Метод наблюдений, виды наблюдений, типичные ошибки наблюдателя
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижения гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов, иллюстрация. Объектом наблюдения являются отдельные лица в
различных ситуациях общения, большие и малые группы, общности.
Наблюдаемые ситуации бывают естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми
Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в опосредованной социальной среде и ситуации. Наблюдаются:
- речевые акты, их содержание, последовательность
выразительные движения, экспрессия лица, глаз
движение, перемещения
физическое воздействие: касание, толчки, удары
- сочетание перечисленных признаков.
Различают наблюдения включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы, и невключенное, «со стороны»; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.
По упорядоченности наблюдения могут быть случайными и систематическими, сплошными и выборочными; по характеру фиксации – констатирующими и оценивающими, а также смешанного типа
.
Наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов
.
Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности психолога могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения
.
Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.
Проблема надежности наблюдения
сводится
к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии психолога.
Обычно наблюдение применяется вместе с другими методами социальной психологии: экспериментом, опросом, анализом документов.
.
Психолог может находиться под влиянием наблюдаемых лиц.
Наблюдение требует наблюдательности, умения видеть. Зоркость, свежесть взгляда
Методы опроса и анкетирования в психосоциальной
Работе.
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).
Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме).
При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
- формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
- сложные и многозначные слова должны исключаться;
- вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
- включать вопросы, проверяющие степень искренности.