Общая характеристика исследования, диагностика и анализ данных исследования (констатирующий этап)
На основании анализа теоретической литературы по проблематике нашего исследования мы выдвинули гипотезу экспериментального исследования, основанную на предположении о том, что тренинговая работа способствует развитию ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению, а именно формированию представлений об общечеловеческих ценностях, определению своих ценностей и их влиянию на построение жизненных планов и перспектив.
Для проверки выдвинутой гипотезы был подобран комплекс методик, а также разработана тренинговая программа, состоящая из 10 занятий, которые отвечают цели нашего исследования и соответствуют требованиям, предъявляемым к диагностическому инструментарию. Экспериментальное исследование проводилось в октябре - ноябре 2016 на базе МОУ СОШ №9, г. Куйбышев. В нем участвовали 16 человек в возрасте 14-15 лет, учащиеся 9-10 класса. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
1. На констатирующем этапе (декабрь 2015 года) проводится психодиагностика для определения склонности подростка, а также ценностные и смысложизненные ориентации, результаты которых вносятся в сводные таблицы, представленные в приложении А.
2. На формирующем этапе (сентябрь-октябрь 2016 года) проводится тренинговая работа, которая направлена на развитие ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению. Разработанная тренинговая программа представлена в приложении Б.
3. Контрольный или проверочный этап (октябрь 2016 года), заключается в повторной диагностике ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению.
Нами были подобраны следующие методики: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); Методика «Ценностные ориентации» Рокича М.; «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева Д.А. (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика). А также разработана тренинговая программа «Мой жизненный путь». Для выявления корреляционных связей использовался критерий Стьюдента для независимых переменных.
Характеристика методик
1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) [28].
Данная методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм, отклоняющегося поведения. Методика состоит из 98 утверждений для мальчиков и 107 утверждений для девочек, а также распределяются на 7 шкал:
1) Шкала установки на социально-желательные ответы. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого, представлять себя в наиболее благоприятном свете, с точки зрения социальной желательности.
2) Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
3) Шкала склонности к аддиктивному поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
4) Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого, реализовать различные формы аутоагрессивного поведения.
5) Шкала склонности к агрессии и насилию. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
6) Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого, контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
7) Шкала склонности к делинквентному поведению. Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.
2. Методика «Ценностные ориентации» Рокича М. [Цитир. по: 22].
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций Рокича М., основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (терминальные и инструментальные), по 18 в каждом, либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списке испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладываются по порядку значимости.
Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [24].
3. «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева Д.А. (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика) [23].
Данный тест позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо в прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Тест содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности, а так же содержит 5 субшкал:
1) Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2) Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
3) Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4) Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, и представлениями об ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5) Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Критерий t-Стьюдента для зависимых переменных [18].
Критерий t-Стьюдента является параметрическим и направлен на оценку достоверности сдвига значений в зависимых выборках. Каждого значение по одной переменной, логически сопоставлено со значением другой переменной, признак измерен на одной и той же выборке дважды, выборки имеют одинаковый размер.
В общем виде формула для расчета по t-критерию Стьюдента таково:
tэмп ,
где M - среднее арифметическое разностей индивидуальных значений, n - объем выборки, σ – стандартное отклонение значения разностей.
Число степеней свободы осуществляется по формуле:
k=n-1
Алгоритм вычисления по критерию t-Стьюдента в Microsoft Office Excel:
1) Внести данные в таблицу;
2) Вычислить разность индивидуальных значений;
3) Рассчитать среднее арифметическое, стандартное отклонение и количество человек в каждой группе по следующим формулам:
3) Вычисляем эмпирическое значение по формуле t-критерия Стьюдента для зависимых переменных по формуле:
tэмп ,
4) Вычисляем степень свободы по формуле: k=n-1
5) Определяем по таблице критических значений t-критерия Стьюдента уровень значимости.
6) Делаем вывод на основе выявленного уровня значимости.
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования
На констатирующем этапе мы провели диагностику, на основе которой выявили склонность подростков к девиантному поведению, после чего мы обнаружили, что по смысложизненным ориентациям между подростками со склонностью и подростками без отклонений различий не выявлено, а по ценностным ориентациям есть различия, все данные представлены в виде гистограмм.
На основании опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» мы смогли поделить подростков на две группы: подростки, склонные к отклоняющемуся поведению и подростки в норме. Затем составили сравнительную характеристику при помощи t-критерия Стьюдента, для выявления проблемных зон в ценностно-смысловой сфере.