Анализ результатов позволяет оценить уровень проявления субъект-субъектного взаимодействие педагога с ребёнком.

Балла - Высокий уровень

Балла - Оптимальный уровень

Баллов - Недостаточный уровень

Характеристика уровней сформированности субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком:

Высокий уровень.

Высокий уровень субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком характеризуется безусловным принятием педагогом воспитанников, взрослый оказывает каждому ребёнку помощь в «высвобождении» его личных интересов и их реализации. Воспитатель осуществляет взаимодействие с ребёнком на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Воспитанник не ощущает, как педагог руководит процессом воспитания. В то же самое время воспитанник, имеющий личностные, деятельностные и индивидуальные особенности, является субъектом собственного воспитания, сотворению себя в любых условиях, преодолевая противоречия деятельности. Педагог, как субъект управления воспитательным процессом, несет ответственность за его результаты.

Оптимальный уровень.

Оптимальный уровень характеризуется неполным составом проявлений субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. На данном уровне взаимодействия воспитательный процесс не предполагает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. Он предполагает уход от жесткого манипулирования сознанием воспитанников, отход от практики навязывания им догм, не подлежащих обсуждению. При оптимальном уровне субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника достигается развитие самостоятельности. Активно происходят процессы его самоопределения, самореализации, саморазвития. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии, что становится предпосылкой для становления субъекта воспитания - личности, воспитывающей саму себя.

Недостаточный уровень.

Недостаточный уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех показателей субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком. В данном типе взаимодействия отсутствует отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, нет осознаваемой общей цели совместной деятельности, наблюдается индифферентность по отношению друг к другу, скрытая или явная конфронтация, со стороны воспитателя заметно подавление личности ребёнка, его опека. Диалог между взрослым и ребёнком нарушен, сотрудничество отсутствует как таковое. С некоторыми детьми взаимоотношения воспитателя являются нейтрально-отрицательными.

МЕТОДИКА № 3

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми (модифицированный вариант анкетирования Л. В. Байбородовой).

Педагогу предлагается ряд суждений, свое согласие с данным суждением педагог фиксирует знаком “+”, а несогласие - знаком “-“:

Контрольная оценка взаимодействия воспитателя с детьми

Таблица 1.

Суждения Оценка
1. Я могу точно предсказать результаты моей работы. +
2. Мне трудно ладить с детьми. -
3. Я справедлива по отношению к детям. +
4. Моя задача – умело помогать детям преодолевать трудности. +
5 Иногда мне не хватает чуткости. -
6. Мнение детей является для меня важным. +
7. Я тщательно планирую работу с детьми. +
8. Дети меня любят. +
9. Я требовательна по отношению к детям. -
10. Я всегда могу дать разумный ответ на вопрос ребенка. +
11. Дети доверяют мне. +
12. Моя оценка важна для детей. +
13. Мне легче работать по шаблону, чем «заниматься творчеством». -
14. Взаимодействие со мной детям приносит радость, удовольствие. +
15. Я стараюсь всем детям уделять равное внимание. +
16. Я всегда учитываю индивидуальные особенности детей +
17. Я умею чувствовать настроение ребенка. +
18. Я всегда выслушиваю мнение ребенка +
19. Я считаю, что применяемые мною методы и приемы эффективны. +
20. Дети делятся своими мыслями, переживаниями со мной. +
21. Необходимо обращать внимание на все ошибки ребенка. -
22. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны каждого из своих воспитанников. +
23. Дети пытаются подражать мне. +
24. Между мной и детьми сложились теплые отношения. +

В предложенной таблице проставлены знаки, характерные для идеального состояния взаимодействия педагога с детьми. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется 1 баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту.

Когнитивный компонент включает фразы: 1, 4, 7, 10, 12, 16, 19, 22.

Эмоциональный компонент: 2, 5, 8, 11, 14, 15, 17, 23.

Поведенческо - волевой компонент: 3, 6, 9, 13, 18, 20, 21, 24.

Наши рекомендации