Итак, пресекать ломание игрушек и наказывать за это не следует.
Не всегда правомерно требовать от малыша и того, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, так как в большинстве случаев ему это еще не под силу. С психологической точки зрения нельзя признать правильной и идею не давать ребенку те игрушки, которые он может сломать. Напротив, в этом возрасте ему надо давать именно такие игрушки, которые молено и интересно разбирать.
Участие взрослого в этой предметно-манипулятивной игре не требуется — разве что он может разделить радость открытия, продумать разнообразную, богатую, изменяющуюся развивающую среду для ребенка, дать ему время, место и возможность этой игрой заняться.
Предметно-манипулятивная игра имеет большое значение для развития у ребенка воображения, которое является основой творческих способностей.Умение комбинировать предметы необходимо во многих видах художественного творчества, в частности, таких, как дизайн, архитектура, моделирование.
Взрослые смогут поддержать в детях эту способность к «исследованию», если сами поймут ценность такого «бесцельного» творчества или познания и смогут вспомнить, какую радость они приносят человеку именно своей необязательностью, непрактичностью и ощущением свободы.
Английский физик Джеймс Клерк Максвелл мог в разгар званого обеда, забыв об окружающих, заняться игрой со столовыми приборами, лучом света, отражением от стакана или капли воды. Будучи подростком, играя с булавками и нитками, он установил, как с их помощью можно начертить овал, а потом пришел к объяснению законов отражения света. В те времена он был еще настолько молод, что
его доклад в Королевском Эдинбургском научном обществе вынужден был читать кто-то другой, поскольку человек в коротких штанишках еще не мог выступать с кафедры. Тот же Максвелл настолько скучал на уроках, что был исключен из школы за нерадивость.
Во второй младшей группе (возраст 3—4 года) на занятиях математикой новым видом, манипулятивной игры может стать процесс аппликации с математическим содержанием.
По ходу занятий дети создают абстрактные геометрические панно. Для того чтобы панно получилось декоративным и выполняло свои дидактические функции, необходимо соблюдать следующие условия:
— дети получают готовые, вырезанные воспитателем формы для наклеивания;
— эти формы сильно отличаются по размеру и включают две-три очень больших и четыре-пять очень маленьких фигур;
— формы отличаются по цвету и сделаны из разных материалов (фольги и картона, ткани и дерматина, газетной и журнальной бумаги);
— фигуры даны всех возможных видов (например, если это панно «Треугольники», то оно включает треугольники тупоугольные и «очень остроугольные», прямоугольные, с неравными сторонами);
— можно предложить детям изображения предметов, имеющих определенную форму — пирамиды, настенных треугольных часов, крыши дома, деталей конструктора и т. п.
Панно помещается на стене в группе и не снимается в течение всего учебного года. Его дидактическая цель — сформировать у ребенка на уровне образа представление об определенном классе фигур.
Фактически вы создадите серию дидактических плакатов по математике. Их можно многократно использовать и при работе в других группах, и для повторения материала.
Главное условие сохранения именно игрового характера занятия — большая степень свободы выбора самим ребенком материала и способов его использования.
Например, дети выполняют коллективную абстрактную аппликацию на тему «Круги». Для этого им предлагаются круги самого разного размера и цвета, и каждый ребенок сам выбирает круги, произвольно располагает их на общем листе, повторяет эту операцию столько раз, сколько захочет.
В младшем возрасте большое значение для интеллектуального развития детей имеют дидактические игрушки, занятия с которыми обеспечивают осуществление ребенком операции сериации, в частности по размеру, в процессе предметных манипуляций. Это игрушки типа пирамидок и матрешек или иных вкладывающихся друг в друга форм.
Зрительный анализ формы совершенствуется в ходе игр с различными видами сортировщиков (геометрических форм-вкладышей плоскостных и объемных).