Превращение понятия в персонаж и разворачивание сюжета о нем

При переходе на стадию наглядно-образного мышле­ния возникает необходимость в новом подходе к органи­зации развивающей педагогической работы с детьми. Формируемые математические представления являются абстрактными понятиями. Введение их при опоре только на речь, особенно в младшем возрасте, пока и сама речь находится в фазе активного развития и становления, не достаточно эффективно. Понятие необходимо как-то сен-суализировать, сделать воспринимаемым как обобщенный информативный образ. В результате развития собственно сюжетной игры возникает возможность персонифициро­вать понятие в новый вымышленный персонаж, несущий существенные признаки вводимого понятия.

Так, появление цветных человечков позволяет сделать знакомство детей с основными цветами — красным, синим и желтым — интересной историей, повышает эффектив­ность запоминания, которое в возрасте трех-четырех лет

остается непроизвольным. Человечки выполняют в данном случае роль сенсорных эталонов. Реальность «человечек любит все красное» как мотивирующее обоснование зада­ния на классификацию по цвету выглядит для ребенка значительно более интересным (если человечки сделаны качественно и вызывают интерес и симпатию детей и сам педагог с удовольствием играет с ними и в них) и убеди­тельным, чем простое требование" «выбери все красные», которое для малыша лишено личностного смысла.

Важно, что персонаж сам является носителем того содержания, на которое в данном занятии мы хотим обра­тить внимание ребенка. Этим он отличается от сказочных героев, выполняющих только развлекательную функцию.

Поясним сказанное на примере.

Занятие «Город цветных человечков. Красный» Изготавливается человечек-гномик, с головы до ног одетый в красное. По характеру это активный, энергичный персонаж, постоянно находится в движении, громко и довольно быстро говорит. Он приносит детям картинки с изображением раз­ных предметов красного цвета, в том числе красный круг и красный треугольник. Педагог ведет занятие от его имени. «Здравствуйте, дорогие ребята! Привет вам из Города цвет­ных человечков! У каждого из вас, наверное, есть свой любимый цвет. Какой цвет ты любишь, Петя? А ты, Маша? Вы еще не догадались, какой мой любимый цвет? Да, конечно, это красный, красный, красный! Скорее скажите, что бывает красного цвета? (Следует перечисление, в котором воспитатель уже от своего лица наводит детей на перечисление красных овощей, фруктов. Затем можно обсуждать, что означает красный сигнал светофора, красная окраска шляпки ядовитого гриба мухомора и божьей коровки. Какое впечатление про­изводит автомобиль красного цвета? красное платье? туфли? перчатки?)

Друзья, я принес вам много красивых красных картинок. Не сделаете ли вы украшение для моего дома — красное и красивое?»

Дети получают поднос с вырезанными заранее картинками, на которых изображены самые разнообразные предметы









красного цвета, и составляют коллективную аппликацию. Красный человечек предлагает повесить работу на стену в группе и прощается, обещая, что в следующий раз к детям придет новый гость.

Вариант занятия: украшение красного платья принцессы кусочками цветной бумаги разных оттенков красного цвета.

Занятие «Город цветных человечков. Желтый»

По характеру это также активный персонаж, но уравнове­шенный, говорит он громко, но спокойно. «Здравствуйте, ребята! Я Желтый человечек. Мой любимый цвет желтый. Кому из вас нравится этот цвет? Что бывает желтым? (По ходу обсуждения желательно вспомнить цветы желтого цвета: подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеху; желтый цыпленок; желтые листья осенью.) Друзья, я принес вам желтые картинки. Не сделаете ли вы украшение и для моего дома?»

Важно учитывать, что сюжеты предлагаемых картинок должны быть интересны не только для девочек, но и для мальчиков и включать не только цветы, но и автомобили.

Занятие «Город цветных человечков. Синий» По характеру этот персонаж спокойный, мало двигается, говорит негромко, медленно. Занятие проводится анало­гично рассмотренным выше. Следует вспомнить синее мо­ре, небо, синие и голубые цветы (незабудки, колоколь­чики).

Средний возраст является совершенно особым по отно­шению как к младшему, так и к старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. Экс­перимент показал, что самый эффективный способ сделать информацию интересной для ребенка четырех-пяти лет — это одушевление. В средней группе центральной задачей программы формирования элементарных математических представлений является знакомство с числами первого десятка. Именно они одушевляются и становятся персона­жами в этой возрастной группе. Не Карлсон, не лисичка, а ожившие числа сами рассказывают о себе.




Числа являются перед детьми в образе мужских (не­четные числа) и женских (четные числа) персонажей с разными характерами — так их представлял себе Пифа­гор.

При этом педагог приводит в качестве примеров только те случаи, в которых данное число выступает как суще­ственный, характерный, отличительный признак объекта или явления: число лепестков у цветка, ног у живого суще­ства, лучей у звезды и т.п. В сознании ребенка каждое число связывается по принципу ассоциативной связи с целым классом интересных и красивых, эмоционально окрашенных представлений и образов.

Персонажей можно сделать из картона с использовани­ем аппликации из цветной бумаги, но можно сразу изгото­вить Математический театр в коробке.

Математический театр в коробке

Возьмите большую картонную коробку. Передняя часть такой коробки должна быть открытой, как окно. На эту часть прикрепите занавес так, чтобы его можно было ото­двигать в сторону. Внутреннюю часть коробки лучше окра­сить в нейтральный цвет. Задняя стенка может быть сдела­на из ткани. На нее вы сможете крепить декорации и другие элементы оформления. В верхней части коробки сделайте две-три горизонтальные прорези на разной глубине так, чтобы можно было сверху водить кукол-персонажей, держа их за палочки. Между прорезями сделайте два-три перехо­да с одной линии на другую. Внутри коробки прикрепите также раздвижные тканевые кулисы.

Персонажей изготавливают из картона или тонкого пено­пласта, который обтягивают тканью или оклеивают цветной бумагой, украшают бусами, кусочками ткани, меха. К верх­ней части куклы присоединяют палочку для управления. Желательно сделать и боковые палочки — это позволит подвесить куклу на прорези.

На занавесе и заднике театра можно укрепить картинки, иллюстрирующие проявления данного числа. На сцене сле­дует расположить различные предметы, также с этим чис­лом связанные. Наконец, персонаж может приносить для детей развивающие книги, слайды, видеофильмы по своей







теме. При подготовке занятий желательно использовать

музыкальное сопровождение.

Знакомство с каждым числом предполагает цикл занятий.

Структура цикла знакомства с числом включает:

— праздник — знакомство с новым числом и появление
этого числа в качестве персонажа Математического театра
в коробке;

— рассказ о проявлении числа в природе, быту и пр.;

— рисование и лепку цифры, рассматривание ее в разном
графическом исполнении;

— создание абстрактного геометрического панно по соот­
ветствующему классу геометрических фигур;

— составление коллективного коллажа на тему изученно­
го числа (страницы), который затем помещается на стену
в группе, где он, как и числовой фриз, находится до конца
учебного года. В конце года фриз используется в качестве
декорации к математическому спектаклю.

Числовой фриз— это последовательность из девяти стра­ниц, расположенных в порядке возрастания представлен­ных на них чисел. Каждая такая страница — это темати­ческий коллаж. В технике коллективной аппликации дети собирают на лист плотной бумаги или картона все фото­графии и изображения, которые украшали во время заня­тий задник и занавес Математического театра. Сюда же помещаются наиболее выразительные и интересные рисун­ки детей. Обязательно разместите на листе соответствую­щую цифру, исполненную в разных шрифтах, разного размера и цвета. Коллаж должен быть максимально деко­ративным и интересным. Он помещается на стену в группе и постепенно наращивается. К концу года все девять стра­ниц фриза будут заполнены.

Итогом может стать математический спектакль,

в нем дети будут играть роли чисел, с которыми они позна­комились в течение года. Этот спектакль охотно посмотрят и родители, и дети других групп, обучающиеся по иным программам. И сами исполнители получат удовольствие от участия, поскольку материал, который они будут расска­зывать, им хорошо знаком, а играть они будут принцев и принцесс, красиво одетых и необычных. Подготовка

к спектаклю позволяет повторить и закрепить пройденное и способствует приобретению детьми нового навыка, имею­щего решающее значение в старшем дошкольном возрас­те, — навыка рассказывать другим интересно и понятно о том, что узнал сам.

Наши рекомендации