Теоретические и методические основы изучения детей с отклонениями в развитии
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педаго-гического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др.).
Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребёнка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.
При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.
Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.
При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углублённое психологическое изучение ребёнка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребёнка необходимо соблюдать ряд
специальных условий:
• методический аппарат должен быть адекватен целям и гипоте
зе исследования, так, например, при осуществлении скринингового
исследования диагностический инструментарий должен позволять
экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод
о соответствии психического развития ребёнка возрастной норме или
отставанию от неё;
• важно определить, какие психические функции предполагается
изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интер
претация результатов;
• подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развёрнутую психологическую характеристику ребёнка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в результате нескольких методик, дополняющих друг друга;
• при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это даёт возможность оценить уровень актуального развития ребёнка и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребёнка;
• задания должны подбираться с учётом возраста ребёнка, чтобы выполнение заданий было ему доступным и интересным;
• содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций, а напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;
• при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;
• отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер, только научность при подборе методик повысит надёжность полученных результатов;
• не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;
• количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребёнка не привело к психическом истощению, необходимо дозировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.
При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:
• процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребёнка, чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребёнка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста, для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника - учебная;
• методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В. И. Лубовский); анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение норм и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;
• выбор качественных показателей должен быть не случайным, а определяться их способностью отражать уровни сформированное™ психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;
• для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребёнка;
• для оптимизации процедуры обследования должен быть про
думан порядок предъявления диагностических заданий, некото
рые исследователи (А. Анастази, В. М. Блейхер и др.) считают
целесообразным располагать задания по степени возрастания
сложности от простого к сложному, другие авторы (И. А. Коро
бейников, Т. В. Розанова) предлагают чередовать простые и слож
ные задания для профилактики утомления.
Методологические принципы