Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?
Ответ:
Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.
Проблема и у свекрови. Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.
Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки. Она вынуждена была уступить и конфликт превратился во внутренний, стал источником ее заболевания. Индивидуальная работа с Людмилой повысит самооценку, уверенность, преодоление коммуникативных барьеров, можно обучить релаксационным упражнениям. Индивидуальная работа со свекровью с целью осознания своих чувств по отношению к сыну.
Ситуационная задача № 12.
Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.
Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.
Ответ:
Гипотезы: особенности характера (шизоидная акцентуация); повышенный уровень тревожности; гиперопека матери; пассивная роль отца; кризис подросткового возраста.
Индивидуальное консультирование, групповое консультирование с приемами обучения невербальной коммуникации, техники психодраматического отреагирования страхов, телесно-ориентированная терапия. Работа с родителями для снятия гиперсоциализирующего влияния матери и усиления роли отца.
Ситуационная задача № 13.
Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?
Ответ:
Никто, кроме самого родителя принять решение не может. Психолог может проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, используя самый известный тест Керна-Йирасека о готовности ребенка к школе. Также методика «Домик» для диагностики уровня развития произвольной сферы. Тест способности к обучению в школе Г.Витцлака.
Ситуационная задача № 14.
Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?
Ответ:
Можно дат клиенту побыть некоторое время одному. Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка способствует созданию благоприятной атмосферы. Размеренные движения рук снимают напряжение (можно дать книгу, журнал, игрушку). На вербальном уровне – прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо»).
Ситуационная задача № 15.
Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:
а) питание; б) правильный уход; в) воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.
Ответ поясните.
Ситуационная задача № 16.
Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
2. Открытость.
3. Доброжелательность.
4. Безоценочное отношение к клиенту.
5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
Ответ:
Эмпатия – готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами. Это качество психолог проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость. Это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента. Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя свои достоинства и, возможно, недостатки. Также психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.
Доброжелательность. В любых ситуациях сохранять ровный, доброжелательный стиль общения с клиентом.
Безоценочное отношение к клиенту. Это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Консультанту стоит воздерживаться от оценок поступков клиента. главная задача – понимание клиента, его проблемы и как помочь ему.
Отказ от нравоучений относится к моменту исповеди клиента. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог и клиент как личности равны.
Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему.
Ситуационная задача № 17.
В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.