Констатирующий этап исследования
В результате теоретического анализа и многолетних исследований автора этой книги и его коллег, исследований, охватывающих около пяти тысяч детей дошкольного, младшего школьного и (подросткового возрастов, а также взрослых людей, была выделена и изучена система особых психологических образований, которые оказываются определяющими по отношению к различным показателям психического развития (.конкретным личностным качествам, умственному развитию, развитию учебной деятельности и т. д.). Мы поэтому назвали их базовыми основаниями психики. Нами было установлено, что базовые основания психики складываются в процессе постепенного обобщения ребенком своего опыта и представляют собой особую психологическую форму фиксации трех проекций этого опыта. Эти проекции соответствуют основным объективно дифференцированным (по своему содержанию, социальным нормам и т. д.) сферам бытия человека: деятельность, сознание (осознание и познание действительности) и собственно личностные отношения. Психологической формой фиксации обобщенного опыта деятельности является «общая структура деятельности», характеризующаяся прежде всего тем, какие компоненты структуры деятельности (мотив, цель, операция, продукт) играют побудительную и регулирующую роль при ее осуществлении. Обобщение опыта в сфере сознания (осознания действительности) приводит к становлению особенностей «организации содержания сознания» (по признакам—«уровня идеальности сознания», способам организации, рефлексии и т. д.). В качестве обобщенной формы фиксации сферы личностных отношений была выделена ценностность, характеризуемая взаимосвязью, единством избирательной значимости для субъекта определенной стороны действительности, т. е. определенного содержания и осознания себя в отношении к этому содержанию (такая двойственность и отличает ценностность от понятий «направ-
12 ' '
ленность», «ценностная ориентация» и т. п., которые отражают лишь внешнюю ловеденческую сторону данного психического образования).
Теоретическое обоснование и конкретная методология выявления ведущих оснований психики, их характеристика, методы изучения, разносторонний материал по их генезису представлены в работах автора этой книги, его коллег и аспирантов (см., например: Опыт системного..., 1975; Методы изучения..., 1975;
Н. И. Непомнящая, 1983, 1985).
Результаты исследований показали, что по мере становления определенные психологические образования начинают играть ведущую роль в общей картине развития ребенка. При этом конституирующим началом в развитии и функционировании личности оказывается ценностность. Обсудим это подробнее. В процессе развития, с одной стороны, начинает выделяться и обобщаться как наиболее значимая определенная область действительности с соответствующим ей содержанием, способами деятельности и т. д. С другой стороны, столь же постепенно выделяется и обобщается «образ себя». В определенный возрастной период эти две линии, как бы смыкаясь, начинают взаи-мообусловливать развитие ребенка и осознаваться им. А именно ребенок выделяет и осознает себя в системе человеческих отношений через определенное, наиболее значимое для него содержание, т. е. через осознание своего отношения к данной области действительности.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что такое смыкание как достаточно устойчивое происходит в период от 6 до 7 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок направлен не только на предметно-операциональную сферу, но и на сферу отношений с другими людьми (Д. Б. Эльконин, 1971, 1973). Накопленный в этих двух сферах опыт обобщается и фиксируется в силу специфики предъявленных к 6-летнему ребенку требований (они более настоятельны по сравнению с теми, что предъявляются к младшим детям, но одновременно отличаются относительной обобщенностью, широтой, отсутствием жесткой предметной привязанности по .сравнению с нормами, которым по принятым канонам обучения и воспитания должен следовать школьник). Иными словами, в 6-летнем возрасте оформляется новое психическое образование—ценностность. Хотя «общая структура деятельности» и «организация содержания сознания» подготовляются и развиваются как формы фиксации опыта раньше, но с оформлением ценностности они начинают ею определяться, одновременно становясь средством ее реализации. «Ценностность», «общая структура деятельности», «организация содержания сознания» с этого момента приобретают качественно новые признаки осознанности, обобщенности, устойчивости, личной значимости, и теперь уже можно
говорить о личностной обусловленности всей психики человека '.
В то же время результаты исследований, полученные на большом статистическом материале, показали следующее. У большинства детей 6—7 лет базовые основания .психики остаются лишь на средних, а часто и низких уровнях, отличаясь особой стойкостью и инертностью. Как свидетельствуют полученные данные, уровни базовых оснований сохраняются в течение многих лет (.меняется лишь их содержание, конкретное наполнение). А это обусловливает отставание и трудности разных аспектов развития, становясь одной из главных лричин не только низкой успешности обучения, но и трудностей в других видах деятельности, а в ряде случаев и причиной формирования патологической симптоматики.
Далеко не всегда реализуется взаимосвязь, единство базовых оснований личности как проекций целостного опыта ребенка. Они оказываются «частичными», оторванными друг от друга, что в свою очередь является одной из лричин отставания в развитии. Ценностность определяет избирательность и самореализацию субъекта в той или иной области. Часто наблюдаемая односторонность, ограниченность ценностной сферы вызывает серьезные трудности в жизни и развитии личности. Когда определяющим центром личности становится какая-то одна цен-ностность и «Я» как ее основной механизм, у ребенка в отношениях с другими людьми начинают преобладать эгоистические мотивы.
На констатирующем этапе проведенных исследований преимущественно учитывались те особенности базовых оснований психики, которые складываются при существующих условиях жизни, обучения и воспитания ребенка. Решающая значимость трудностей, вызываемых этими особенностями, задача оптимальной реализации личности человека, его возможностей (а эта задача сегодня является одной из главнейших во всех областях практики, во всех сферах жизни человека) делают необходимым:
1) дальнейшее изучение базовых оснований психики человека, когда учитываются не только актуальные, характерные для сегодняшнего дня особенности его личности, но и потенциальные его возможности и способности, выявляются их оптимальные формы;
2) поиск путей и методов, обеспечивающих у большинства детей (а в определенных областях и у взрослых) достижение
' В кн.: Н. И. Непомнящая «Методология целостного исследования в психологии» (М., 1985) этот процесс и его механизмы подробно рассматриваются относительно разных сфер развития детей в возрасте от 2—3 лет и
старше.
соответствующих возрасту высших уровней базовых оснований, реализацию потенциальных способностей человека.
Этот этап исследований мы обозначаем как конструктивный, знаменующий переход от «того, что есть», к тому, что «должно и может быть» '.