Тема 13.(см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия»)
Тема 14.Показатели и критерии трудовой деятельности
1. Признаки и характеристики труда.
2. Компоненты труда и уровни анализа.
Е.А.Климов выделил три базовых признака труда:
1. наличие самого процесса действий как совокупности последовательных актов.
2. процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды или ее преобразование.
3. процесс действий имеет значение для существования и развития человека и общества.
Существенные признаки труда: труд ориентирован на заданный социально ценностный результат; регламентирован социальными нормами, правилами и традициями; в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления; в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.
Основные эргатические функции (любые трудовые функции) отражают взаимодействие субъекта и объекта труда в эргатической системе: «человек-машина-среда-социум-культура- природа». Основные эргатические функции: духовное производство; производство упорядоченности социа-льных процессов; производство полезных действий обслуживания и само-обслуживания; материальное производство.
Е.М.Иванова выделяет три уровня системного анализа трудовой деятельности:
1. нормативно-параметрический - характеристики объекта труда социально-технические и социально- экономические; цели, условия, средства; объективные;
2. морфологический – сама структура и взаимоотношение нормативно заданных
3. составляющих; трудовой процесс;
4. функциональный;
В.Д.Шадриков выделяет:
1. личностно-мотивационный уровень - общественная значимость профессии;
2. личностная значимость;
3. компонентно-целевой анализ - трудовая деятельность в целом и ее отдельные операции; информационная основа действия; ПВК человека;
4. информационный уровень - психофизиологический аспект, оценочный и психологический;
5. структурно-функциональный уровень;
6. индивидуально-психологический;
Е.А.Климов выделяет уровни: деяний, действий, макроэлементов действия, микроэлементов.
Основные компоненты труда:
· субъект труда * мотивы
· условия труда * цели
· содержание труда * программы
· средства труда * информационная основа
· организация труда * процессы принятия решения
* психомоторные процессы
* ПВК
Тема 15. Психология труда и задачи профессиональной подготовки
1.Профессиональное обучение и профессиональное образование.
2.Проблема профподготовки - какой специалист нужен?
Профессиональное обучение предполагает:
- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоз-зрения и других качеств личности;
- целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося;
- активную деятельность самого обучающегося, как профессионала.
Средствами профессионального образования (Маркова А.К.) могут служить психолого-педагогические стратегии:
- развития и доразвития нужных психических качеств;
- жесткого формирования - обучения четкому составу трудовых действий (соотнесение с алгоритмизированными педагогическими технологиями);
- мягкого формирования - обучения широкому спектру трудовых действий (соотнесение с программированным обучением);
- коррекции – перестраивание неправильно сложившихся ЗУНов;
- развития личности профессионала.
Главная проблема – какой специалист нужен – какой субъект труда нужен производству? Узкопрофильный мастер своего конкретного дела или широ-копрофильный – ориентирующийся в смежных областях.
Решетова З.А. считает, что профессиональное образование должно задавать обобщенную ориентировку: в результате и цели деятельности; в предмете профессиональной деятельности; в средствах и составе – плане.
Организация обучения специалиста должна:
- вовлекать студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность;
- заинтересовать и побудить к самостоятельной учебной работе;
- стремиться вырабатывать собственный стиль учебно-профессиональной деятельности;
- соблюдать правила тактичного поведения и эффективного слушания на занятиях;
- иметь практическую направленность;
- формировать нравственные основы будущего профессионала.
Гессен С.И. выделяет «основные свойства университета»: целостность реа-лизованного в нем научного знания; свобода преподавания и учения; само-управление и самопонимание.
Тема 16. Профориентация.
Методические рекомендации. В связи сведением специального курса «Профориентология» и возможным делегированием данного направления работы другим специалистам образования предлагается рассматривать профориентацию с двух сторон: с широко-социальной (для формированию готовности к выбору профессий и перепрофилирования по требованиям общества и производства) и узко – специализированной профессиональной саморефлексии).
1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение
2. Направления и формы профориентации
Профессиональная ориентация- комплекс мер по оказанию помощи в
выборе профессии.
Климов Е.А. выделяет два уровня профессионального самоопределения:
- гностический - перестройка сознания и самосознания;
- практический - реальные изменения статуса.
Основные группы задач профориентации:
1. Информационно-справочные, просветительские.
2. Диагностические.
3. Морально-эмоциональная поддержка.
4. Помощь в выборе.
Основные стратегии: тестологическая, информационно-просветительская, рационалистическая, психоаналитическая, гуманистическая-психотерапев-тическая, организационно-управленческая, идеологическая, принудительная, активизирующая, «частичные услуги»; негативные: стратегия «обмана» и «самообмана»; директивное консультирование, игра в «терапию», «дестру-ктивно - рекомендательная», «адаптивно - манипулятивная».
Профессиональная ориентация - научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда. Задачи: перспективные и ближайшие. Цели: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.
Формы: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда); профконсультирование.