Основные сферы психической деятельности.
3.1. Сфера переживаний и мотивации.На первый план выходят невы
раженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства поведения и эмо
ций, такие как: негативизм, демонстративность, дурашливость, агрес
сивность, конфликтность, нерешительность, пониженный фон настрое
ния, страхи, тревожность, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, ско
ванность, эгоистичность, эмоциональная отгороженность, псевдоглухо
та, застреваемость, пресыщаемость .................................................
3.2. Когнитивная (умственная) сфера.На первый план выходят невы
раженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства: избегание умствен
ных усилий, дефицит внимания; сниженная умственная работоспособ
ность; не понимание простых, сложных словесных инструкций; действия
по сложному, простому наглядному образцу .................................
3.3. Психомоторная сфера.На первый план выходят невыраженные,
выраженные (подчеркнуть) расстройства, такие как гиперактивность,
нарушения тонуса мышц, многоречивость, заторможенность........
4. Нарушения активности(подчеркнуть и дополнить): для ребенка ха
рактерна нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышен
ная умственная активность; избегание (умственных) усилий; нормаль
ная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная (подчеркнуть)
физическая работоспособность ........................................................
5. Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-
структуру(подчеркнуть и дополнить):
5.1. Оппозиционно-вызывающее поведениепроявляется в ситуаци
онно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфлик
тности, вспыльчивости, агрессивности ............................................
5.2. Гиперактивное поведениевключает в себя двигательную, речевую
расторможенность, импульсивность, дефицит внимания................
5.3. Тормозимый тип нарушенного поведенияпроявляется в ситуа
ционно-личностных реакциях заторможенности, нерешительности
5.4. Тревожные расстройства и страхи.У ребенка наблюдаются конк
ретные страхи, тревожность, скованность.......................................
5.5. Расстройство типа «зависимая личность».Преобладает нереши
тельность, податливость желаниям других людей. Присоединяется: тор-
мозимость, обидчивость ...................................................................
5.6. Аутистический тип нарушенного поведения.Выраженность эмо
циональной отгороженности и псевдоглухоты, негативизма выше, чем
других нарушений. Характерно присоединение дополнительных симп
томов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.....................................
5.7. Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявля
етсяв обидчивости, конфликтности.................................................
К основному расстройству присоединяются: агрессивность, дурашли
вость, речевая расторможенность, страхи, тревога (подчеркнуть и до
полнить) ..........................................................................................
5.8. Застревающее, ригидное расстройство личности.Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность, навяз
чивость в действиях ..........................................................................
5.9. Депрессивное расстройство.Пониженное, подавленное настрое
ние; утрата интересов; сниженная способность получать удовольствие;
безрадостность; сниженная физическая работоспособность..........
К основному расстройству присоединяются: нерешительность; обидчи
вость; слезливость; неуверенность в себе; заниженная самооценка; на
рушения сна; сниженный аппетит ....................................................
6. Количественно-временные признаки расстройства.Длительность
основного(ных) расстройств(а) (5.1. - 5.9) ......................................
Состояние продолжается от 30 мин до 1.5 часа, 2-3 месяца, более 6 меся
цев, наблюдается иногда, часто, почти всегда, непрерывно (подчеркнуть).
Чередуется с другими состояниями и расстройствами...................
длительностью от 1-2-10-15-30........ минут, иногда, часто, периоди
чески, приступообразно, почти всегда.............................................
7. Помощь в преодолении состояний(подчеркнуть и дополнить). Ре
бенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппози
ционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной не
устойчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного настроения,
зависимого, нерешительного поведения, тревожности и страхов, застре-
ваемости, заторможенности .............................................................
Помощь взрослого необходима иногда, часто, непрерывно (подчеркнуть
и дополнить) в виде стимуляции гуманных чувств, ориентации на со
стояние другого, переключения на иное состояние, стимуляции поло
жительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания осо
бенного или нарушенного поведения ребенком ..............................
8. Осознанность и критичность к особенному или нарушенному по
ведению у ребенка(подчеркнуть и дополнить). Ребенок испытывает
чувство неловкости, вины, соглашается, что «поступил плохо», но про
должает себя вести также, критика снижена иногда, часто, почти всегда
22
9. Особенности речевого поведения.Ребенок использует, не исполь
зует (подчеркнуть) речь как средство общения, установления контакта с
другими, аргументации, рассуждения..............................................
В речи использует: нечленораздельные звуки, слова «не хочу - не буду»,
«отстань», «не знаю» ........................................................................
отказывается отвечать на вопросы, повторяет слова и фразы, переспра
шивает, говорит громко, быстро, тихо, медленно, невыразительно
10. Особенности реагирования, реактивность и импульсивность(под
черкнуть и дополнить). Для ребенка характерны реакции: на ограниче
ние, на необходимость согласования совместных действий с другими
детьми; порицание, отрицательное, положительное подкрепление, но
визну; на присутствие других, стимуляцию положительных эмоций, мо
тивацию соревнования-соперничества, телесный контакт...............
Реакции адекватны, неадекватны, парадоксальны раздражителю (под
черкнуть). Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведе
ния эмоций: ........................................................................................
11. Направленность переноса, генерализации, отреагирования состо
яния.Ребенок переносит состояние: на (через) предметное окружение,
на взрослых, сверстников, животных, на себя ................................
Ребенок: обвиняет в своих неудачах в других; считает себя добрым, а
всех плохими; в состоянии раздражения портит имущество..........
12. Трудности социализации поведения и состояний.Ребенок не под
чиняет поведение нормам взаимоотношений с детьми и взрослыми, не
выполняет требования, не соблюдает обязанности, не «держит слово»,
проявляет безответственность (подчеркнуть и дополнить)............
13. Признак социальной опасности, нежелательности состояния, на
рушенного поведения.Для окружающих социально опасны и нежела
тельны следующие состояния ребенка (подчеркнуть и дополнить): аг
рессивность, протест, расторможенность, заторможенность, бездеятель
ность, тревожность, страх, эмоциональная отгороженность, обидчивость,
конфликтность, застреваемость, эгоизм...........................................
Ребенок мешает организации занятий с другими детьми; ребенка нельзя оставлять одного; выводит из себя взрослых, других детей; оскорбляет
других словами; бросается предметами; может разбить окно; портит иму
щество; становится объектом насмешек; теряет уважение сверстников;
замыкается в себе; приучается манипулировать для получения выгоды,
садится на шею взрослым ................................................................
14. Тенденция к манипулированию.Ребенок использует состояние
................................................. для получения: манипулятивной выгоды; того,
что хочет; избегания ответственности.............................................
Для этого ребенок (подчеркнуть): плачем добивается своего; реакциями
упрямства, отказа заставляет взрослого уступать, сдаваться под давле
нием эгоистических требований; проявляет дурашливость для избега
ния ответственности; делает вид, что не понимает задание, что обижен;
запугивает, обвиняет близких; ставит условия взрослым; говорит не
правду ................................................................................................
15. Проявления и влияние состояния, нарушенногоповедения иэмо
ций на успешность деятельности (подчеркнуть и дополнить). Расстрой
ства дезорганизующие деятельность ребенка: агрессивность, протест, ра-
сторможенность, заторможенность, тревожность, страхи, эмоциональ
ная отгороженность, обидчивость, застреваемость, пресыщаемость, ис-
тощаемость ........................................................................................
Расстройства дезорганизуют деятельность ребенка (подчеркнуть и до
полнить): учебную, общения, свободную, предметно-практическую, са
мообслуживания.................................................................................
Расстройства: снижают желание действовать; способность к планированию; целенаправленность, вариативность, совместность, согласованность действий; самоконтроль эффективности действий; переживание
успешности действий и результатов ................................................
У ребенка: обидчивость снижает настойчивость действий; негативизм,
эмоциональная отгороженность, дурашливость нарушают согласован
ность действий, эмоциональное принятие цели задания и действий, от
ветственность за результаты действий; застреваемость, заторможенность,
нерешительность снижают вариативность действий; вспыльчивость, ги
перактивность снижают способность планирования и контроля учеб
ных действий ..................................................... •...............................
Рекомендации
Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее (подчеркнуть и дополнить):
- Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающе-
коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волную
щее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое со
блюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;
- Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий
и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняюще
гося поведения ребенка;
-Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чувство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие;
- Используйтестратегии с учетом состояния ребенка. Например, сти
мулируйте гуманные чувства, если нарушенное поведение не выраже
но крайне и есть критика к собственному нарушенному поведению;
- Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок мо
жет совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудниче
стве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то
не так;
- Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на гра
ни приятного с неприятным с преобладанием приятного уребенка в
специально организованной предметно-практической, продуктивной де
ятельности, игровых ситуациях;
- Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенно
го или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограни
чений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой,
предметно-практической и продуктивной деятельности;
-Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние;
- Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят
характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует
поведение других детей или являются отражением общей эмоциональ
ной и интеллектуальной незрелости ребенка;
- Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью кор
рекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования
явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положитель
ных эмоций у депрессивных детей;
- Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для от
реагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально
организованных игровых ситуациях;
- Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите
демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предпо
лагаемые результаты в игре или иной деятельности;
- Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если по
ведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;
- Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство
юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда по
ведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние аг
рессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иного
особенного и нарушенного поведению ребенка;
Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком
Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочу- не буду»?; Зачем дети говорят «не хочу- не буду», делают наоборот: чтобы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он воображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрослыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример.
Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хочешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком веселое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: остаться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зависишь?; Чего стесняются дети?
Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых,других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубыеслова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом обижаешься?
Эмоциональная отгороженность. У тебя бывает так, что тебя спрашивают, ты СЛЫШИШЬвопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играетодин, не очень ласковый?
Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает,мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?