Тема 5. Большая социальная группа
как субъект общественной психологии[3]
Исторически психология больших социальных групп является первой исследовательской проблематикой, которая привлекла пристальное внимание ученых, занимавшихся социально-психологическими исследованиями. И это закономерно. Психология больших социальных групп представляет собой «пограничную зону» интересов социологии и психологии, на базе которых и создавалась социальная психология как наука.
В XIX-начале XX века формируются и развиваются две исследовательские программы, посвященные психологии больших социальных групп:
· Психология масс, массового поведения и особенно – поведения толпы, а также взаимодействия массы и личности. Традиции данной исследовательской школы разрабатывались учеными франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, С. Сигеле и др.)
· Психология народов, народного духа, законы развития которых трактовались как законы надиндивидуальной, общественной психологии в сложившейся школе немецкой психологии народов (М. Лацарус, В. Вунд, Г. Штейнталь). В России массовидные психические явления изучались М.Г. Бехтеревым (коллективная рефлексология).
Стоит отметить и тот факт, что проблематика больших социальных групп, «социального контекста» психологии группы и личности активно разрабатываются в рамках наиболее «социологических» исследовательских направлений в социальной психологии (А. Тэшфел, С. Московичи и др.).
В общественных науках для обозначения разнообразных связей, соединяющих людей в обществе, применяется множество терминов: человечество, общество, народ, нация, класс, группа, товарищество, семья, толпа, публика, аудитория и т.д. Реальность общества, общественных отношений дана нам как реальность отношений между группами людей, в которые мы объединяемся в процессе жизнедеятельности.
Группа – это реально существующее социальное образование, в котором проявляются определенные характеристики, главными из которых являются следующие:
· в группе люди собраны, объединены каким-то общим признаком – особенностями совместной деятельности, специфическими условиями или обстоятельствами взаимодействия;
· люди в группе определенным образом осознают свою принадлежность к этому групповому образованию;
· группа становится значимой для личности, входящей в нее, и группа специфическим образом воздействует на поведение личности.
Значимость группы для личности обусловлена, прежде всего, тем, что группа являет собой определенную систему деятельности (например, профессиональная деятельность), и именно через группу личность включена в общественные отношения.
Общность содержания и условий деятельности людей, принадлежащих к реальной социальной группе, порождает и общность ее психологических характеристик, которые воплощаются в групповых потребностях и интересах, групповых нормах и ценностях, групповых целях и групповых мнениях. При этом данные групповые психологические характеристики не являются простой суммой индивидуальных потребностей, интересов и т.д. людей, входящих в группу, а представляют собой качественно новое надиндивидуальное психологическое образование – социально-психологические характеристики группы.
Для индивида, входящего в группу, через принятие (или непринятие) данных характеристик происходит осознание принадлежности к определенной ассоциации людей. С процессом осознания своей принадлежности к группе связано формирование так называемого «Мы-чувства». «Мы-чувство» реализует потребность человека отличать одну общность людей («Мы») от другой («Они»). Это чувство становится индикатором осознания принадлежности человека к определенной социальной группе, т.е. индикатором социальной идентичности. Через действие механизма социальной идентичности социальная группа приобретает черты психологической общности.
Реальная социальная группа, включенная в широкий контекст социальной деятельности и имеющая определенный уровень психологической общности членов группы, является социально-психологическим феноменом и объектом изучения в социальной психологии.
По количеству членов все объединения людей можно разделить на два вида – большие и малые социальные группы.
В свою очередь среди больших в количественном отношении объединений людей можно выделить:
· случайные, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности (толпа и ее разновидности, публика, аудитория);
· большие группы людей, сложившиеся в ходе исторического развития общества. Они занимают определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании. Это социальные классы, этнические группы (особенно нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Положение больших социальных групп в структуре общества определено их функциональными связями и теми общественными потребностями, которые они реализуют в своей деятельности. Так, например, огромное множество профессиональных групп людей реализует различные потребности общества – потребность в сохранении и умножении знаний (профессиональная группа ученых, преподавателей), потребность в поддержании здоровья людей (врачи и другие работники системы здравоохранения), потребность в управлении и организации совместной деятельностью людей (менеджеры различного уровня) и т.д. Как видим, большие социальные группы играют важнейшую роль в обеспечении равновесия и развития всей социальной системы. Следовательно, духовное, психологическое развитие этих групп играет важную роль в развитии и психологическом состоянии конкретного общества.
Для каждой большой социальной группы характерно наличие устойчивых регуляторов социального поведения членов данных групп. Это – нравы, обычаи, традиции, на которые в своем поведении в группе ориентируются ее члены. Особенности содержания нравов, обычаев и традиций конкретной группы зависят, прежде всего, от специфики ее деятельности. Так, например, традиции и обычаи профессиональной группы военнослужащих и профессиональной группы менеджеров имеют определенные отличия.
Особенности деятельности группы, условия реализации ее интересов, а также место большой социальной группы в социальном пространстве в единстве со специфическими нравами, обычаями, традициями представляют собой особую комплексную характеристику группы – ее образ жизни. Социально-психологическое содержание образа жизни конкретной социальной группы имеет реальное наполнение. Для того, чтобы изучить данную социально-психологическую характеристику группы, необходимо:
- провести анализ конкретных потребностей, интересов и ценностей, доминирующих в группе;
- исследовать особенности совместной деятельности членов группы, выявить ее функции и специфику организации;
- исследовать особенности коммуникативных процессов в данной группе, определить специфику контактов и связей, складывающихся в данной группе;
- выявить символические особенности группы и, прежде всего, специфику языка и внешней атрибутики.
Для характеристики психологии большой социальной группы уместно обратиться к достаточно популярному как в науке, так и в обыденной жизни понятию менталитет. Этот термин ведет свое происхождение из латинского языка — от слова mens, mentis, т.е. ум, мышление, рассудок, образ мыслей и т. д. Во французском языке mentalite — это направление мыслей, умонастроение, направленность ума, склад ума. В английском – mentality – это умственное развитие, склад ума, умонастроение. В немецком — die Mentalitat — это склад ума, образ мыслей и т. д. Применительно к психологии большой социальной группы, содержание и характеристики которой складывались в процессе исторического развития обществ, групповой менталитет – интегральная характеристика «видения мира» членами определенной группы. Это – определенный «склад сознания» группы и соответствующие ему нормы поведения. Менталитет группы включает в себя и систему знаний об обществе, и систему смыслов и ценностей, характерных для данной группы, а также систему мотивов и образцов поведения, преобладающих в данной группе. Специфика менталитета различных социальных групп отражает их различный исторический опыт, различие традиций и условий жизнедеятельности. Чаще всего говорят о менталитете применительно к этнической (национальной) группе, но точно также можно говорить и о менталитете какой-то другой большой социальной группы (например, интеллигенции) или возрастной группы (например, молодежи). [4]
Таким образом, структура общественной психологии группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В целях более детального анализа выделяют две основные составные части общественной психологии группы:
- динамические (подвижные) элементы психологии группы, среди которых - групповые потребности, интересы, групповые настроения и мнения и т.д.;
- более устойчивые психологические образования – традиции, обычаи, психический склад группы, особенности менталитета и т.д.
Теперь попробуем ответить на вопрос о том, как проявляются и передаются среди людей общие черты психологии больших социальных групп?
Так, К. Юнг считал, что передача общих психологических черт от поколения к поколению людей происходит через взаимодействие коллективного бессознательного и индивидуального бессознательного как носителя опыта. Содержание его образует так называемый архетип – общечеловеческий первообраз поведения[5].
Архетипы возникли в древности и передаются через структуру мозга как способ видения мира, как схемы поведения. В результате К. Юнг через архетипы описывает, например, немецкий характер – психологию избранности и мессианского сознания.
З. Фрейд и Э.Фромм также делали попытку «выйти» на коллективное бессознательное как путь передачи общего в психологии групп. Классик социологии Э. Дюркгейм определяет коллективное сознание в качестве носителя психологии группы.
В отечественной социальной психологии существуют различные подходы к решению этой проблемы. Большинство ученых предполагает, что общность потребностей, интересов, взглядов, привычек и традиций выражает общность условий жизни людей – членов той или иной социальной группы, отражает их совместную социальную практику, коллективный опыт. А потому, чтобы раскрыть психологию группы, общности надо провести анализ связей между их социальной и психологической общностью, путей преобразования социальной практики в психологию группы. Связь эта очень сложна и неоднозначна. Определяющими здесь являются объективные условия жизни и деятельности группы, но в тоже время огромную роль играет и обратное воздействие общественной психологии жизнедеятельность группы.
Каков же механизм воспроизводства психологии большой социальной группы? Каким образом происходит так, что основные черты психологии профессиональной или национальной группы переходят от поколения к поколению членов данной группы?
Механизм воспроизводства психологии большой социальной группы реализуется через:
- личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый сходными условиями жизнедеятельности группы и ее местоположение в социальном пространстве (то есть позиция группы в социальной структуре общества);
- через общение, большая часть которого происходит у человека в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы (например, в специфической профессиональной среде). Именно здесь, через деловое и личное общение в организациях, малых контактных группах, а также через опосредованное общение в «групповых» СМИ происходит передача, оценивание и восприятие образцов поведения группового менталитета и группового поведения.
Главным «действующим лицом» социальной среды, в которой происходит формирование и развитие особенностей психологии профессиональной группы, является человек. Социальная среда профессиональной группы представляет собой часть жизненной среды личности, в которой происходит ее профессиональная социализация и идентификация, осуществляется процесс профессиональной самореализации.
Социальную среду профессиональной группы можно рассматривать как «поле» развертывания процессов идентификации личности с социально-профессиональной группой в трех плоскостях:
- когнитивной – в социальной среде группы формируется знание о принадлежности личности к группе;
- ценностной – в социальной среде у личности складывается и поддерживается комплекс представлений (позитивных и негативных) о принадлежности к данной группе;
- эмоциональной – в социальной среде происходит принятие личностью данной группы как «своей» или, наоборот, ее отторжение.
Процесс социальной идентификации человека с его профессиональной группой неразрывно связан с функционированием в организации каналов профессиональной коммуникации как формального, так и неформального характера.
Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что черты общей групповой психологии далеко не в равной мере присущи каждому члену определенной группы. Следовательно, необходимо ответить на следующий вопрос: каково соотношение психологических характеристик большой группы и психологии каждой отдельной личности, в нее входящей?
В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, но отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. То есть некоторая часть личной психологии, которая может считаться принадлежностью данной группы, и проявляется она в условиях коллективного поведения, затрагивающего интересы всей группы (например, в общественном мнении по тому или иному вопросу, в общественном настроении, в реальном поведении по решению каких-либо групповых задач). Таким образом, наличие групповой психологии и ее черт в «психологическом портрете» личности представляет собой не «одинаковость» людей, а скорее социальную типичность – типичность психологических черт представителей профессиональной, половозрастной или национальной группы.
Итак, далеко не все черты общей психологии группы в равной мере присущи каждому ее члену. Это явление связано со следующим:
- индивидуально-психологические характеристики членов группы разные;
- степень вовлеченности в жизнедеятельность группы у каждого ее члена разная;
- мера усвоения членами группы общей идеологии группы также разная;
- личный опыт каждого члена группы неодинаков.
Таким образом уровень общности психологии группы, а следовательно степень «принятия» личностью групповых характеристик могут быть различными. Так, Г.Г. Дилигенский выделяет три уровня общности психологии группы[6]:
· Элементарный или типологический уровень общности психологии социальной группы
В рамках таких групп функционируют определенные внутригрупповые связи и групповое сознание, но его содержание ограничено общими религиозными верованиями, культурой, морально-этическими нормами. У таких групп есть своя обыденная жизненная атмосфера, но нет своей собственной групповой идеологии и политического сознания. Защиту своих общегрупповых целей и интересов они, поэтому делегируют другим группам или «сильным личностям».
Этому содержанию соответствует узкий масштаб групповых связей. Фактически они замыкаются в основном в рамках непосредственной социальной среды (семейной, локальной, профессиональной). Непосредственная социальная среда является в данном случае главным источником, из которого индивиды усваивают групповые ценности, нормы, установки; она осуществляет стихийное воспроизводство типов сознания, передает из поколения в поколение традиции, привычные представления, придающие устойчивость этим типам.
· Идентификационный уровень общности психологии социальной группы
На этом уровне члены большой социальной группы более или менее отчетливо сознают свою принадлежность к ней, общность своего положения и интересов, но не выработали конкретного понимания общих целей, составляющих необходимое условие действенной солидарности. Иными словами, такие группы обладают собственным самосознанием, выражающемся в групповом самоотождествлении (самоидентификации).
· Уровень интеграции или солидарности психологии социальной группы
Составляющие такие группы люди не просто психологически «похожи» друг на друга, но и объединены определенными общими целями. Их психологию также характеризуют специфические для каждой группы социально-психологические типы личности, но не только они. То особое психическое свойство, которым обладают такие группы, присущий им уровень социально-психологической общности можно определить как уровень солидарности.
В этом случае содержание группового сознания не сводится к общим культурным нормам, оно включает осознанные групповые интересы и цели, воплощает их в политические идеи и ценности. Необходимыми условиями формирования таких групп являются обязательное наличие выражающей групповые интересы идеологии и групповой организации. Отсюда ясно, что их внутригрупповые связи не могут ограничиваться общением в пределах непосредственной социальной среды. В таких группах общение осуществляется по каналам общегрупповой организации и информации (собрание, различные документы, распространяемые органами группы, групповая пресса, соответствующая литература и т.д.) и в процессе коллективных действий (манифестаций, съездов, маршей и т.д.).
Основными факторами интеграции психологии больших социальных групп являются:
- формирование и развитие общей идеологии, в которой выражаются основные потребности, интересы, ценности и установки поведения членов группы;
- интенсивность внутригрупповой коммуникации, наличие и развитость ее каналов;
- наличие и развитость внутригрупповой организации – наличие института, социальной организации, которая представляет интересы группы (например, наличие партий, клубов, движений т.п.), а также формализованность лидертсва в управлении группой;
- наличие символики, языка, ритуалов, которые отличают группу от других объединений людей.
Решающим фактором интеграции психологии группы, развития ее солидарности является групповая, организованная деятельность с целью реализации групповых интересов и ценностей.
Таким образом, чем более развиты эти условия, тем выше уровень интеграции психологии большой социальной группы и ярче ее проявления во внешней среде.
Для исследования столь сложного феномена как социально-психологический облик большой социальной группы применяются методы целого ряда общественных наук – социологии, социальной психологии, демографии, языкознания, истории, политологии, конфликтологии и др.
Социально-психологические особенности нации как социальной группы.
Одним из сложнейших вопросов социальной психологии является вопрос о национальных особенностях человеческой психики.
Социально-психологический анализ общих признаков, характерных для нации как субъекта общественной психологии, предлагает изучение типичных для каждой нации нравов, обычаев и традиций. Их существование обусловлено специфической общественной практикой, формами воспроизводства социального опыта. Рассмотрение в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни нации. В социально-психологическом плане исследование образа жизни предполагает изучение форм общения, типа контактов, складывающихся между людьми. Образ жизни нации отражается в ее интересах, ценностях, потребностях. Одним из атрибутов нации является язык.
Из всех совокупностей национальных признаков, характеризующих нацию, для социально-психологического подхода наиболее значимо понятие «психологический склад», определяющее наиболее устойчивые элементы национальной психологии.
Национальный психический склад включает: национальный характер, национальное самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами, национальную культуру, быт, национальную гордость и национальные стереотипы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Понятие национального характера по своему происхождению не столько теоретико-аналитическое, сколько описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними – географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы имели в виду совершенно разные вещи. Одна подразумевали под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа. Другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентаций, морали, отношения к труду и т.д.
Национальный характер – продукт определенных исторических условий, черты его закрепляются на протяжении ряда поколений, они способны изменяться. Черты национального характера проявляются в групповой деятельности и их нельзя абсолютизировать, так как:
1) в реальных условиях в любом действии переплетаются национальное и социальное;
2) любая черта национального характера, строго говоря, является не только принадлежащей данной нации. Речь идет о «наборе» черт, степени их выраженности.
Национальное самосознание – есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных, в том числе международных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями и проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях. К самосознанию нации относят также настроения, эмоции, симпатии и антипатии, которые имеют разную степень исторической обусловленности, а также сравнение своей этнической общности с другими.
Изучение социально-психологических факторов формирования национального самосознания показывает, что решающими из них являются:
1. Семейное явление (тип семейного уклада, личность родителей, характер межличностных отношений с родителями и т.д.)
2. Национальная и языковая среда, в которой формируется личность.
3. Культурная сфера (образование, культурные интересы и т.д.), которая оказывает очень сильное влияние на личность.
4. «Случайные» факторы – особые жизненные обстоятельства, поразившие воображение, события национальной жизни.
Национальные привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.
Национальные чувства – явление историческое; они возникают как отношение, эмоциональная реакция людей на реальное положение и связи между ними. Выражаются они в общечеловеческих чувствах: любви, гордости, ненависти и т.д., но объектом их служат проблемы нации, ее жизни. Например, чувство национальной гордости.
Однако есть и болезненная гипертрофированная форма чувства национальной гордости – национализм, когда любовь к своей нации не сочетается с осознанным уважением к достоинствам других наций.
Национализм есть проявление таких социально-психологических феноменов, как этноцентризм и национальные стереотипы (этнические стереотипы). Этнические стереотипы являются одной из наиболее распространенных разновидностей социального стереотипа. Социальный стереотип - упрощенный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей[7]. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы определенными признаками, понятными, пристрастными. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение длительного времени, поэтому социальные стереотипы могут изменяться, но очень медленно. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда нет межгрупповой враждебности, ими очень трудно управлять в условиях напряженности и конфликта.
Этнический стереотип как предвзятое мнение о национальных свойствах людей другого народа обусловлен в большой степени социальным, а не психологическими факторами. Сопровождаясь отрицательными эмоциями, этнические стереотипы становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей.
Всякий этнический стереотип означает приписывание каких-либо признаков представителям иных этнических групп (это может касаться и антропологических свойств и культурных норм), т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в условиях реакционной политической линии открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.
Сам факт осознания своей этнической группы не содержит в себе формулировки предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиций «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. «Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами, в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах»[8]. Таким образом, этноцентризм есть «сочувственная» фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.
Характер оттенка, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от характера идеологии.
Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они могут легко быть использованы в качестве орудия национальной розни.
В жизнедеятельности отдельной личности, в межличностных отношениях национализм проявляется в особом предпочтении представителей своей национальности независимо и подчас вопреки их личностным и деловым качествам.
Как показывает опыт изучения динамики национальных стереотипов, в условиях межличностного (даже кратковременного) общения факторами ослабления и преодоления их могут стать:
а) стремление к пониманию и взаимопониманию во имя общезначимой цели;
б) увеличение знаний об объекте отношений;
в) некоторые факторы групповой динамики в процессе межнационального группового взаимодействия;
г) сильные эмоциональные впечатления и т.д.