Анализ результатов позволяет оценить уровень проявления субъект-субъектного взаимодействие педагога с ребёнком.
Балла - Высокий уровень
Балла - Оптимальный уровень
Баллов - Недостаточный уровень
Характеристика уровней сформированности субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком:
Высокий уровень.
Высокий уровень субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком характеризуется безусловным принятием педагогом воспитанников, взрослый оказывает каждому ребёнку помощь в «высвобождении» его личных интересов и их реализации. Воспитатель осуществляет взаимодействие с ребёнком на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Воспитанник не ощущает, как педагог руководит процессом воспитания. В то же самое время воспитанник, имеющий личностные, деятельностные и индивидуальные особенности, является субъектом собственного воспитания, сотворению себя в любых условиях, преодолевая противоречия деятельности. Педагог, как субъект управления воспитательным процессом, несет ответственность за его результаты.
Оптимальный уровень.
Оптимальный уровень характеризуется неполным составом проявлений субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. На данном уровне взаимодействия воспитательный процесс не предполагает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. Он предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При оптимальном уровне субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника достигается развитие самостоятельности. Активно происходят процессы его самоопределения, самореализации, саморазвития. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии, что становится предпосылкой для становления субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя.
Недостаточный уровень.
Недостаточный уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех показателей субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. В данном типе взаимодействия отсутствует отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, нет осознаваемой общей цели совместной деятельности, наблюдается индифферентность по отношению друг к другу, скрытая или явная конфронтация, со стороны воспитателя заметно подавление личности ребёнка, его опека. Диалог между взрослым и ребёнком нарушен, сотрудничество отсутствует как таковое. С некоторыми детьми взаимоотношения воспитателя являются нейтрально-отрицательными.
МЕТОДИКА № 3
Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми (модифицированный вариант анкетирования Л. В. Байбородовой).
Педагогу предлагается ряд суждений, свое согласие с данным суждением педагог фиксирует знаком “+”, а несогласие - знаком “-“:
Контрольная оценка взаимодействия воспитателя с детьми
Таблица 1.
Суждения | Оценка |
1. Я могу точно предсказать результаты моей работы. | + |
2. Мне трудно ладить с детьми. | - |
3. Я справедлива по отношению к детям. | + |
4. Моя задача – умело помогать детям преодолевать трудности. | + |
5 Иногда мне не хватает чуткости. | - |
6. Мнение детей является для меня важным. | + |
7. Я тщательно планирую работу с детьми. | + |
8. Дети меня любят. | + |
9. Я требовательна по отношению к детям. | - |
10. Я всегда могу дать разумный ответ на вопрос ребенка. | + |
11. Дети доверяют мне. | + |
12. Моя оценка важна для детей. | + |
13. Мне легче работать по шаблону, чем «заниматься творчеством». | - |
14. Взаимодействие со мной детям приносит радость, удовольствие. | + |
15. Я стараюсь всем детям уделять равное внимание. | + |
16. Я всегда учитываю индивидуальные особенности детей | + |
17. Я умею чувствовать настроение ребенка. | + |
18. Я всегда выслушиваю мнение ребенка | + |
19. Я считаю, что применяемые мною методы и приемы эффективны. | + |
20. Дети делятся своими мыслями, переживаниями со мной. | + |
21. Необходимо обращать внимание на все ошибки ребенка. | - |
22. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны каждого из своих воспитанников. | + |
23. Дети пытаются подражать мне. | + |
24. Между мной и детьми сложились теплые отношения. | + |
В предложенной таблице проставлены знаки, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога с детьми. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется 1 баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.
Когнитивный компонент включает фразы: 1, 4, 7, 10, 12, 16, 19, 22.
Эмоциональный компонент: 2, 5, 8, 11, 14, 15, 17, 23.
Поведенческо - волевой компонент: 3, 6, 9, 13, 18, 20, 21, 24.