусловлена овладением личностью собственным поведением; важное значение имеет опосредованность волевого поведения; исполнения волевого действия значимо.[4]
В мотивационно-деятельностной теории В.А. Иванникова воля определяется как способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации. Характерные черты волевого поведения рассматриваются ученым, как психический статус и организация (способы осуществления и мотивации) действий. Волевое поведение актуализируется при недостатке или нежелательности побуждения к действию, в связи с чем необходимо совершить действие, не связанное с актуальной потребностью, при наличии внутренних и внешних препятствий. В ситуации выбора между двумя мотивами человек создает в своем воображении третий мотив, который имеет другой характер. По психическому статусу волевое действие может рассматриваться как действие с двумя смыслами. При этом один из этих смыслов задается мотивом воображаемой ситуации, а его организация представляется как дважды произвольная.
В.Н. Мясищев указывал, что воля является сознательной организацией и саморегуляцией человеком деятельности и поведения, обеспечивающей достижение поставленной цели путем преодоления трудностей. Афтор считает, что особая форма активности возникла в трудовом действии.
Воля складывается из двух моментов: внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, и внешних (преодоление трудностей).
К функциям воли относятся:
- интеграцияявляющаяся внутренней функцией, которая мобилизует все потенциалы психики;
- регулирование представляющее внешнюю функцию,которая усиливаетколлективный характер.
Общим источником воли являются потребности человека. Структура волевого акта включает в себя: возникновение побуждения и постановка цели; борьба мотивов, проблема выбора; принятие решения; выполнение действия.
Волевые действия классифицируются на: простые (постановка цели и исполнение), сложные (осознание цели: смутное влечение, желание, мотив; планирование: намеченные пути и средства; исполнение: обусловлено преодолением препятствия)
Волевые качества личности включают в себя:
- целеустремленность (умение ставить и достигать цели);
- решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения);
- устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение);
- выдержка (самообладание);
- самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.[5]
В рамках теории регуляционно-волевых процессов Л.М. Веккер рассматривает волю, как высшее специфическое произвольное регулирование человеком поведения и деятельности. Автор подчеркивает, что выбор конкретного варианта действия характерен только для психической организации: и считает, что на каждом из уровней психической регуляции (непроизвольном, произвольном и волевом) выбор имеет свои специфические особенности.
На психическом непроизвольном уровне движения выбор контролируются сенсорно-перцептивными образами, а непроизвольный выбор того или иного двигательного решения осуществляется без предварительного перебора вариантов программы действия и детерминирован чисто статистически. На произвольном уровне регуляции программы действий подотчетны и подконтрольны субъекту деятельности, совершающему выбор, но в процессе произвольной регуляции личность может и не вовлекаться. На волевом уровне регуляции поведения и деятельности, характерном для целостной личности, выбор осуществляется по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности между альтернативами программ действий, которые относятся к разным уровням психической регуляции.
В отечественных теориях, рассматривающих волевой выбор, фиксируется внимание на переживании человеком свободы при осуществлении этого выбора до начала исполнения действия.
Учитывать различия в волевой сфере осужденных необходимо для эффективного воспитательного воздействия. Сотрудники исправительного учреждения должны уметь применять требования, поощрения, принуждение, контроль, для стимуляции волевых усилий осужденных. Специальными методами коррекции воли осужденных являются средства аутогенного (А.С. Новоселова, 1985) и эмоционально – волевого воздействия (А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков, О.И. Шеламов, 1991). Повышение возможности волевой саморегуляции осужденных связано с формированием у них умений:
- снимать излишнее напряжение и волнение,
- преодолевать в себе нерешительность,
- формировать волевую готовность и мобилизацию
- сдерживать себя в стрессовых ситуациях
- создавать необходимое настроение
В зарубежной психологии выделяют несколько подходов к изучению воли:
В рамках мотивационного подхода представления о природе свободы сводят либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта) или к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией. Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Некоторые из них объясняли волю как способность души формировать желания, а другие рассматривали как последнее желание, предшествующего действия. В связи с этим воля возникла не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, выгода от которого устанавливается разумом.
Представители данного подхода (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо) утверждают о том, что самым простым волевым процессом является желание, или самой простой формой свободы является страсть. Сущность мотива составляют эмоции, а волевой процесс рассматривается, как аффект и обусловленное им действие.
Подход «свободного выбора» (А. Шопенгауэр, У. Джем) предполагает выделение проблемы свободы воли, однако позиции представителей этого подхода имеют некоторые различия. Одни ученые считают, что многогранность мира проявляется в воле и существует единая мировая воля, свободная в своих проявлениях и ничем не ограничена. Для человека, по их мнению характерна универсальная воля, представленная в собственном характере, который дается человеку от рождения.
В рамках этого подхода воля рассматривается как самостоятельная сила и как явление, связанное с функционированием познавательных процессов.[6]
Представителями регуляционного подхода (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли) волевая регуляция рассматривалась как опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Спецификаволипо мнению авторов заключается в анализе стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности человека, направленной на самого себя. Воля понимается ими как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. В этом случае воля занимает центральное место в ядре личности. Через свободу "Я" регулируется мышление, эмоции, воображение, желания и другие психические процессы. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, которые используют все виды активности человека, не подавляя ни одну из них.
Другой подход(И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В.К. Калина, Л.М. Веккер, Р. Мэй) связан с идеей регулирования поведения как особого самостоятельного процесса, который не требует психического образования, и называется волей. Причины действий при этом связывают с эмоциональным возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, которые оказывают действия определенного смысла. В данном случае человек способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деятельности, направленной на достижение цели.[7]
Выраженность волевых качеств определяется длительностью мотивационных установок на достижение успеха, нравственными принципами человека, его нейродинамическими и личностными особенностями, эмоциями, энергетическим потенциалом.
Сложность измерения уровня развития у субъекта волевых качеств как раз и состоит в нейтрализации ситуативных и выявлении постоянных факторов, обусловливающих стабильный уровень проявления того или иного волевого качества. Часто между волевыми качествами не обнаруживаются корреляциичто можно рассматривать как положительный результат, позволяющий воспринимать волю как нечто целое, «неделимое».
Трудности изучения волевых качеств заключается в несоответствии степени волевой напряженности и эффективности. Высокая напряженность не всегда совпадает с высокой эффективностью. Следующая трудность определяется отношением испытуемых к деятельности, выполняемой во время тестирования. Ранжирование испытуемых по степени волевого проявления становится возможным только при наличии у всех обследуемых положительного отношения к предъявляемому заданию и при их стремлении достичь максимального результата. Наряду с этими можно отметить и другие трудности. [8]
Поскольку эмоции и воля большей частью тесно связаны между собой, перед исследователем возникает нелегкая задача найти пути для измерения степени выраженности «силы воли» в отдельности от степени выраженности у человека эмоциональности, которая в одних случаях будет облегчать проявление того или иного волевого качества, а в других случаях – затруднять. Эмоции и степень их выраженности в основном фиксируют по вегетативным показателям. Такая же тенденция наблюдается и при диагностике состояний человека. При этом в психологии сложилось положение, при котором имеет место недоверие к субъективным показателям состояний и эмоциональных переживаний.