Психологическая сторона взаимоотношения личности и общества.
Классификация
1. Психологическая сторона деят личности(тот вид деят которой занимает человек,оказывает влияние на человека)
2. Проф деятельности.
Юридическая психология военнаяпсихология экстремальная психология терроризм медицинская псих управленческая педагогическая инженерная авиационная космическая экономическая
Онтогенез и филогенез
Онтропологическая псих зоопсихология сравнительная псих
Онтогенез -возрастные особенности
·0-2-4месяца психология новорожденных
·2-4-год психология младенца
·Год-3лет психология раннего детства
·3-5 преддошкольное детство
Психология преддошкольника:
·5-6-7психология дошшкольника
·6-7-10-11 психология младшего школьника
·10-11-15-16 подростки
·15-16-19-20Старшый школьный или ранняя юность
·Средняя юность и старшая(молодость 20-32-33)Зрелость32-33-5555-60-пожилые люди70 старость70-93 старость
·От 93 долгожительство
·Психология геронтопсихология
ЛЕКЦИЯ № 3
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
1.Виды психологических дисциплин изучения возрастных категорий »
· Прелатальный период — пренатальная психология
· Новорожденный и младенческий период -психология младенческого возраста
· Раннее ,предошкольный ,дошкольный период — Детская психология
· Подростки-Психология подростка (младший ,средний,старший средний)
· Старшеклассники - психология старшего школьного возраста
· Молодость- Психология молодости
· Зрелость- Психология зрелости
· Старость- геронто - психология
2. Основные дисциплины
Филогенез — изучает антропологическая психология
Зоопсихология - психология животных
Сравнительная психология- сравнивает психологические возможности других видов с человеком-разумным.
Психологическая сторона взаимоотношения личности и общества.
· Социальная психология
· Психология религии — особенности веры
· Психология социальных коммуникаций
· Социальная психология личности -Как формируется личность?
· Социальная психология групп
· Психология общения
· Политическая психология
· Этническая психология
Критерии
Психические нарушения и патологии
· Клиническая психология
· Медицинская психология
· Патопсихология
· Психология нарушения памяти
· Психология нарушения мышления
· Психология нарушения речи
Практическая психология
· Ресурсная психология
· Психодиагностика - устанавливает психологический диагноз. Дает возможность определить проблему, составить личностный профиль.
· Психологическое консультирование
-высокоресурсные люди
· Психотерапия — лечение словами
· Психокоррекция
· Психореабелитация
· Социально-психологическое обучение
· Игротехники
ЛЕКЦИЯ № 4
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Классификация:
1.Базовые основные психологические науки:
· ведущие
-общение
-игра
-учение
-труд
· профессиональные
-развитие деятельности
2.Пограничные науки.
Общение:
· психология общения
· психология социального нарушения
· социальная психология
Игра-мощный фактор физического воздействия на людей.
· Психология игры
· моделирование игратехники
· игры с тренажерами
· инженерная технология
Учение:
· педагогическая психология
· психология ученой деятельности
· когнитивная психология
Труд:
· психология развития личности
· гетерропсихология
· юридическая психология
· криминальная психология
· правовая психология
· военная психология
· авиационная психология
· психология спорта
· медицинская психология
· инженерная психология
· управленческая психология
· педагогическая психология
· психология труда
· экологическая психология
· социальная психология
· психология социальных коммуникаций
· социальная психология групп
· психология общения
· энто -психология
· социальные конфликты
· и др.
Психологическая сторона развития личности:
· онтогенез
· филогенез
Критерии психологических нарушений и патологий :
· клиническая психология
· психосоматика
· патопсихология
· психология нарушения памяти
· психология нарушения мысли
· психология нарушения речи
Практическая психология:
· диалоговая психология
· психотерапия
· психокоррекция
· социальная психология обучения
· тренинги
· игротехники
ЛЕКЦИЯ № 5
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Методы психологического исследования:
1.Метод срезов:
· метод поперечных срезов
· метод продольных срезов
-цели
-гипотезы
-методы
-выстраивание цели действующего исследования
2.Комплексные методы
2.Эмпирические методы
1. Обсервационные методы
· наблюдение
-включенное
-невключенное
· самонаблюдение
Дисциплины:
· психология наблюдения за собой
· психология проектирования испытуемого в наблюдении за собой
3.Экспериментальные методы:
a) лабораторный эксперимент
b) полевой эксперимент
c) естественный эксперимент
-констатирующий
-формулирующий
-обучающий
-воспитывающий
4.Праксиметрические методы
a) хронометрия
b) циклография
-физические активности
-интеллектуальная
-эмоциональная
c) профессиональная психограмма
d) метод анализа продуктов биографической деятельности
5.Психодиагностические методы
a) стандартизированные тесты -тесты интеллекта
-интеллектуальные
-естественные
b) проэктивнеы тесты
c) методы психодиагнотики группами
-социометрия
-рефлектометрия
-коммугетометрия
d) опрос
-тестирование
-интервью
-беседа
6.Интернеретациональные методы
Моделирование:
a) математическое
b) кибернетическое
Биографические методы:
-анализ фактов
-структурные методы
-генетические методы
ЛЕКЦИЯ № 6
ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент-проводится всегда под гипотезу.
Эксперимент:
-более испытуем
-результат достоверен
Гипотеза-имеет систему фактором её определяющих.
Классификация эксперимента:
Лабораторный · чёткий · повторяемый | Естественный · повторяемый · неповторимый -констатирующий -формирующий *воспитывающий *изменяющий | Полевой(отдельный вид) |
ЛЕКЦИЯ № 7
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ
Структура психики.
Нет однозначного понятия -психики. Она существует в системе человеческого сознания. Ее невозможно потрогать,ощутить — она не материальна. Имеет несколько функций:
*в коре больших полушарий
Цели:
-приспособиться
-адаптироваться
-выжить
Функции:
Органы чувств -анализированная система.
Познавательная-отражаемая функция
Состоит из нейронов , по другому взаимодействуют.
Системы: (человека)
· нервная — управляет деятельностью всего организма (доминирующая)
· дыхательная — трахея, нос, легкие, диафрагма
· кровеносная — отвечает за кровь
· сердечно -сосудистая — вены, артерии
· выделительная — почки ,мочевой пузырь
· кожные — температуры, болевые, тактильные
· нейрон -эндокринная — гормоны
· поясничный отдел и копчиковый отдел -таз
Вершина нервной системы -головной мозг
Спиной мозг — отвечает за движение во всем теле.
Деммилизация — причина разложения и отвечает за движения. (Случай с водителей- шея): ствольная часть головного мозга
Три уровня структуры психики:
1. Психологическая структура личности(базовый)
2. социально-психологическая структура личности
*младенец-ребенок-личность-социум
3. Социальная структура личности
*Человек-социальное существо
В структуре психики существует 4 класса психологических явлений:
· Психологические процессы — ядро!
· Психологические функции
· Психологическое состояние
· Индивидуальные психологические особенности
Определяют абсолютно всё,имеет 2 аспекта :
· качество
· индивидуальные особенности памяти
Психологические процессы:
1. Познавательные-обеспечивает сенсорной системе в узком смысле
2. Регулятивные -регулирование (взаимодействие с миром)
Познавательные | Регулятивные | |
Опосредованные: · мышление · память · речь · воображение | Не опосредованные: · ощущение · восприятие · представление | · эмоции · чувства (оценочная реакция) |
ВНИМАНИЕ
Внимание:
-никогда нет собственного содержания
-катализатор психического настроения
Психологические функции — что делают психические процессы.
Виды:
· когнитивная(познавательная)
· оценочная(приоритет)
· планировочная
· регулятивная функция нарушения
-булемия
-анарендция
1. планирование
2. прогноз
3. контроль за результатом
4. принятие решений
5. совершение поступка по реализации принятого решения
Психологические состояния /Состояние- в течение какого-то времени. Состояние имеют процесс и характер.
Виды:
· физические
· психические
Физические состояния имеют следующие активности:
-продуктивность
-сон
-бодрость
1. Не затрагивать тело
2. Выделены по любому физическому процессу
3. По эмоциям:
-настроение
-аффект
-страсть
-стресс
*физический
*психологический
*социальный
-фрустрация
-агрессии и депрессии
-рационализация,сублимация
-вытеснение,регрессия
-заглушение
Настроение— состояние ,которое не разрушает психическое состояние .
Страсть- безудержная стремящаяся к своему объекту сущность человека.
Стресс:
· физический — угроза телу
· психологический — можно предупредить
· социальный — безработица
Аффект- фактор, кратковременного состояния взрывного характера, не контролирует себя.
Фрустрация- биться как рыба об лёд.
· Наличие потребности — потребность (смысл жизни)
· Ресурсы
Выход:
1. рационализация
2. агрессия
· вербальная
· не вербальная
Рационализация- защитный механизм, позволяющий выйти из фрустрации. И поможет выйти из агрессии:
· обеспечивает высшую безопасность
· формулирует новые цели и задачи
· клиническая (агрессия, депрессия, стресс)
· защищенная
Сублимация- умение трансформировать энергию.
Индивидуальные психологические особенности личности:
Шизофрения- распад ума.
Тип -высшей нервной деятельности
· от рождения
· по желанию изменить невозможно
Определение сочетания свойств нервных процессов
Нервная система- дехопаличный принцип.
У торможения и возбуждения есть следующие свойства ,которые тоже дехотаничны(парные).
· Сила-слабость
· Уравновешенность-неуравновешенность
4 базовых типа(16 разделов) Всего 64
1. Сильный -уравновешенный- подвижный
Сильный — не уравновешенный -подвижный
Сильный -уравновешенный — нервный
Слабый — не уравновешенный — нервный
2. Темперамент- первая типичная группа психологического уровня.
3. Характер:
-социальное образование
-отношение «Я» Самовлюбленность, стеснительность, наглость, нервность, неуравновешенность, пренебрежение, симпатия, высокомерие, ответственность.
Отношение к миру:
-аккуратность
-неаккуратность
4. Способности:
Способность- задаток в различных его деятельности . Задаток времени и развитие задатка.
-общие — с ними рождаются
-специальные — приобретенные
Виды:
· речемыслительная функция
· общечеловеческие способности
-коммуникативные
-речевые
-экспрессивные
· педагогические способности:
-коммуникативные
-академические
-речевые
-организационные
-обучение
ДОМАШНЯЯ РАБОТА № 3
ВСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У РАБОТНИКОВ МЧС
Особенности:
· высокий уровень опасности
· высокий уровень травматизации
· высокий уровень ответственности
Качества:
· эмоциональная устойчивость
· самооценка
· психологическая устойчивость
· стресс- устойчивость
Биографический метод
· качественные (дифференцированные и материальные)
· количественные (математические и статистические методы)
В психологии различают следующие:
· карелационный метод
· кластерный метод
· факторный метод
· шкалирование
· графический метод
Интернациональные методы
-толкование объяснения
-объяснить обработанные материалы
1. генетический метод — позволяет объяснить явление по его происхождению.
2. структурный метод — из каких частей состоит данное физическое качество.
Характер ориентации
· социально -ориентированное общение
· лично -ориентированное
-коммуникатор -актив
-рицедент — пасив
Подробные виды:
◦ личность+личность
◦ личность+группа
◦ личность+социум
· ауто ориентированное
Характер
· опосредованный
· не опосредованный
Жесты(ключ)
Виды:
*жесты иллюстраторы
*жесты регуляторы
*жесты эмблемы
*жесты аддапторы
*жесты афекторы
Мимика- выразительное движение мимических мышц лица
Пантомимика- выразительные движения и позы всего выразительного тела.
2.Такесика
3.Паролингвистика
4.Экстралингвистика
5.Проксемика
6.Визуальное общение или контакт глаз.
ЛЕКЦИЯ № 11
СПОСОБЫ КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ДИАЛОГ
1.Перейти на то что бы начать отдавать человеку команды, приказывать и формулировать просьбы в форме приказов
2.Начните общаться с угрозой предупреждения(бить пальцем по столу)
3.Ведите себя с ним так как будто он абсолютный дебил, критикуйте! Придирайтесь!
4.Давать советы
5.Нравоучение. смотреть с высоты
6.Люди не любят, критики, осуждения, не согласия и обвинений.
7.(Да ты всегда) - да ты кто такой?
8.Ставить диагноз и вешать ярлыки.
9.Демонстрация невнимания к обсуждаемой теме.
10.Диалог может прервать (мелкие фразы, которые заканчивают диалог, не дослушав)
ЛЕКЦИЯ № 12
ЛИЧНОСТЬ: ФАКТОРЫ ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
Основные психологические категории для обозначения сознания индивида :
*человек (философия, биология)
Для животных характерна дрессировка. Человек же обладает сознанием-может мыслить, чего не не может животное. Человек может накапливать знания и передавать их следующего поколению .У животных - инстинкты.
Философское понимание категории человек: совокупность общественных отношений и носитель сознания. Биологическое понимание категории человек: место человек в эволюционной квалификации видов живых существ.
*индивид — (психология, педагогика)
1.должен родиться живым
2.может родиться каким угодно
3.должен иметь неповторимую ,только ему свойственную природу.
4.природные биологические качества
Индивид -используется для того чтобы обозначить природные, биологически - обусловленные черты и качества индивидуальной особенности .
*личность — это социализированный индивид.
1.должен родиться психически нормальным
2.прохождение полноценного пути социализации
*индивидуальность- может стать только некоторая часть личности
*субъект деятельности -любой человек занимающийся любым видом профессиональной деятельности.
1.должен характеризоваться наличием развитых профессионально развитых качеств 2должен быть профессиолизирован на столько что бы в его личности были сформированны профессиональные навыки учения.
3.должен быть професонально личностно не дефформированно
ЛЕКЦИЯ № 13
ПЕДАГОГИКА
Нужна профессионалам только в той мере в которой она пригодится специалисту.
Потребности личности: (к ним нужно стремиться) .
Потребность-это объективная нужна в чем-либо. Если люби не удовлетворяют свои собственные потребности, то они могут впасть в состояние фрустрации или депрессии. Потребность-это то без чего невозможно жить. И потребность именно относится к тому человеку кому они присущи.
Классификация
База:
· Материальные - основа основ (еда, чистая вода, естественная нужна, жилище, одежда)
· Труд: -это потребность правильного человека.
· Познание: - живот действует по инстинктам,а человек познавательно и думая. Учение должно быть самой целью: ради улучшения благосостояния и статуса. Ради владение предметного действия. Ради наслаждения знаний.
· Общение:
· Эстетическая потребность для восприятия человеком окружающего мира.
Классификация:
Материальные и духовные потребности- принцип противопоставление
естественные и искусственные-навязываются социумом
первичные и вторичные -база и приобретенные
социальные и биологические — приобретенные
Классификация Мюррея:
· первичные - физиологические(воздух, пища, избегание боли, самосохранение, потребность в материнстве,
· психогенные или производные - проявляются от первичных
1. потребности связанные с неодушевленными предметами
2. потребности в выражении собственных позиций и выявления статусов
3. потребности подчиняться или доминировать ,подражать ,независить
4. потребность вредить себе или другим (садисты и мазахисты)
5. Потребности касающиеся взаимных чувств между людьми.
6. Потребности в социальных потребностях
Классификация Маслоу:
1. физиологические потребности — основание треугольника(пища, вода, жилище)
2. потребность в безопасности
3. потребность в любви и дружбе
4. потребность в уважении ,признании,доминировании,силе и во властовании .
5. Потребность в самоутверждении
6. потребность в знании и понимании
7. эстетические потребности
Классификация по Буховски:
1. потребности в самосохранении индивида: физиологические, ориентировочные: социальные
2. потребности в сохранении вида
3. высшие потребности: познавательные, эмоциональный контакт людей, потребность в смысле жизни.
Анализ психолого педагогических механизмов, которые должны быть учтены в профессионализации личности
Дисциплины:
· Семейная педагогика
ЛЕКЦИЯ № 14
ПЕДАГОГИКА
1.Теория обучения-дидактика- напрямую связана с психологической наукой.
Дидактика- основы, принципы обучения, принципы правила организации учебной работы.
Дидактика- направлена на структуризацию системы личности.
2.Теория воспитания
Закономерности:
1.сензитивные периоды — (сенс - чувствовать) чувствительный период. Период когда человек наиболее чувствителен, чувствителен к формированию навыков и умений. Это такое время которое начинается в каком возрасте и заканчивается.
-систематизация времени человеческой жизни:
2.принцип ведущей деятельности
3 группы:
-психическая деятельность
-ведущие: общение, предметная — манипулятивная деятельность, игра, учение, труд, общение
ИГРЫ: Виды:
· игры с предметами
3.внешние и внутренние факторы психического развития
Классификация
1. Психологическая сторона деят личности(тот вид деят которой занимает человек,оказывает влияние на человека)
2. Проф деятельности.
Юридическая психология военнаяпсихология экстремальная психология терроризм медицинская псих управленческая педагогическая инженерная авиационная космическая экономическая
Онтогенез и филогенез
Онтропологическая псих зоопсихология сравнительная псих
Онтогенез -возрастные особенности
·0-2-4месяца психология новорожденных
·2-4-год психология младенца
·Год-3лет психология раннего детства
·3-5 преддошкольное детство
Психология преддошкольника:
·5-6-7психология дошшкольника
·6-7-10-11 психология младшего школьника
·10-11-15-16 подростки
·15-16-19-20Старшый школьный или ранняя юность
·Средняя юность и старшая(молодость 20-32-33)Зрелость32-33-5555-60-пожилые люди70 старость70-93 старость
·От 93 долгожительство
·Психология геронтопсихология
ЛЕКЦИЯ № 3
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
1.Виды психологических дисциплин изучения возрастных категорий »
· Прелатальный период — пренатальная психология
· Новорожденный и младенческий период -психология младенческого возраста
· Раннее ,предошкольный ,дошкольный период — Детская психология
· Подростки-Психология подростка (младший ,средний,старший средний)
· Старшеклассники - психология старшего школьного возраста
· Молодость- Психология молодости
· Зрелость- Психология зрелости
· Старость- геронто - психология
2. Основные дисциплины
Филогенез — изучает антропологическая психология
Зоопсихология - психология животных
Сравнительная психология- сравнивает психологические возможности других видов с человеком-разумным.
Психологическая сторона взаимоотношения личности и общества.
· Социальная психология
· Психология религии — особенности веры
· Психология социальных коммуникаций
· Социальная психология личности -Как формируется личность?
· Социальная психология групп
· Психология общения
· Политическая психология
· Этническая психология
Критерии
Психические нарушения и патологии
· Клиническая психология
· Медицинская психология
· Патопсихология
· Психология нарушения памяти
· Психология нарушения мышления
· Психология нарушения речи
Практическая психология
· Ресурсная психология
· Психодиагностика - устанавливает психологический диагноз. Дает возможность определить проблему, составить личностный профиль.
· Психологическое консультирование
-высокоресурсные люди
· Психотерапия — лечение словами
· Психокоррекция
· Психореабелитация
· Социально-психологическое обучение
· Игротехники
ЛЕКЦИЯ № 4
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Классификация:
1.Базовые основные психологические науки:
· ведущие
-общение
-игра
-учение
-труд
· профессиональные
-развитие деятельности
2.Пограничные науки.
Общение:
· психология общения
· психология социального нарушения
· социальная психология
Игра-мощный фактор физического воздействия на людей.
· Психология игры
· моделирование игратехники
· игры с тренажерами
· инженерная технология
Учение:
· педагогическая психология
· психология ученой деятельности
· когнитивная психология
Труд:
· психология развития личности
· гетерропсихология
· юридическая психология
· криминальная психология
· правовая психология
· военная психология
· авиационная психология
· психология спорта
· медицинская психология
· инженерная психология
· управленческая психология
· педагогическая психология
· психология труда
· экологическая психология
· социальная психология
· психология социальных коммуникаций
· социальная психология групп
· психология общения
· энто -психология
· социальные конфликты
· и др.
Психологическая сторона развития личности:
· онтогенез
· филогенез
Критерии психологических нарушений и патологий :
· клиническая психология
· психосоматика
· патопсихология
· психология нарушения памяти
· психология нарушения мысли
· психология нарушения речи
Практическая психология:
· диалоговая психология
· психотерапия
· психокоррекция
· социальная психология обучения
· тренинги
· игротехники
ЛЕКЦИЯ № 5
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Методы психологического исследования:
1.Метод срезов:
· метод поперечных срезов
· метод продольных срезов
-цели
-гипотезы
-методы
-выстраивание цели действующего исследования
2.Комплексные методы
2.Эмпирические методы
1. Обсервационные методы
· наблюдение
-включенное
-невключенное
· самонаблюдение
Дисциплины:
· психология наблюдения за собой
· психология проектирования испытуемого в наблюдении за собой
3.Экспериментальные методы:
a) лабораторный эксперимент
b) полевой эксперимент
c) естественный эксперимент
-констатирующий
-формулирующий
-обучающий
-воспитывающий
4.Праксиметрические методы
a) хронометрия
b) циклография
-физические активности
-интеллектуальная
-эмоциональная
c) профессиональная психограмма
d) метод анализа продуктов биографической деятельности
5.Психодиагностические методы
a) стандартизированные тесты -тесты интеллекта
-интеллектуальные
-естественные
b) проэктивнеы тесты
c) методы психодиагнотики группами
-социометрия
-рефлектометрия
-коммугетометрия
d) опрос
-тестирование
-интервью
-беседа
6.Интернеретациональные методы
Моделирование:
a) математическое
b) кибернетическое
Биографические методы:
-анализ фактов
-структурные методы
-генетические методы
ЛЕКЦИЯ № 6
ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент-проводится всегда под гипотезу.
Эксперимент:
-более испытуем
-результат достоверен
Гипотеза-имеет систему фактором её определяющих.
Классификация эксперимента:
Лабораторный · чёткий · повторяемый | Естественный · повторяемый · неповторимый -констатирующий -формирующий *воспитывающий *изменяющий | Полевой(отдельный вид) |
ЛЕКЦИЯ № 7
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ
Структура психики.
Нет однозначного понятия -психики. Она существует в системе человеческого сознания. Ее невозможно потрогать,ощутить — она не материальна. Имеет несколько функций:
*в коре больших полушарий
Цели:
-приспособиться
-адаптироваться
-выжить
Функции:
Органы чувств -анализированная система.
Познавательная-отражаемая функция
Состоит из нейронов , по другому взаимодействуют.
Системы: (человека)
· нервная — управляет деятельностью всего организма (доминирующая)
· дыхательная — трахея, нос, легкие, диафрагма
· кровеносная — отвечает за кровь
· сердечно -сосудистая — вены, артерии
· выделительная — почки ,мочевой пузырь
· кожные — температуры, болевые, тактильные
· нейрон -эндокринная — гормоны
· поясничный отдел и копчиковый отдел -таз
Вершина нервной системы -головной мозг
Спиной мозг — отвечает за движение во всем теле.
Деммилизация — причина разложения и отвечает за движения. (Случай с водителей- шея): ствольная часть головного мозга
Три уровня структуры психики:
1. Психологическая структура личности(базовый)
2. социально-психологическая структура личности
*младенец-ребенок-личность-социум
3. Социальная структура личности
*Человек-социальное существо
В структуре психики существует 4 класса психологических явлений:
· Психологические процессы — ядро!
· Психологические функции
· Психологическое состояние
· Индивидуальные психологические особенности
Определяют абсолютно всё,имеет 2 аспекта :
· качество
· индивидуальные особенности памяти
Психологические процессы:
1. Познавательные-обеспечивает сенсорной системе в узком смысле
2. Регулятивные -регулирование (взаимодействие с миром)
Познавательные | Регулятивные | |
Опосредованные: · мышление · память · речь · воображение | Не опосредованные: · ощущение · восприятие · представление | · эмоции · чувства (оценочная реакция) |
ВНИМАНИЕ
Внимание:
-никогда нет собственного содержания
-катализатор психического настроения
Психологические функции — что делают психические процессы.
Виды:
· когнитивная(познавательная)
· оценочная(приоритет)
· планировочная
· регулятивная функция нарушения
-булемия
-анарендция
1. планирование
2. прогноз
3. контроль за результатом
4. принятие решений
5. совершение поступка по реализации принятого решения
Психологические состояния /Состояние- в течение какого-то времени. Состояние имеют процесс и характер.
Виды:
· физические
· психические
Физические состояния имеют следующие активности:
-продуктивность
-сон
-бодрость
1. Не затрагивать тело
2. Выделены по любому физическому процессу
3. По эмоциям:
-настроение
-аффект
-страсть
-стресс
*физический
*психологический
*социальный
-фрустрация
-агрессии и депрессии
-рационализация,сублимация
-вытеснение,регрессия
-заглушение
Настроение— состояние ,которое не разрушает психическое состояние .
Страсть- безудержная стремящаяся к своему объекту сущность человека.
Стресс:
· физический — угроза телу
· психологический — можно предупредить
· социальный — безработица
Аффект- фактор, кратковременного состояния взрывного характера, не контролирует себя.
Фрустрация- биться как рыба об лёд.
· Наличие потребности — потребность (смысл жизни)
· Ресурсы
Выход:
1. рационализация
2. агрессия
· вербальная
· не вербальная
Рационализация- защитный механизм, позволяющий выйти из фрустрации. И поможет выйти из агрессии:
· обеспечивает высшую безопасность
· формулирует новые цели и задачи
· клиническая (агрессия, депрессия, стресс)
· защищенная
Сублимация- умение трансформировать энергию.
Индивидуальные психологические особенности личности:
Шизофрения- распад ума.
Тип -высшей нервной деятельности
· от рождения
· по желанию изменить невозможно
Определение сочетания свойств нервных процессов
Нервная система- дехопаличный принцип.
У торможения и возбуждения есть следующие свойства ,которые тоже дехотаничны(парные).
· Сила-слабость
· Уравновешенность-неуравновешенность
4 базовых типа(16 разделов) Всего 64
1. Сильный -уравновешенный- подвижный
Сильный — не уравновешенный -подвижный
Сильный -уравновешенный — нервный
Слабый — не уравновешенный — нервный
2. Темперамент- первая типичная группа психологического уровня.
3. Характер:
-социальное образование
-отношение «Я» Самовлюбленность, стеснительность, наглость, нервность, неуравновешенность, пренебрежение, симпатия, высокомерие, ответственность.
Отношение к миру:
-аккуратность
-неаккуратность
4. Способности:
Способность- задаток в различных его деятельности . Задаток времени и развитие задатка.
-общие — с ними рождаются
-специальные — приобретенные
Виды:
· речемыслительная функция
· общечеловеческие способности
-коммуникативные
-речевые
-экспрессивные
· педагогические способности:
-коммуникативные
-академические
-речевые
-организационные
-обучение
ДОМАШНЯЯ РАБОТА № 3
ВСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ У РАБОТНИКОВ МЧС
Особенности:
· высокий уровень опасности
· высокий уровень травматизации
· высокий уровень ответственности
Качества:
· эмоциональная устойчивость
· самооценка
· психологическая устойчивость
· стресс- устойчивость