Описание применяемых методов исследования.
Для написания теоретической главы дипломной работы использовался метод анализа литературы. Данный метод позволяет:
1) определить актуальность предполагаемого исследования, степень разработанности проблемы в науке и отражение ее в научных публикациях;
2) соотнести содержание теоретических разработок с направлениями своей научно-исследовательской работы;
3) критически оценить ранее проведенные исследования;
4) уточнить понятийный аппарат исследования.
Для проведения эмпирического исследования использовался метод психодиагностического тестирования, представляющий собой измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности. Сбор данных осуществлялся с помощью бланковых методик; они просты для использования и обработки результатов.
Описание применяемых методик исследования
В ходе проведения исследования использовались две методики:
1) Тест Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»,
1979 г. (Приложение 1);
2) Тест Г.Ю. Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory), 1963 г. (Приложение 2);
1) Тест Плутчика-Келлермана-Конте предназначен для выявления уровня напряженности 8 основных психологических защит, изучения иерархии системы психологической защиты и оценки общей напряженности всех измеряемых защит, т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. В порядке проведения методики испытуемому необходимо соотнести с собой 92 утверждения и отметить имеют они к нему отношение или же нет. Обработка результатов, осуществляется с помощью ключа, представленного виде таблицы (Таблица 2).
Таблица 2 - «Ключ к тесту Плутчика-Келлермана-Конте».
№ | Название шкал | Номера утверждений | n |
Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | ||
Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | ||
Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | ||
Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | ||
Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | ||
Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | ||
Гиперкомпенсация | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | ||
Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 |
Напряженность защиты определяется по формуле - n/N х 100%,- число положительных ответов по шкале данной защиты,- число всех утверждений, относящихся к шкале.
Тогда ОНЗ (общая напряженность защит) - Sn/92 х 100 %,- сумма всех положительных ответов по опроснику [6].
2) Тест Г.Ю. Айзенка предназначен для определения типа темперамента. В порядке проведения методики испытуемому необходимо ответить на 57 вопросов «+» или «-». Обработка результатов, осуществляется с помощью ключей трёх шкал теста. Если ответ совпадает с ключом, то за каждый такой ответ начисляется 1 балл.
. Ключ шкалы достоверности:
"ДА" на № 6, 24, 36;
"НЕТ" на № 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Если результат по шкале достоверности от 5 и больше баллов, значит, ответы не достоверны.
. Ключ шкалы эмоциональной устойчивости:
"ДА" на № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
. Ключ шкалы экстраверсии:
"ДА" на № 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,
"НЕТ" на № 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Для определения преобладающего типа темперамента суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отмечаются на оси координат (Рисунок 1). Точка пересечения определяет преобладающий тип темперамента. Эта точка попадет в один из четырех квадратов, каждый из которых соответствует одному из типов темперамента[6].
Рисунок 5 - Оси координат для определения преобладающего типа темперамента.
ГЛАВА III - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПСИХОЗАЩИТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, связанные с психодиагностикой темперамента, являются наиболее разработанными в отечественной психологии. Несмотря на многообразие различных подходов и методов исследования, общим остается признание зависимости темперамента от эмоциональной сферы личности. Предполагается, что схема исследования, предложенная в данной работе, позволит разработать систему консультирования лиц испытывающих проблемы в адаптации, а также более глубоко изучить структуру личности. Был произведён теоретический анализ проблемы темперамента, подобраны и описаны наиболее адекватные методы изучения темперамента и МПЗ.
Результаты настоящего исследования могут быть полезны в диагностической и прогностической работе клиницистов, педагогов, специалистов по работе с кадрами. При определенном опыте в наблюдении за окружающими людьми тип темперамента может быть с достаточно высокой степенью точности определен на основании скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по способности к эмпатии и т.д. Зная темперамент человека, психолог-практик может сделать предположения об "ожидаемых" для данного типа темперамента МПЗ, что будет способствовать большей эффективности его работы как профессионала в области оказания психологической помощи.