Коррекция ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, средствами тренинговой работы
Выполнила студентка группы 400
Татьяна Анатольевна Котова _____ __ ________20___г.
Направление подготовки:44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
Форма обучения: очная
Руководитель:старший преподаватель кафедры психологии
Анна Николаевна Курденко ______ ___ _________20___г.
Научный консультант: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Вера Геннадьевна Петровская
Куйбышев 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ 4
ВВЕДЕНИЯ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 12
1.1. Теоретические подходы к характеристике ценностно-смысловой сферы в отечественной и зарубежной литературе 12
1.2. Факторы формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте 18
1.3. Ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению 24
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 31
2.1. Общее представление о тренинговой работе 31
2.2. Возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных к отклоняющемуся поведению 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ 44
3.1 Общая характеристика исследования, диагностика и анализ данных исследования (констатирующий этап) 44
3.2. Система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению в тренинговой работе (формирующий этап) 52
3.3. Анализ и интерпретация данных исследования (контрольный этап) 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А. Сводные таблицы эмпирических данных испытуемых 71
Приложение Б. Тренинговая программа «Мой жизненный путь» 82
Приложение В. Апробация и внедрение результатов исследования 90
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей выпускной квалификационной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
ВКР –выпускная квалификационная работа
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е.В. Змановская)
Коррекция (от лат. «correctio» - поправка, частичное исправление, изменение) – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (А.А. Осипова)
КФ НГПУ – Куйбышевский филиал Новосибирского Государственного Педагогического Университета
Подростковый возраст - этап взросления, когда ребенок перестает быть ребенком и через колоссальный по росту энергетики, интенсивности развития и количеству преобразований скачок переходит во взрослость, принимая на себя ответственность за собственную жизнь и развитие (Т.П. Авдулова)
Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определенной деятельности
СМИ - средства массовой информации
Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, которые отражают направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход (Н.Г. Каунова)
СОП - склонность к отклоняющемуся поведению
Тренинг - совокупность активных методов, направленных на обучение знаниям и овладение или развитие навыков самопознания и саморазвития, а также открытие в себе каких-либо психологических возможностей (В.Э. Пахальян, Ю.Н. Емельянова, И.В. Вачкова)
Ценностно-смысловая сфера - многообразная структура потребностей, идеалов, мотивов, целей, убеждений, ценностей, которые участвуют в создании направленности личности (В. Франкл, А.И. Шемшурина, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, А.Г. Здравомыслов)
Ценность – объект или явление, выступающее как значимое в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов (О.В. Закревская)
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является самым трудным и сложным из всех возрастов, который представляет собой период становления личности. Главной особенностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослости.
Проблемы, которые связанны с девиантным поведением подростков, привлекают внимание многих ученых. В зарубежной социальной психологии проблема девиантного поведения рассматривалась в рамках традиционных теоретических ориентаций: необихевиористической (Н. Миллер, А. Бандура), психоаналитической (Т. Адорно, В. Шутц). Среди современных теорий девиантного поведения зарубежной социальной психологии стоит отметить концепцию социальных отклонений Харре Р. и теорию поведения добровольного риска Линга С.
В отечественной психологии изучение девиантного поведения связано с исследованием социально - психологических характеристик групп подростков с девиантной ориентацией: их групповых потребностей, норм, ценностей (Г.С. Прыгин, И.В. Севастьянова, С.В. Тачина).
Проблема девиантного поведения широко изучается как в зарубежной, так и в отечественной литературе, но в конкретном аспекте остается малоизученной проблема именно подростковой девиации.
Таким образом, актуальность нашего дипломного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению и дальнейшей ее коррекции.
Проблема исследования. Нами были обнаружены следующие противоречия:
- Между достаточной степенью изученности ценностно-смысловой сферы личности и малой изученностью ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.
- Между необходимостью работы с подростками, склонными девиантному поведению и нехваткой программ по вторичной профилактике («группы риска»).
Для решения этих противоречий нам нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «ценностно-смысловая сфера», «тренинг»?
2. Какие факторы воздействуют на формирование ценностно-смысловой сферы подростков?
3. Какие существуют особенности ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению?
4. Возможно ли в тренинговой работе скорректировать ценностно-смысловую сферу подростков, склонных к девиантному поведению?
Исходя из этого, нами была предпринята попытка провести исследование на тему: «Коррекция ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению средствами тренинговой работы».
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера подростков.
Предмет исследования: тренинговая работа как способ воздействия на ценностно-смысловую сферу подростков, склонных к девиантному поведению.
Целью данной работы является определение возможностей тренинговой работы в коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения и выявить причины, приводящие к нему.
2. Рассмотреть основные факторы формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте.
3. Установить особенности ценностно-смысловой сферы, отличающие подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Рассмотреть понятие «тренинг», возможности тренинговой работы как
средства коррекции ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: тренинговая работа способствует развитию ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению, а именно формированию представлений об общечеловеческих ценностях, определению своих ценностей и их влиянию на построение жизненных планов и перспектив.
Теоретико-методологические основания работы. Проблемы индивидуальных характеристик смыслового понимания разрабатываются в экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй), а также в психотерапии (Ф.Е. Василюк, А. Лэнгле). Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах Леонтьева А. Н. (1977); Рубинштейна С. Л. (1976); Шарова А.С. (2000) и многих других. Это обусловлено теоретической и практической значимостью, многоаспектностью данного вопроса. Для описания ценностно-смысловой сферы используются такие понятия как: «ценностные ориентации» (М. Рокич, М.С. Яницкий), «смысловые сферы личности», «смысловые системы», «смысловые образования» (А.Г. Асмолов), «личностные смыслы» (А.Н. Леонтьев) и др.
Подходы к тренинговой работе рассматриваются такими зарубежными учеными, как Брэдфорд Л., Липпитт Р., К.Левин, ими и была создана первая тренинговая группа. «Эффект группы», как специального воздействия на личность использовали Адлер А., Морено Дж., Пратта Дж., Роджерса К. и др. В отечественной психологии в теоретическом и методическом анализе проблем групповой работы можно назвать Петровскую Л.А., Емельянова Ю.Н., Жукова Ю.М., Растянникова П.В., Зайцеву Т. В. и др.
Методы исследования:
Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение, составление библиографии, цитирование, систематизация полученных данных); метод сбора эмпирических данных; методы обработки информации (математико-статистический t-критерий Стьюдента); методы качественной обработки результатов исследования.
При процессе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел);
2. Методика «Ценностные ориентации» Рокича М.;
3. «Тест смысложизненных ориентаций» Леонтьева Д.А. (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика).
Также был разработан и реализован курс тренинговых занятий для стабилизации ценностно-смысловой сферы подростков, склонных девиантному поведению.
Эмпирическая база исследования.В исследовании приняли участие учащиеся восьмых и девятых классов Куйбышевской общеобразовательной школы №9. Общее количество учащихся: 16 человек подросткового возраста, из которых 7 девочек и 9 мальчиков.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием апробированных зарубежными и отечественными учеными методических подходов, правильностью применения методов анализа статистических данных, а также методов обработки информации, отобранных в соответствии с задачами исследования и экспериментальными подтверждением теоретических положений исследования.
Практическая значимостьнашей ВКР заключается в том, что педагоги и психологи могут воспользоваться результатами исследования для повышения эффективности своей работы. А также результаты исследования могут быть использованы в работе социального педагога и педагога-психолога для консультации и выступлении на собрании родителей детей, склонных к девиантному поведению, а также для работы с детьми. Разработанная программа тренинговых занятий может использоваться для профилактической и коррекционной работы с подростками, склонными девиантному поведению.
Структура работы.Дипломная работа состоит из определений, обозначений и сокращений; введения; трех глав; заключения; библиографического списка и приложений.
В структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения» указываются основные определения и аббревиатуры, которые используются в ВКР.
Во введении обосновывается выбор темы, определяются цели, задачи, проблема исследования, гипотеза, методы исследования, теоретико-методологические основания и практическая ценность работы, а также апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы, которые дают общую характеристику ценностно-смысловой сферы, факторы, которые формируют ценностно-смысловую сферу в подростковом возрасте, а также ценностно-смысловая сфера подростков, склонных к девиантному поведению.
Во второй главе трактуется общее представление о тренинговой работе, а также возможности использования тренинга в работе с ценностно-смысловой сферой подростков, склонных девиантному поведению.
Третья глава посвящена анализу и интерпретации данных исследований, общей характеристики методов и методик исследования, а также описывается система развития ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к девиантному поведению, в ходе реализации тренинговой работы.
В заключение делаются общие выводы по исследованию.
Библиографический список содержит 46 источников.
В приложении содержатся диагностические данные исследования, а также разработанный курс тренинговых занятий и приложены материалы статей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические результаты исследования были представлены на XXI научно-практической студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (публикация, выступление с докладом) в КФ НГПУ 25 апреля 2016 года, а также были представлены результаты дипломного исследования на ХХII научно-практической студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (публикация, заочное участие) в КФ НГПУ 19 апреля 2017 года. Также на 8 Международной научно-практической конференции «Медицинская, психологическая и образовательная поддержка человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях», секции «Инновации в психологии и образовании и их роль в сохранении здоровья населения», 28 апреля – 7 мая 2017 года, Турция, Кемер. (Публикация статьи, заочное участие).