Итак, пресекать ломание игрушек и наказывать за это не следует.

Не всегда правомерно требовать от малыша и того, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, так как в большин­стве случаев ему это еще не под силу. С психологической точки зрения нельзя признать правильной и идею не давать ребенку те игрушки, которые он может сломать. Напротив, в этом возрасте ему надо давать именно такие игрушки, которые молено и интересно разбирать.

Участие взрослого в этой предметно-манипулятивной игре не требуется — разве что он может разделить радость открытия, продумать разнообразную, богатую, изменяю­щуюся развивающую среду для ребенка, дать ему время, место и возможность этой игрой заняться.

Предметно-манипулятивная игра имеет большое значение для развития у ребенка воображения, которое является основой творческих способностей.Умение комбинировать предметы необходимо во многих видах художественного творчества, в частности, таких, как дизайн, архитектура, моделирование.

Взрослые смогут поддержать в детях эту способность к «исследованию», если сами поймут ценность такого «бесцельного» творчества или познания и смогут вспом­нить, какую радость они приносят человеку именно своей необязательностью, непрактичностью и ощущением сво­боды.

Английский физик Джеймс Клерк Максвелл мог в разгар званого обеда, забыв об окружающих, заняться игрой со столовыми приборами, лучом света, отражением от стака­на или капли воды. Будучи подростком, играя с булавками и нитками, он установил, как с их помощью можно начер­тить овал, а потом пришел к объяснению законов отраже­ния света. В те времена он был еще настолько молод, что



его доклад в Королевском Эдинбургском научном обще­стве вынужден был читать кто-то другой, поскольку чело­век в коротких штанишках еще не мог выступать с кафед­ры. Тот же Максвелл настолько скучал на уроках, что был исключен из школы за нерадивость.

Во второй младшей группе (возраст 3—4 года) на заня­тиях математикой новым видом, манипулятивной игры может стать процесс аппликации с математическим содержанием.

По ходу занятий дети создают абстрактные геометри­ческие панно. Для того чтобы панно получилось декоратив­ным и выполняло свои дидактические функции, необходи­мо соблюдать следующие условия:

— дети получают готовые, вырезанные воспитателем формы для наклеивания;

— эти формы сильно отличаются по размеру и включают две-три очень больших и четыре-пять очень маленьких фигур;

— формы отличаются по цвету и сделаны из разных материалов (фольги и картона, ткани и дерматина, газетной и журнальной бумаги);

— фигуры даны всех возможных видов (например, если это панно «Треугольники», то оно включает треугольники тупоугольные и «очень остроугольные», прямоугольные, с неравными сторонами);

— можно предложить детям изображения предметов, имеющих определенную форму — пирамиды, настенных треугольных часов, крыши дома, деталей конструктора и т. п.

Панно помещается на стене в группе и не снимается в течение всего учебного года. Его дидактическая цель — сформировать у ребенка на уровне образа представление об определенном классе фигур.

Фактически вы создадите серию дидактических плака­тов по математике. Их можно многократно использовать и при работе в других группах, и для повторения ма­териала.




Главное условие сохранения именно игрового характера занятия — большая степень свободы выбора самим ребенком материала и способов его использования.

Например, дети выполняют коллективную абстрактную аппликацию на тему «Круги». Для этого им предлагаются круги самого разного размера и цвета, и каждый ребенок сам выбирает круги, произвольно располагает их на общем листе, повторяет эту операцию столько раз, сколько захочет.

В младшем возрасте большое значение для интеллекту­ального развития детей имеют дидактические игрушки, занятия с которыми обеспечивают осуществление ребенком операции сериации, в частности по размеру, в процессе предметных манипуляций. Это игрушки типа пирамидок и матрешек или иных вкладывающихся друг в друга форм.

Зрительный анализ формы совершенствуется в ходе игр с различными видами сортировщиков (геометрических форм-вкладышей плоскостных и объемных).

Наши рекомендации