Проблема профессиональной готовности

Практический психолог, работающий в системе общеобразовательного учреждения, должен быть готов развернуть свою работу как целостную пси­холого-педагогическую систему, нельзя ограничить свою деятельность лишь определенным направлением работы.

Для эффективной работы психологу требуется:

• высокая профессиональная квалификация в самых важных областях практи­ческой психологии,

• особый личностный настрой на включенное эмпатическое общение,

• развитая мотивация помощи, контактность, дипломатичность,

• высокая профессиональная и личностная самооценка,

• высокая профессиональная организованность,

• хорошо структурированное и тренированное мышление,

• развитая наблюдательность,

• высокий эмоциональный потенциал,

• психологическая собственная проработанность,

• осознание границ своей профессиональной компетентности,

• повышенное чувство ответственности за свои действия,

• способность предвидеть последствия отдельного поступка,

• эмоциональная устойчивость к стрессу.

Необходима психологу и самостоятельность мышления, по мнению Б.М. Теплтова, особенности теоретического и практического ума состоят в том, что различны формы мыслительной деятельности, поскольку "различны задачи, со­стоящие в том и другом случае перед умом человека".

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных, конкретных задач любого масштаба. Работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей и принципов развития.

Практический ум характеризует огромная работоспособность, любозна­тельность, живой интерес к самым разнообразным областям жизни.

Практический психолог системы образования должен сочетать в себе и ученого, он должен быть компетентным исследователем и содействовать полу­чению новых знаний о ребенке, и практика - уметь применять эти знания к ре­шению повседневных детских проблем.

Высокий профессиональный уровень включает в себя:

• безусловное знание психологии,

• безупречное владение психологическими техниками, методиками,

• развитой ум,

• незаурядность личности.

При отслеживании профессионального роста практический психолог обычно проходит 3 ступени профессионального становления:

1, Упрощенно-оптимистическая - состояние эйфории перед набором ди­агностических методик, коррекционных программ, тренингов, психотех­нических приемов.

2. Скептическая - неверие в собственные силы, ощущение своей беспо­мощности перед социальной ситуацией, чувства бесполезности, ненуж­ности

3 Реалистическая- ясное представление о задачах и результатах своего труда, четкое осознание своей роли, своего места в системе образования. Если психолог не имеет педагогического опыта, недостаточное знание проблем дошкольного образовательного учреждения очень затрудняет его адап­тацию на рабочем месте. При возвращении бывшего педагога после окончания спецфака в родное учреждение в уже новом статусе адаптация тормозится из за сложившихся ранее стереотипов и соответствующих социальных ожиданий.

Часто состояние ролевой неопределенности при совмещении должностей мешает становлению в новом статусе.

Психолог интеллектуального типа связывает свое будущее с научной дея­тельностью, лучше всего они могут реализовать свой потенциал в работе науч­ных лабораторий, экспериментальных площадок. Чаще всего это - выпускники базовых факультетов университетов.

Социабельный тип психолога - это люди психологически настроенные на человека, чаще всего это - педагоги, закончившие спец. факультеты практиче­ских психологов. Реализацию своей направленности они связывают с практиче­ской работой в образовательных учреждениях. Специалисту-психологу, рабо­тающему р системе общеобразовательной системы, нужно знать психологию учебной и воспитательной деятельности, психологическую характеристику учебных предметов и специфику их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения, специфику общения в педагогическом коллективе, анализ учебно-воспитательного процесса, планирование, прогнозирование и моделиро­вание педагогической системы. Поэтому легче адаптация в системе образова­ния произойдет у педагогов, воспитателей, имеющих опыт педагогической ра­боты и прошедших переквалификацию на спец. факультете.

Главное и неоспоримое, с чего должен начинать психолог системы обра­зования - любовь к детям, желание помочь их развитию. Педагог, решившийся на переквалификацию и вернувшийся в новом качестве в систему образования, этот этап уже прошел, иначе он нашел бы себе более материально выгодное ме­сто работы.

Когда каждый день он идет на работу с радостью, завершив день, хочет решать новые и новые проблемы, его существование наполняется новым смыс­лом и чувством удовлетворения, тем самым открывается путь к самосовершен­ствованию у него и у детей, с которыми он работает.

Наши рекомендации