Констатирующий этап исследования

В результате теоретического анализа и многолетних исследо­ваний автора этой книги и его коллег, исследований, охватыва­ющих около пяти тысяч детей дошкольного, младшего школь­ного и (подросткового возрастов, а также взрослых людей, была выделена и изучена система особых психологических образова­ний, которые оказываются определяющими по отношению к различным показателям психического развития (.конкретным личностным качествам, умственному развитию, развитию учеб­ной деятельности и т. д.). Мы поэтому назвали их базовыми основаниями психики. Нами было установлено, что базовые основания психики складываются в процессе постепенного обоб­щения ребенком своего опыта и представляют собой особую психологическую форму фиксации трех проекций этого опыта. Эти проекции соответствуют основным объективно дифферен­цированным (по своему содержанию, социальным нормам и т. д.) сферам бытия человека: деятельность, сознание (осозна­ние и познание действительности) и собственно личностные отношения. Психологической формой фиксации обобщенного опыта деятельности является «общая структура деятельности», характеризующаяся прежде всего тем, какие компоненты струк­туры деятельности (мотив, цель, операция, продукт) играют побудительную и регулирующую роль при ее осуществлении. Обобщение опыта в сфере сознания (осознания действительно­сти) приводит к становлению особенностей «организации содер­жания сознания» (по признакам—«уровня идеальности созна­ния», способам организации, рефлексии и т. д.). В качестве обобщенной формы фиксации сферы личностных отношений была выделена ценностность, характеризуемая взаимосвязью, единством избирательной значимости для субъекта определен­ной стороны действительности, т. е. определенного содержания и осознания себя в отношении к этому содержанию (такая двойственность и отличает ценностность от понятий «направ-

12 ' '

ленность», «ценностная ориентация» и т. п., которые отражают лишь внешнюю ловеденческую сторону данного психического образования).

Теоретическое обоснование и конкретная методология выяв­ления ведущих оснований психики, их характеристика, методы изучения, разносторонний материал по их генезису представле­ны в работах автора этой книги, его коллег и аспирантов (см., например: Опыт системного..., 1975; Методы изучения..., 1975;

Н. И. Непомнящая, 1983, 1985).

Результаты исследований показали, что по мере становле­ния определенные психологические образования начинают иг­рать ведущую роль в общей картине развития ребенка. При этом конституирующим началом в развитии и функционирова­нии личности оказывается ценностность. Обсудим это подроб­нее. В процессе развития, с одной стороны, начинает выделять­ся и обобщаться как наиболее значимая определенная область действительности с соответствующим ей содержанием, способа­ми деятельности и т. д. С другой стороны, столь же постепенно выделяется и обобщается «образ себя». В определенный возра­стной период эти две линии, как бы смыкаясь, начинают взаи-мообусловливать развитие ребенка и осознаваться им. А имен­но ребенок выделяет и осознает себя в системе человеческих отношений через определенное, наиболее значимое для него содержание, т. е. через осознание своего отношения к данной области действительности.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что такое смыкание как достаточно устойчивое происходит в период от 6 до 7 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок направ­лен не только на предметно-операциональную сферу, но и на сферу отношений с другими людьми (Д. Б. Эльконин, 1971, 1973). Накопленный в этих двух сферах опыт обобщается и фиксируется в силу специфики предъявленных к 6-летнему ре­бенку требований (они более настоятельны по сравнению с те­ми, что предъявляются к младшим детям, но одновременно отличаются относительной обобщенностью, широтой, отсутстви­ем жесткой предметной привязанности по .сравнению с норма­ми, которым по принятым канонам обучения и воспитания дол­жен следовать школьник). Иными словами, в 6-летнем возра­сте оформляется новое психическое образование—ценностность. Хотя «общая структура деятельности» и «организация содер­жания сознания» подготовляются и развиваются как формы фиксации опыта раньше, но с оформлением ценностности они начинают ею определяться, одновременно становясь средством ее реализации. «Ценностность», «общая структура деятельно­сти», «организация содержания сознания» с этого момента при­обретают качественно новые признаки осознанности, обобщен­ности, устойчивости, личной значимости, и теперь уже можно




говорить о личностной обусловленности всей психики чело­века '.

В то же время результаты исследований, полученные на большом статистическом материале, показали следующее. У большинства детей 6—7 лет базовые основания .психики оста­ются лишь на средних, а часто и низких уровнях, отличаясь особой стойкостью и инертностью. Как свидетельствуют полу­ченные данные, уровни базовых оснований сохраняются в тече­ние многих лет (.меняется лишь их содержание, конкретное наполнение). А это обусловливает отставание и трудности раз­ных аспектов развития, становясь одной из главных лричин не только низкой успешности обучения, но и трудностей в других видах деятельности, а в ряде случаев и причиной формирования патологической симптоматики.

Далеко не всегда реализуется взаимосвязь, единство базо­вых оснований личности как проекций целостного опыта ребен­ка. Они оказываются «частичными», оторванными друг от дру­га, что в свою очередь является одной из лричин отставания в развитии. Ценностность определяет избирательность и само­реализацию субъекта в той или иной области. Часто наблюда­емая односторонность, ограниченность ценностной сферы вызы­вает серьезные трудности в жизни и развитии личности. Когда определяющим центром личности становится какая-то одна цен-ностность и «Я» как ее основной механизм, у ребенка в отно­шениях с другими людьми начинают преобладать эгоистичес­кие мотивы.

На констатирующем этапе проведенных исследований преи­мущественно учитывались те особенности базовых оснований психики, которые складываются при существующих условиях жизни, обучения и воспитания ребенка. Решающая значимость трудностей, вызываемых этими особенностями, задача оптималь­ной реализации личности человека, его возможностей (а эта задача сегодня является одной из главнейших во всех областях практики, во всех сферах жизни человека) делают необходи­мым:

1) дальнейшее изучение базовых оснований психики челове­ка, когда учитываются не только актуальные, характерные для сегодняшнего дня особенности его личности, но и потенциаль­ные его возможности и способности, выявляются их оптималь­ные формы;

2) поиск путей и методов, обеспечивающих у большинства детей (а в определенных областях и у взрослых) достижение

' В кн.: Н. И. Непомнящая «Методология целостного исследования в психологии» (М., 1985) этот процесс и его механизмы подробно рассматри­ваются относительно разных сфер развития детей в возрасте от 2—3 лет и

старше.

соответствующих возрасту высших уровней базовых оснований, реализацию потенциальных способностей человека.

Этот этап исследований мы обозначаем как конструктивный, знаменующий переход от «того, что есть», к тому, что «должно и может быть» '.

Наши рекомендации