ПЗ4. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации
1. Психологическая подготовка к труду
2. Адаптация внешних средств, условий деятельности
1.Направленность человека на определенный вид трудовой деятельности
является условием успешного формирования внутренних средств
деятельности: знаний, умений и навыков. Для этого в процессе обучения
используются различные методы теоретических и практических занятий, практики, тренировки. Наиболее типичной и обоснованной является такая структура процесса профессиональной подготовки, в которой обучение начинается с изучения общих проблем, относящихся к дисциплинам специализации. В процессе подготовки происходит конкретизация
субъективной образно-понятийной модели деятельности к объекту труда или его информационной модели в определенной форме ее технической организации. В процессе тренировок путем введения дополнительных условий может укрепляться физиологическая и психологическая устойчивость к трудностям.
Психологическая готовность (ПГ) является психологическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденны препятствий.
Различают длительную готовность и временное состояние готовности
( Н.Д.Левитов-«предстартовое состояние», А.А.Ухтомский-«оперативного покоя». Л.С.Нарсесян-«бдительности»).
Длительная готовность отражает:
1) положительное отношение
2) черты характера, способности, темперамент, мотивация
3) необходимые ЗУНы
4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внима-
ния, мышления и эмоционально-волевые процессы
Временная готовность характерезует: относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие оптимальным условиям.
Личностные характеристики ПГ: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые.
Процесс формирования ПГ:
1. Осознание своих потребностей;
2. Осознание целей выполнения задач;
3. Осмысливание и оценка условий, актуализация опыта;
4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий, наиболее рациональных и возможных;
5. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов;
6. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей для достижения целей.
2.Адаптация – активное взаимодействие человека с окружающей средой, процесс перестройки и приспособления( личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем) субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути.
трудовая адаптация – приспособление работника к организации (взаимное приспособление работника и организации).
Она основывается на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные, психологические и экономические условия труда.
В условиях рынка возрастает роль вторичной адаптации. Так как наблюдается большая нагрузка на первичную систему и к тому же порог психологической адаптации очень низок.
Выделяется несколько аспектов адаптации (как в практике Управления персоналом, так и в теории):
1) Психофизиологические – когда происходит процесс приспособляемости к новым психологическим и физиологическим нагрузкам.
2) Социально-психологический – приспособление к той организационной культуре, в которую Вы попадаете. Отсюда, входя в новый коллектив, не стоит сразу заводить друзей. В каждом новом социуме существует свой неформальный климат, следовательно, там тоже существуют свои конфликты. И переходя из группы в группу, необходимо адаптироваться.
3) Профессиональный – постепенная выработка трудовых навыков.
Следовательно, необходимы новые знания и наличие навыков сотрудничества.
4) Организационный – усвоение роли и организационного статуса своего рабочего места. В соответствии с существующей тенденцией, в настоящее время можно наблюдать большое количество новых,«красивых» должностей. Например, менеджер по продажам. Хотя в реальной жизни, - это простой продавец. Следовательно, важен на статус должности, его привлекательность, а статус личности, занимающей данную должность
Успех трудовой адаптацией зависит от:
А) от наличия службы управления персоналом
Б) конкретные люди – структурное закрепление службы адаптации
В) технологичность управления адаптацией
Г) информационное обеспечение
Это достаточно финансовоемко для закрепления за конкретными отделами, следовательно всегда лучше, когда есть конкретный человек, разбирающий все вопросы.
Адаптация является элементом их комплекса мероприятий, направленных на обеспечение условий эффективной реализации творческого и физического потенциала работников предприятия.
Внешние средства: обеспечивающие получение информации и рекомендующие выбор вариант деятельности;