Психолого-педагогические наблюдения в ходе посещения уроков
Приложение №2
Схема протокола урока
1. Класс, дата.
2. Тема, тип урока.
3. Цели и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)
4. Оборудование.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
|
Приложение №3
Психолого-педагогические наблюдения в ходе посещения уроков
В процессе наблюдения за детьми _____ класса на уроке и перемен мне удалось выявить:
- уровень дисциплины и работоспособности_________________________
- заинтересованность в учёбе _____________________________________
- наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики _______________________________
- наиболее эрудированные _______________________________________
- самые ответственные __________________________________________
- лидеры класса ________________________________________________
Способы самовыражения школьников данного возраста:
Какова должна быть позиция учителя в общении с детьми данного возраста? _____________________________________________________
Выводы об уровне воспитанности учащихся (степень сформированности качеств личности)______________________________________________
В процессе наблюдения за детьми в разных ситуациях я выяснил (а) __________________________________________________________________
Свои наблюдения я составил (а) с мнением классного руководителя.
Мои выводы ___________________________________________________
Анализ воспитательного мероприятия
1. Общее впечатление (на должном, содержательно – методическом уровне продумано, подготовлено, проведено).
2. Подготовительная работа
а) какие цели и задачи ставились;
б) целесообразность способа организации учащихся при подготовке к занятию (через совет дела, инициативную группу, актив и др.);
в) насколько успешно привлекались учащиеся, были заинтересованы предстоящим делом, в чём и как проявлялась активность класса, всё ли было учтено в подготовительный период, о чём надо помнить и что предусмотреть в следующий раз.
3. Содержание занятия
а) идейно – нравственная направленность;
б) познавательная ценность;
в) актуальность избранной темы;
г) учёт уровня развития классного коллектива, воспитанности учащихся, их интересов и потребностей;
д) вызван ли интерес у учащихся, побуждало ли содержание воспитательного занятия детей к практической деятельности.
4. Методика проведения
а) целесообразность избранной формы и места проведения, продолжительность во времени воспитательного занятия;
б) эмоциональная насыщенность, чем она достигалась (использование ТСО, наглядностей, яркой и образной речи выступающих, красочным оформлением помещения и т.д.);
в) разнообразие видов деятельности учащихся (слушание, обсуждение, игра, конкурсы, исполнение песен, чтение стихов, собеседование, просмотр картин и т.д.);
г) какими методами и приёмами создавалась обстановка заинтересованности, активности всех ребят, доброжелательности и взаимопонимания.
5. Воспитательная эффективность
а) какие моменты оказались наиболее сильными в эмоциональном воздействии, какие наиболее слабые? – Почему?
б) какие психические свойства развивались (ощущения, восприятия, фантазия, образная память, чувства);
в) какие качества, умения и навыки формировались, как воспитывалась дисциплинированность и организованность учащихся, их сплочённость и активность?
6. Предложения по совершенствованию воспитательного мероприятия
Приложение №7
Форма отчёта студента по психолого-педагогической практике
Отчёт
По психолого-педагогической практике _________________________________________________________________
(Ф.И.О студента)
группа ______ курс _____ специальность _____________________________
проводимый в ________________________школе № _______ города Туймазы
в период с «____» _____________ 200___ г. по «____» ___________200___ г.
Вопросы для аналитического отчёта.
1. Цели и задачи студента на период психолого-педагогической практике.
2. Анализ основных направленностей деятельности студентов в период психолого-педагогической практики.
- Подготовительная работа
- Методическая работа
- Учебная работа
- Воспитательная работа
- Научно-исследовательская работа.
3. Характеристика сформированности личностно-профессиональных качеств и умений студента.
4. Направленность деятельности студента, требующие усовершенствования.
5. Пожелания и предложения по улучшению подготовки, организации и проведения психолого-педагогической практики.
Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов
Этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных книгах, выставках, фильмах и т. д.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».
Советы психологов.
— Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
— Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.
— Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
— Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
— Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
— Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
— Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
— Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
— В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
— Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
— Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
— Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
— Давать негативную оценку всему классу.
— Переоценивать значение отдельных предметов.
— Избирать для общения назидательный тон.
— И еще раз — будьте предельно корректны и тактичны!
Приложение №2
Схема протокола урока
1. Класс, дата.
2. Тема, тип урока.
3. Цели и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)
4. Оборудование.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
|
Приложение №3
Психолого-педагогические наблюдения в ходе посещения уроков
В процессе наблюдения за детьми _____ класса на уроке и перемен мне удалось выявить:
- уровень дисциплины и работоспособности_________________________
- заинтересованность в учёбе _____________________________________
- наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики _______________________________
- наиболее эрудированные _______________________________________
- самые ответственные __________________________________________
- лидеры класса ________________________________________________
Способы самовыражения школьников данного возраста:
Какова должна быть позиция учителя в общении с детьми данного возраста? _____________________________________________________
Выводы об уровне воспитанности учащихся (степень сформированности качеств личности)______________________________________________
В процессе наблюдения за детьми в разных ситуациях я выяснил (а) __________________________________________________________________
Свои наблюдения я составил (а) с мнением классного руководителя.
Мои выводы ___________________________________________________