Общее представление о тренинговой работе
Понятие тренинг появилось и стало активно использоваться в прикладных и практических областях психологии во второй половине ХХ века [33].
Впервые, в зарубежной психологии, групповой тренинг начал использоваться как способ психологической помощи людям. Основная идея, которую сформулировал Левин К., говорит о том, что для того, чтобы выявить свои неадекватные установки и выбрать новые формы поведения, нужно учиться видеть себя такими, какими их видят другие [33].
В отечественной практике психологической помощи группа, как средство профессионального воздействия на личность, использовалась еще с начала ХХ века. Но активный интерес к методам групповой работы стал проявлятся в 90-е гг. Родоначальником теоретического и методического анализов проблем групповой работы стала Петровская Л.А.. Она определяет тренинг как «своеобразную форму обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также соответствующую форму их коррекции» [33].
Пахальян В.Э. дает следующее определение: «Тренинг (от англ. Train – тренироваться) – … совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений» [33, с.15].
Вачков И.В. говорит, что «Тренинг – совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития» [6, с.13].
В работах Битяновой М. Р. сущность тренингов представлено следующим образом: «Психологический тренинг – … это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей» [4, с.10].
«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации»» [Цитир. по: 40 с.34].
Как показал анализ разнообразных работ, связанных с групповыми психологическими тренингами, в числе важнейших аспектов тренинга выделяются цели, предмет и задачи.
Бакли Р., Кэйпл Дж. в книге «Теория и практика тренинга» определяют следующую цель тренинга – «обеспечить человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных задач» [3, с.10].
Вачков И.В. считает, что цель тренинга – помочь участникам освоить какую-либо деятельность. При этом он подчеркивает, что тренинг направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы [6].
Для эффективного функционирования группы руководителю нужно осознать общую цель тренинга, например:
· Развитие личности;
· Формирование активной социальной позиции участников;
· Развитие способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
· Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
· Коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям [36, с. 15].
Но в нашем исследовании мы придерживаемся цели Лебедевой Н.М., Луневой О.В., Стефаненко Т.Г., которые считают, что целью тренинга является «развитие совокупности психологических характеристик личности и группы, повышающих эффективность решения ими жизненных задач» [19].
Выделение конкретных задач тренинга определяет эффективность создаваемой программы с процессуальной стороны: задать определенную последовательность действий, подобрать упражнения к каждому занятию, подготовить соответствующий раздаточный материал и т.д [33, с. 18].
Зайцева Т. В. выделяет следующие задачи:
1. Обучение участников успешному поведению
2. Практическое подтверждение теории групповой динамики
3. Обсуждение проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях
4. Помощь в применении полученных знаний вне группы [10, с. 21].
Задачи вытекают из поставленной цели тренинга, т.е. это конкретные проблемы, которые достигаются на протяжении всего тренинга или ряда тренинговых занятий. Предмет тренинга, также как и цели и задачи, неразрывно связан с характером понимания смысла тренинга или программы тренинга. Также, следует упомянуть о том, что в программе тренинговых занятий цели и задачи определяются на каждое занятие, и вытекают они из темы программы и данного занятия по плану.
Опять же, на наш взгляд, наиболее важным является соотнесение темы программ с возрастными особенностями группы. Для того чтобы заинтересовать группы, тренинговые темы должны быть актуальными для них, только в этом случае работы будет плодотворны.
«Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда определяют своим содержанием кредо, которого придерживается практический психолог, проводящий тренинговые занятия». Соответственно, по критерию парадигмы, лежащей в основе и соответствующей ей цели воздействия, можно выделить [7]:
1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкреплениями формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем (по Вачкову И.).
Специфическими чертами тренингов являются:
· соблюдение ряда принципов групповой работы;
· нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников;
· наличие более или менее постоянной группы, периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней;
· определенная пространственная организация (работа в удобном изолированном помещении);
· акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
· применение активных методов групповой работы;
· объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [7].
К концу ХХ века тренинговая практика накопила богатый материал проведения различных тренингов. Не смотря на то, что тренинговые группы достаточно длительное время находятся в изучении, исследователи до настоящего времени не могу придти к общему мнению о разделении тренинговов на определенные виды [36].
Анализируя литературу по данной проблематике, мы нашли статью Вачкова И., в которой выделяются семь критериев классификации тренингов. Рассмотрим ее [7]:
Первый критерий – это цели группы.
Второй критерий – это задачи.
Третий критерий – это группы могут быть центрированными на руководителе, либо на участнике.
Четвертый критерий – направленность психологического воздействия либо различные стороны внутреннего мира, либо на формы поведения.
Пятый критерий – состав участников. Различие между участниками определяются возрастом, профессией, уровнем интеллекта и образования, личностными особенностями и т.п. можно выделить следующие виды тренингов:
- Подростковый тренинг;
- Тренинг для педагогов;
- Детско-родительский тренинг;
- Тренинг для родителей детей-инвалидов;
- Лидерский тренинг и др.
Шестой критерий – проблемы, связанные с недостаточной сформированностью каких-либо навыков. К таким тренингам можно отнести:
- Тренинг важнейших жизненных навыков;
- Тренинг толерантности;
- Тренинг межличностных отношений;
- Адаптационный тренинг и др.
И наконец, седьмой критерий – степень отнесенности задач группы к основным сферам психологической практики – психотерапии, психокоррекции, развитию обучению. Относительно этого критерия тренинги делятся на:
- Тренинги терапевтической направленности;
- Обучающие и демонстрационные тренинги;
- Развивающие тренинги;
- Психокоррекционные группы.
Как говорил Вачков И. «нельзя считать число выбранных критериев исчерпывающим, а охват видов тренингов полным». И по нашему мнению он абсолютно прав, даже глядя на приведенные возможности классификации можно сделать вывод о том, что виды тренингов могут быть самыми разнообразными и вывести одну какую-то классификацию просто не возможно [7].
Подводя итоги по первому пункты можно сделать следующие выводы:
1. Исходя из всего многообразия определений, в нашем исследовании под определением тренинга мы будем понимать «совокупность активных методов, направленных на обучение знаниям и овладение или развитие навыков самопознания и саморазвития, а также открытие в себе каких-либо психологических возможностей».
2. Мы придерживаемся цели Лебедевой Н.М., Луневой О.В., Стефаненко Т.Г., которые считают, что целью тренинга является «развитие совокупности психологических характеристик личности и группы, повышающих эффективность решения ими жизненных задач» [19].
3. Придерживаемся тренинговой парадигме Вачкова И.: тренинг как дрессура; как тренировка; как активная форма обучения; как медом создания условий для самораскрытия и самостоятельного поиска способов решения.
4. А также делаем вывод о том, что, несмотря на то, что тренинговая работа рассматривается очень давно и до сих пор исследовали, не могут придти к одной общей классификации, Вачков И. выделил семь критериев, по которым можно классифицировать определенные группы.