Консультирование и просвещение

Это наиболее "безопасный" вид работы педагога - психолога: новые зна­ния, если они входят в противоречие с существующими у человека представле­ниями, предполагают их отвержение или забытость. Работа будет более эффек­тивна, если знания, получаемые воспитателями и родителями, живые, активные. Знания не должны быть "мертвым" грузом, а должны включаться в процесс личностного развития слушателя. При отборе содержания следует учитывать:

• возрастные потребности,

• ценности слушателей,

• уровень их реального развития,

• готовность к усвоению знаний и навыков,

• реальная групповая ситуация,

• существующие реальные проблемы.

Оптимальная та форма организации, которая включает ситуацию усвое­ния социально - психологических знаний в привлекательные, актуально - зна­чимые виды активности самих слушателей. Воспитатель, педагог в этом случае выступает как союзник психолога, поэтому в ситуации равноправного сотруд­ничества предполагается самостоятельный поиск путей и методов решения проблем, достижения целей.

Психологу следует запомнить правила организации данного вида работы:

а) не брать на себя функцию всезнающего специалиста

б) не принимать на себя полную ответственность за результаты принятого решения

в) создать среду для благотворного обслуживания, рассмотрения вопроса, пред­лагать формы участия в реализации решений.

Психолого - педагогическое консультирование является универсальной формой организации сотрудничества педагогов, воспитателей в решении про­блем и задач всего учебно-воспитательного процесса и личных проблем каждо­го из них.

Принципы консультирования и просвещения:

• равноправие психолога и воспитателя, педагога

• формирование у педагога установки на самостоятельное решение возникших трудностей или проблем

• принятие участниками консультирования ответственности за совместное ре­шение

• распределение профессиональных функций между психологом и воспитателем

Направления консультирования:

1. Консультирование воспитателей и педагогов по вопросам разработки и реа­лизации психолого-адекватных программ обучения и воспитательного воз­действия Под психологической адекватностью подразумевается соответствие программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим тре­бованиям к обучению детей определенного возраста, их уровню реального развития, их реальным возможностям. Существует граница профессиональ­ной компетентности психолога : психолог по статусу и подготовке не дол­жен выступать экспертом по оценке эффективности педагогических про­грамм. Он может оценить полноту учета психологических особенностей де­тей и методы-приемы, соответствующие представлениям о технике эффек­тивного коммуникативного воздействия после того, как педагог сформули­рует педагогические требования к исходным знаниям и умениям детей, педа­гогические критерии успешности обучения по программе.

2. Консультирование воспитателей, педагогов по поводу проблем обучения, по­ведения или межличностного взаимодействия конкретных детей или детских групп. В случае совместных и придуманных действий психолога и воспитате­ля возможно решение проблемы ребенка, создание благоприятных условий для его развития и обучения.

Формы и виды:

а) Запрос воспитателя. В этом случае психолог осуществляет всю подготовительную работу.

б) Инициатива психолога. Состоит в предложении воспитателю ознако­миться с определенной информацией о ребенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.

Данные виды консультирования удачны в случае уже сложившейся прак­тики равноправного сотрудничества, а в противном случае инициатива психо­лога ставит его самого в позицию давления и просителя.

в) Психолого- педагогический консилиум.

Это особая организационная форма, в рамках которой происходит разра­ботка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровож­дения каждого ребенка в процессе его обучения.

Консилиум позволяет объединить информацию от отдельных составляю­щих статуса ребенка, которыми владеют разные специалисты: врач, психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования, другие специалисты. На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального состояния и ди­намики развития возможно разработать и реализовать общую линию его даль­нейшего обучения и развития. Во время консилиума психолог получает воз­можность передать имеющиеся у него знания о ребенке непосредственно тем взрослым, которые обладают значительно большими возможностями влияния на ребенка и взаимодействия с ним. Психолого-педагогический консилиум по­зволяет построить взаимоотношения психолога и воспитателей, педагогов на основе равноправного сотрудничества и линий ответственности, организовать целостное сопровождение ребенка в процессе всего воспитания и обучения, за­действовать профессиональный и личностный потенциал всех взрослых учебно­го учреждения.

3 Социально-посредническая работа психолога - в ситуациях разрешения раз­личных межличностных и межгрупповых конфликтов.

Позиция профессионального посредника в конфликтной ситуации от­личается от позиции консультанта, психотерапевта. В рамках посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта с каждым оп­понентом отдельно и совместно "через себя", тем самым помогает снять эмо­циональное напряжение, перевести обмен репликами в конструктивное русло и помочь оппонентам найти приемлемые способы решения.

Успешно выдержанная данная роль способствует повышению профес­сионального статуса психолога в коллективе.

4. Психологическое просвещение педагогов.

Данное направление нацелено на создание таких условий в учебном уч­реждении, в рамках которых педагоги, воспитатели могли бы получить про­фессионально личностно значимые для них психологические знания и навы­ки, позволяющие:

• организовать более эффективный процесс обучения детей с содержатель­ной и методической стороны,

• построить взаимоотношения с детьми и коллегами на взаимовыгодных на­чалах,

• осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.

Следует помнить, что, лекции, семинары не всегда эффективны как фор­мы и методы психологического просвещения педагогов. Органическое вплете­ние ситуации передачи знаний в процесс практической деятельности даст больший положительный результат. Это могут быть: тематические педсоветы, учебно-методические мероприятия (круглый стол, деловая игра, Брейн-ринг, КВН, и др.), психолого-педагогический консилиум).

5. Консультирование и просвещение родителей.

Данный вид деятельности входит в основное направление профессио­нальной деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Но особую трудность в ней составляет то, что семья юридиче­ски и этически закрыта для всех посторонних. Без добровольного желания родителей ребенка психолог не сможет оказать никакой помощи им. Поэтому целью различных форм деятельности психолога по просвещению и консультированию родителей является прежде всего:

· создание ситуации сотрудничества.

· формирование установки ответственности родителей по отношению к про­блемам воспитания, обучения и развития ребенка.

При этом психолог реализует принцип невмешательства в семейную си­туацию.

Наши рекомендации