Проблема профессиональной готовности
Практический психолог, работающий в системе общеобразовательного учреждения, должен быть готов развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему, нельзя ограничить свою деятельность лишь определенным направлением работы.
Для эффективной работы психологу требуется:
• высокая профессиональная квалификация в самых важных областях практической психологии,
• особый личностный настрой на включенное эмпатическое общение,
• развитая мотивация помощи, контактность, дипломатичность,
• высокая профессиональная и личностная самооценка,
• высокая профессиональная организованность,
• хорошо структурированное и тренированное мышление,
• развитая наблюдательность,
• высокий эмоциональный потенциал,
• психологическая собственная проработанность,
• осознание границ своей профессиональной компетентности,
• повышенное чувство ответственности за свои действия,
• способность предвидеть последствия отдельного поступка,
• эмоциональная устойчивость к стрессу.
Необходима психологу и самостоятельность мышления, по мнению Б.М. Теплтова, особенности теоретического и практического ума состоят в том, что различны формы мыслительной деятельности, поскольку "различны задачи, состоящие в том и другом случае перед умом человека".
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба. Работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей и принципов развития.
Практический ум характеризует огромная работоспособность, любознательность, живой интерес к самым разнообразным областям жизни.
Практический психолог системы образования должен сочетать в себе и ученого, он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, и практика - уметь применять эти знания к решению повседневных детских проблем.
Высокий профессиональный уровень включает в себя:
• безусловное знание психологии,
• безупречное владение психологическими техниками, методиками,
• развитой ум,
• незаурядность личности.
При отслеживании профессионального роста практический психолог обычно проходит 3 ступени профессионального становления:
1, Упрощенно-оптимистическая - состояние эйфории перед набором диагностических методик, коррекционных программ, тренингов, психотехнических приемов.
2. Скептическая - неверие в собственные силы, ощущение своей беспомощности перед социальной ситуацией, чувства бесполезности, ненужности
3 Реалистическая- ясное представление о задачах и результатах своего труда, четкое осознание своей роли, своего места в системе образования. Если психолог не имеет педагогического опыта, недостаточное знание проблем дошкольного образовательного учреждения очень затрудняет его адаптацию на рабочем месте. При возвращении бывшего педагога после окончания спецфака в родное учреждение в уже новом статусе адаптация тормозится из за сложившихся ранее стереотипов и соответствующих социальных ожиданий.
Часто состояние ролевой неопределенности при совмещении должностей мешает становлению в новом статусе.
Психолог интеллектуального типа связывает свое будущее с научной деятельностью, лучше всего они могут реализовать свой потенциал в работе научных лабораторий, экспериментальных площадок. Чаще всего это - выпускники базовых факультетов университетов.
Социабельный тип психолога - это люди психологически настроенные на человека, чаще всего это - педагоги, закончившие спец. факультеты практических психологов. Реализацию своей направленности они связывают с практической работой в образовательных учреждениях. Специалисту-психологу, работающему р системе общеобразовательной системы, нужно знать психологию учебной и воспитательной деятельности, психологическую характеристику учебных предметов и специфику их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения, специфику общения в педагогическом коллективе, анализ учебно-воспитательного процесса, планирование, прогнозирование и моделирование педагогической системы. Поэтому легче адаптация в системе образования произойдет у педагогов, воспитателей, имеющих опыт педагогической работы и прошедших переквалификацию на спец. факультете.
Главное и неоспоримое, с чего должен начинать психолог системы образования - любовь к детям, желание помочь их развитию. Педагог, решившийся на переквалификацию и вернувшийся в новом качестве в систему образования, этот этап уже прошел, иначе он нашел бы себе более материально выгодное место работы.
Когда каждый день он идет на работу с радостью, завершив день, хочет решать новые и новые проблемы, его существование наполняется новым смыслом и чувством удовлетворения, тем самым открывается путь к самосовершенствованию у него и у детей, с которыми он работает.