Факторы формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте
Наиболее интересный, со стороны формирования ценностно-смысловой сферы личности, является подростковый возраст.
Авдулова Т.П. определяет подростковый возраст как «этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит во взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие» [1, с.3].
Подростковый возраст это период обучения с 5 по 9 класс, примерный возраст составляет от 10 до 15 лет. На сегодняшний день возрастные рамки подросткового возраста охватывают период от 11 до 20 лет. Но далеко не у всех авторов точки зрения совпадают, каждый из них дает свою характеристику подросткового возраста.
Во второй половине XX века французский психолог Заззо Б., изучающий подростков из разных слоев населения, установил что, подростковый период начинается примерно в 14 лет, а вот заканчивается у всех по-разному. Например, у рабочих и низко квалифицированных служащих подростковый период заканчивается в 19 лет, а у предпринимателей – к 21 году. Это связано с тем, что на ребенка простых рабочих обязанности возлагаются раньше и спрос с этих детей больше, чем с детей предпринимателей, соответственно и период взросление у детей низко квалифицированных служащих проходит быстрее и раньше [Цитир. по: 26].
Согласно взглядам Выготского Л.С., подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости» [8].
Говоря о подростковом периоде, следует понимать его, как трудный период. Не зря подростковый возраст еще называют «трудный возраст» или «переломный период». Таким образом, социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте, связана с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, с открытием своего внутреннего мира (в этот период возникает проблема в самосознании и самоопределении), повышается адекватность самооценки, с гипертрофированным вниманием к себе (эгоизм, озабоченность собой). В этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни.Потребность в смысле жизни, как считает Обуховский К., образует тот «узел», который позволяет человеку во-первых, интегрировать многочисленные требования, которые идут из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, который имеет цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни [Цитир. по: 26].
За основу исследования можно взять возрастную периодизацию Эрика Эриксона, в которой он считал, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и выделял восемь стадий психосоциального развития личности.
1. Младенчество (0-1 год): базальное доверие – базальное недоверие.
2. Раннее детство (2-3 года): автономия – стыд и сомнение.
Возраст игры (4-7 лет): инициативность – вина.
Школьный возраст (8-11 лет): трудолюбие - неполноценность.
Отрочество и юность (12-14; 15-20 лет): эго-идентичность – ролевое смешение.
Ранняя зрелость (20-25 лет): интимность – изоляция.
7. Средняя зрелость (26-64 года): продуктивность – инертность.
8. Поздняя зрелость (от 65 лет): эго-интеграция – отчаяние [Цитир. по: 42, с.150].
Для нас интересен подростковый возраст. Особенность подросткового возраста, по мнению Эриксона Э., это кризис идентичности, который тесно связан с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Савина В.С. отмечает, что «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [38].
Как известно, социальное становление человека происходит в течение всей жизни в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, группа сверстников – все это является социальными группами, которые составляют ближайшее окружение индивида и выступают в качестве носителей различных норм и ценностей.
Соответственно, нравственные ценности у ребенка закладываются в семье. И то, что ребенку закладывают родители, помогает в той или иной степени с определением жизненного пути и стиля в жизни. В семье ребенка, представления о добром и злом, о хорошем и плохом, закладываются основные потребности личности. Естественно, в каждой семье существуют свои смыслы и ценности, которые семья старается присвоить своему ребенку. И те ценности, которые родители не смогли донести до ребенка, усваиваются уже в следующих социальных группах [37].
Что касается подросткового возраста, то здесь семья мало влияет на развитие личности, большое значение в этом возрасте имеет группа сверстников. Подросток в этом возрасте больше времени проводит со сверстниками, прислушивается к ним, и усваивает нормы и ценности, которые приняты в этом кругу. Но в подростковом возрасте на ребенка имеют влияние не только сверстники, но и «значимые» взрослые. Чаще всего это бывают артисты, музыканты или другие известные люди. Подросткам хочется походить на идеала, которого они выбрали, они перенимают черты характера, поведение и даже прическу.
Большое влияние в современном мире имеет степень воздействия на поведение и ценностные ориентации подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, СМИ, таких как радио, телевидение, газеты, реклама, интернет.
СМИ являются факторами стихийного воздействия на личность. Но содержание ценностно-смысловой сферы личности может меняться как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности [16].
С точки зрения отечественных и зарубежных исследователей подростковый возраст является важным этапом развития с точки зрения формирования ценностно-смысловой сферы личности. В этот период проходят качественные изменения в самосознании ребенка, являющиеся определяющим условием для формирования ценностей подростка.
До подросткового возраста дети не могут сами создать свою систему ценностей, даже если они этого хотят. И этому есть причина. До наступления подросткового периода дети не обладают когнитивной способностью, которая позволяет учитывать все решения; переходить от частного к общему. Эти способности появляются в подростковом возрасте, а иногда и несколько позже или вообще не появляются [17].
Уильям Льюис Штерн, немецкий психолог и философ, описал 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:
- теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
- эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо; личность стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями;
- экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата;
- социальный тип - смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей;
- политический тип - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;
- религиозный тип - ценностная ориентация в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [Цитир. по: 31].
Правомерно можно выделить два аспекта освоения подростками ценностей. Во-первых, это процессуальный, который включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей - от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении. Во-вторых, это содержательный, который реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями [2].
Юдеева Т.В. в своем исследовании выявила что, по шкале «Терминальные ценности» диапазон приобретенных Т-ценностей у испытуемых включает: «наличие хороших друзей» (5,8 баллов), «развлечение» (6,6 балла), «свобода» (7.6). В диапазоне Т-ценностей, которые имеют среднюю значимость значений следующие ценностные ориентации: «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь» по 8,8 и 8,1 балла и «уверенность в себе» (9,9 баллов). В диапазоне низких средних значений находятся: «познание» (11,2 баллов), «продуктивная жизнь» (10,9 баллов), «красота природы» (12,4 балла) [45].
По шкале «инструментальные ценности», по аналогии с предыдущим, в список ценностных ориентаций, которые имеют приоритетное значение у испытуемых, включены: «независимость» (5,8 балла), «терпимость» (7,6балла). Среднее значение для подростков является: «смелость в отставании своего мнения» (9,9 баллов), «жизнерадостность» (10,4 баллов). Ценности, которые имеют наименьшее значение для девиантов, определились следующие ценности: «честность» (10,9 баллов), «воспитанность» (11,4 баллов) [45].
Средние значения шкал характеристики «Т-ценности» варьируют от 1,9 до 14,06 баллов. Средние значения шкал характеристики «И-ценности» варьируются от 5,8 до 14,6 баллов [45].
Обобщая результаты анализа иерархичной структуры ценностных ориентаций подростков с нормативным поведение, можно констатировать о том, что в общей структуре ценностей-целей наиболее значимыми ценностями являются «здоровье» и «развитие», а наименее значимыми - «твердая воля» и «непримиримость» [45].
Также следует отметить, что на формирование ценностно-смысловой сферы подростков влияют гендерные особенности. Именно от гендерных особенностей подростка зависит его конфликтность, агрессивность, способность к нарушению правил, самоповреждению, самоконтролю и др [43].
Исходя из выше сказанного, факторами, влияющими на формирование ценностно-смысловой сферы подростков являются: во-первых, группа сверстников; во-вторых, средства массовой информации (журналы, телевидение, радио, интернет), в-третьих, влияющим фактором является семья, и в-четвертых – это гендерные особенности.
Таким образом, существенные сдвиги в жизни отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с личной жизнью конкретного человека. Ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель, направленность интересов, потребностей, запросов личности. От того какие ценности будут сформированы у подростков зависит насколько будут они готовы к новому типу социальных отношений. Следует отметить, что подростковый возраст является благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения, которое диктует особые условия для становления ценностно-смысловой сферы. Подростки, склонные к отклоняющемуся поведению немного по-другому смотрят на мир, и соответственно относятся к нему.