Система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению в тренинговой работе (формирующий этап)
В нашей работе формирующий этап подразумевает систему тренинговых занятий по развития адекватной ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению. Мы составили тематический план на 10 занятий, представленный в приложении Б.
Данная программа может быть использована педагогами-психологами как для коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, так и для профилактики подростков в норме, для поддержания адекватной ценностно-смысловой сферы. А также программа может использоваться для подростков с девиациями при видоизменении программы для более продуктивного результата.
Выбор адресата – подростки – объясняется тем, что подростковый возраст является началом формирования ценностно-смысловой сферы личности и является благоприятной почвой для развития девиантного поведения. Именно поэтому необходимо развивать адекватную ценностно-смысловую сферу в этом возрасте.
Цели: Психолого-педагогическая поддержка ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению.
Задачи:
1. Развитие положительной «Я – концепции», представлений о собственных психологических возможностях, потребностях, интересах, ценностях.
2. Обучение анализу реальных жизненных ситуаций, рефлексии, действий, чувств.
3. Формирование общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей.
4. Развитие личности как субъекта собственной жизни, ответственности ее за свой свободный выбор, перед самим собой, близкими, вплоть до переживания собственной ответственности за судьбу общества.
Развитие ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, осуществляется с помощью специально подобранных упражнений. Занятия должны проводиться комплексно для, более положительного результата. При разработке занятий мы исходили из того, что наиболее эффективной формой коррекции и профилактики является активное обучение социально важным навыкам, которое преимущественно реализуется в форме групповых тренингов [30]. В ходе тренинговой работы подросток может расширить свой кругозор за счет тренера и, в большей степени, своих сверстников, которые делятся своим пониманием того или иного вопроса. Ведь, ведущей деятельностью подросткового возраста является общение, в большей степени это общение со сверстниками, а в тренинговой работе им и представляется такая возможность.
В ходе проведения тренинговых занятий подростки приобретают знания о ценностных и смысложизненных ориентациях, у них формируются умения аргументировать свою точку зрения, слушать и принимать точку зрения другого, также умения определять свои цели на будущее, стараться безоценочно относиться друг к другу. Подростки учатся владеть навыками конструктивного общения в группе сверстников, а также формируется саморазвитие и распознавание своих ресурсов через видение других.
Продолжительность тренингового занятия составляла 1 астрономический час, т.е. 45 минут. Проводились 2 раз в неделю в течение одного с половиной месяца, по следующей структуре: приветствие или вводная часть (разминочные упражнения для создания благоприятной атмосферы), основная часть и заключительная, в которую входил ритуал прощания и рефлексия («Что вы чувствуете?», «Как изменилось ваше настроение?», «Что понравилось?» и др.). Пример занятия, приведен в приложении Б. Как правило, на основную часть отводится больше времени, чем на вводную и заключительную. Это связано с тем, что основная часть направлена на развитие у подростков каких-либо навыков. На первом тренинговом занятии вводная часть занимает больше времени, это связано с тем, что подросткам необходимо объяснить правила работы в тренинге, знакомству, а также раскрытию сути всей работы. Продолжительность и содержание занятий может меняться в связи с психофизиологическим состоянием подростков.
Для поддержания интереса к занятиям мы включали как групповую и индивидуальную, так и индивидуально-групповую формы работы, а также работу в микрогруппах, во время реализации программы, это благоприятно влияло на продуктивность тренинговой работы. Но можно отметить, что не всем ребятам нравится работать в группах, для некоторых это сложно и им проще работать индивидуально или в микрогруппах, именно поэтому мы и включали в нашу программу разные упражнения. Например, в таком упражнении как «Мой герб» ребятам нужно было изобразить свои образы и смыслы в виде герба, для большего понимания подросткам были представлены шаблоны с расшифровкой («Счастье», «Общество», «Достоинство» и др.). Это упражнение вызвало у ребят сначала недоумение, а после нескольких минут у многих появились мысли и они преступили к работе, со временем в процесс работы включились все. Не своевременное включение в работу было связано с тем, что некоторым ребятам очень сложно сосредоточится в группе и им нужна тишина, которую очень сложно создать. Групповых упражнений, конечно, было больше, так как в нашей программе ребята в большей степени должны обмениваться мнениями, научиться слушать и принимать точки зрения других, для этого мы использовали групповые дискуссии и ситуационные игры.
Так, в ходе групповой дискуссии происходит сопоставление мнений, информации по обсуждаемой теме. Для подростков очень важно общение, в особенности это общение со сверстниками. Групповая дискуссия позволяет подростку прояснить свою позицию и найти единомышленников, а также выявить дифференциацию точек зрения по волнующим их вопросам. Также групповая дискуссия дает всестороннее видение обсуждаемого предмета. В ходе реализации нашей программы, можно отметить, что в первые тренинговые занятия ребятам было сложно влиться в дискуссию, так как более активные участники затмевали других. Поэтому приходилось спрашивать мнение других участников, тактично прекращая разговор более активных, но по прохождению нескольких занятий эта проблема перестала быть актуальной, и право высказаться было абсолютно у каждого.
В ситуационной игре упор также делается на межличностное взаимодействие. В таких играх участники «проигрывают» ситуации, которые значимы для них. В ходе игры ребята делятся своим мнением и стараются придти к единому мнению, если у них это не получается, то тренер старается их направить на решение с помощью наводящих вопросов или же проговаривания той информации, которую излагали подростки. После чего, дает минуту на размышление и принятие решения. Заключающим шагом в игре является психологический анализ, который осуществляется совместно со всей группой, во время такого обсуждения все подростки активно включаются в диалог. Примером может послужить такая игра как «Сириус», задача которой заключается в том, что подростком необходимо добраться до планеты без каких-либо пороков, пройдя через ряд испытаний. По нашему мнению, эта игра вызвала у подростков наибольший восторг, так как именно в ней ребята старались проявить себя, донести свою мнение до всех и объяснить свою правоту, так как в игре представлены волнующие всех жизненные ситуации. Для нас эта игра также была очень важна, так как в ней можно проследить, как подростки относятся к тому или иному пороку (алкоголизм, наркомания, убийство и др.).
Также для насыщенности занятий мы включали в программу рисуночные упражнения, для того, чтобы ребята сначала могли обдумать, представить заданную тему, а затем поделиться своим видением. Таким примером может послужить упражнение «Путь к цели», где ребятам необходимо нарисовать свой путь к цели с препятствиями, которые они преодолевают. В этом упражнении важно не только рассказать группе свой путь, но и подумать, как они будут проходить через препятствия. С этим упражнением у подростков возникали такие проблемы как нахождение путей решения из того или иного препятствия. Их ответы порой были такие фантастические, что было сложно сделать какие-либо выводы, и в этом случае мы просили группу помочь с преодолением препятствий, в чем группа очень активно принимала участие.
Также при разработке программы мы понимали, что для подростков будет утомительна однообразная работа, для этого мы включили в тренинговую работу разминочные упражнения, но также старались их подобрать соответственно теме тренингового занятия. Подобные разминочные упражнения способствовали поднятию эмоционального фона подростков и таким образом они настраивались на работу или просто расслаблялись после учебных уроков.
В тренинговых занятиях было много упражнений для размышления, и к концу реализации программы было заметно, что многие начали задумываться о своем поведении, начали переосмысливать свои поступки и уже не так агрессивно реагировали на противоположные мнения.
В целом реализация тренинговой программы, по нашему мнению, прошла продуктивно, так как в ходе контрольной диагностике произошли изменения в лучшую сторону. В ходе проведения тренингов возникали такие проблемы, как опоздания и не желание работать, с чем мы не без труда справились за счет того, что совместно с группой придумывали опоздавшим разного рода задания (например, спеть песню, рассказать стих, станцевать и др.). В результате чего у подростков поднималось настроение и появлялось желание работать.
Анализирую групповую динамику, можно сказать, что качество рефлексии у ребят развито достаточно хорошо. В этом есть и наша заслуга, для того чтобы ребята хорошо отрефлексировали, мы старалась задавать вопросы адресовано, давала возможность свободно высказывать свое мнение.
Оценивая себя в роли тренера, хочется отметить, что в подготовке мероприятия мне помогли такие качества личности, как ответственность, усидчивость, открытость и организаторские способности. Установить контакт с группой удалось с помощью собственного самораскрытия. Уверенное поведение и спокойная речь поспособствовали раскрытию и полной «обратной связи» от ребят.
Результат занятия полностью соответствует целям и задачам тренингового занятия. Общая тренинговая парадигма была определена следующая: тренинг как тренировка, в результате которой, происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.