Деятельность как социально-психологическая проблема

Характеристика деятельности в качестве социально-психо­логической проблемы. Усложнение структуры деятельности как социально-психологического явления неизбежно порождает и труд­ности ее практического осуществления. Как различия в характе­ре, так и противоречия основных составляющих деятельности позволяют говорить о ней в качестве социально-психологической проблемы, т. е. такого противоречия, которое носит стабильный характер и трудно разрешимо.

Основные противоречия деятельности. Наиболее актуаль­ными в структуре деятельности личности как социально-пси­хологического явления оказываются следующие противоречия:

— между уровнем психического потенциала личности и степенью его реализации в деятельности;

— между социальными мотивами и ожиданиями, связанны­ми с деятельностью и не совпадающими с ними результатами;

— между высоким уровнем притязаний на большие дос­тижения и низким уровнем психологической готовности к та­кой деятельности, которая бы их обеспечила;

— между необходимостью адекватной оценки ситуации на старте деятельности и практической неспособности к этому;

— между необходимостью прогнозирования хода и перс­пектив деятельности и отсутствием способности к этому;

— между постоянно растущим уровнем требований предъявляемых к человеку характером деятельности в услови­ях ее интенсификации, и отстающим от этого уровнем ее соци­ально-психологической культуры.

Природа противоречий деятельности. Противоречия пси­хической деятельности заложены в основе самой деятельности как динамичного процесса развертывания, развития и реализа­ции психического потенциала человека. Если смотреть шире, то противоречивость свойственна не только сознательному действию человека, но уже любому акту движения.

Это подметили еще античные мыслители. Так, древнегре­ческий философ Зенон говорил о двух апориях (противоречиях) движения. Согласно одной из них, "Ахиллес не догонит черепа­ху", а по другой "летящая стрела покоится". В дальнейшем не­мецкий философ Гегель назвал противоречие не абсурдом, как полагал Зенон, анализируя движение, а источником развития.

Природа любого противоречия содержится уже в разли­чии. Применительно к деятельности она заключена в различии логики и психологии ее основных составляющих. В различии, с одной стороны, логики и психологии сознания (замысла, стрем­ления к цели, мотивации действия, притязаний и ожиданий ре­зультатов), с другой — реальной практики деятельности со всеми присущими ей сложностями.

Иными словами, противоречия деятельности заложены уже в ее структуре, в трудности совмещения друг с другом любой из составляющих этой структуры. Так та или иная мотивация деятельности на ее старте может разойтись с социальными при­тязаниями субъекта действия. Психология массового восприя­тия и переживания успехов или неудач в деятельности нередко не совпадает с логикой ее экспертной оценки.

Однако наиболее противоречивы взаимоотношения меж­ду психологией социальных ожиданий успехов деятельности и логикой их практического достижения.

Для возбуждения больших социальных ожиданий нужен толь­ко яркий образ желаемой цели, заверения в его легкой достижимо­сти и живое воображение всех заинтересованных в успехе предстоящей деятельности. Этого вполне достаточно, чтобы страсть и фантазия, воспламенившие массу людей, довели образ ожидаемых плодов до гиперболических размеров, создали иллю­зорные ощущения возможности беспроблемного движения к цели.

Другими оказываются психология и логика реального практического действия на пути к осуществлению социальных чаяний и надежд. Здесь заведомо иные скорости движения, ко­торые чересчур проигрывают в сравнении с логикой яркого во­ображения. А этот разрыв в скорости между эмоциональным, образным и практическим действием уже содержит в себе ис­точник неудовлетворенности и разочарования, тормозит, если не подрывает, и без того трудный процесс практического дос­тижения цели.

Наши рекомендации