Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком
(памятка для родителей)
• Понять ребенка и осознать его неординарность.
• Не игнорировать всю уникальность его данных.
• Не восторгаться им сверх меры.
• Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
• Создать условия для поощрения таланта.
• Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
• Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его.
• Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
• Учить терпению и поощрять старание.
• Тактично, деликатно помогать.
• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
• Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
• Учить владеть эмоциями.
• Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
• Не возвышать его над остальными детьми в семье.
• Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе.
• Стараться объяснить, что некрасиво поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
• Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
• Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
• Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связаны его агрессия и неприятие себя, что беспокоит малыша.
• Учитывать его индивидуальность.
• Все время ободрять его.
• Тактично обращаться с ним.
• Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
• Считать себя самым счастливым из родителей.
• Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
Приложение 10
Как не надо вести себя с одаренным ребенком
(памятка для родителей)
• Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
• Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «тепличные» условия для жизни.
• Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
• Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
• Наказывать за любознательность или настолько поошрять ее, что это может кончиться срывом.
• Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
• Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
• Не обучать коммуникабельности и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
• Не помогать решать проблемы с воспитателями.
• Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
• Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.
• Драматизировать неудачи.
• Стараться выставить напоказ любые недостаткц малыша.
• Подчеркивать его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего — интеллект.
• Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их.
• Считать, что вам просто-напросто не повезло с ребенком, упрекать его в этом.
• Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
• Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.
Список литературы
Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. — 2006. — № 2.
Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1986.
Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0, 1999.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Росс А. Наши дети — наши проблемы. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.