Порядок защиты и подведение итогов практики
Защита результатов научно-исследовательской работы проводится перед преподавателем-руководителем работы, сокурсниками.
К защите работы допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу исследования и предоставившие в указанные сроки отчетную документацию.
Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 7–8 минут, ответы на вопросы.
Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:
1) объем проделанной работы;
2) качество аналитического отчета, выводов и предложений;
3) выполнение работы в установленные сроки;
4) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;
5) своевременность и качество представления отчетной документации.
Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет характер их отношения к будущей профессиональной деятельности. Форма аттестации по учебному плану – дифференцированный зачет.
Разработана следующая система оценки в определенных уровнях:
ВЫСОКИЙ – «5»
ДОСТАТОЧНЫЙ – «4»
СРЕДНИЙ – «3»
НИЗКИЙ – «2» балла
«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу исследования, проявив при этом самостоятельность, инициативность, творческий подход. Отчетная документация представлена в срок в полном объеме, нет замечаний по ее оформлению и содержанию.
«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу исследования в полном объеме с незначительным нарушением сроков, был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Отчетная документация представлена с незначительным нарушением сроков в полном объеме, замечания по ее оформлению и содержанию небольшие.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу исследования не в полном объеме. Нуждался в помощи при выполнении заданий исследования и подготовке отчета. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу исследования. Отчетная документация не представлена.
Рекомендуемая литература
1. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - 2-е изд., испр. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144 с. - (Библиотека программы "От рождения до школы"). - ISBN 978-5-86775-889-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213092
2. Вильшанская, А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Протченко. - М. : Генезис, 2012. - 256 с. - (Психология в образовании). - ISBN 978-5-98563-280-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239787
3. Волгин, Н.А. Продуктивное образовательное взаимодействие / Н.А. Волгин, Г.И. Ефимов, О.А. Жирков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 81 с. - ISBN 978-5-4458-8113-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231716
4. Воробьев, А.Н. Опросник профессиональных предпочтений по Холланду / А.Н. Воробьев, И.Г. Сенин, В.И. Чирков. - М. : Когито-Центр, 2001. - 20 с. - ISBN 5-89353-059-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56408
5. Воробьёва, А.В. Деятельность психолога по профилактике внутригрупповых конфликтов / А.В. Воробьёва. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 80 с. - ISBN 978-5-905785-78-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86587
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М. : Прометей, 2012. - 210 с. - ISBN 978-5-4263-0095-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211712
7. Гингер, С. Практическое пособие для психотерапевтов / С. Гингер, А. Гингер. - М. : Академический проект, 2010. - 222 с. - (Психотерапевтические технологии). - ISBN 978-5-8291-1182-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225790
8. Золотарева, К.В. Методы диагностики в психологии / К.В. Золотарева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 26 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87389
9. Корт, Д. Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы / Д. Корт, Равен Дж. К., Д. Равен ; пер. В.И. Белопольский. - М. : Когито-Центр, 2002. - 80 с. - ISBN 5-89353-073-Х ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=145022
10. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Когито-Центр, 2001. - 251 с. - ISBN 5-89353-042-X ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86238
11. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. - 4-е изд. - М. : Академический проект, 2014. - 227 с. - (Руководство практического психолога). - ISBN 5-8291-0430-X ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236990
12. Разумникова, О.М. Общая психология: когнитивные процессы и состояния. Практиукм / О.М. Разумникова. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 76 с. - ISBN 978-5-7782-1848-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229140
Приложение 1
Возможные задания для исследовательской работы
Вариант 1
Задание 1. Осуществить наблюдение коммуникативных навыков и умений.
1. Оформить 2 протокола наблюдений по следующей схеме:
– коммуникативная ситуация (эпизод), пространственно-временные характеристики ситуации общения;
– характеристика партнера по общению (пол, возраст, психологическое состояние, личностные особенности);
– оценка удовлетворенности общением, анализ причин неудачи в общении в данной ситуации;
– что нужно сделать, чтобы избежать неудач в общении?
2. После самонаблюдения, самоанализа и самооценки коммуникативных умений провести упражнения, направленные на их совершенствование.
3. Оценить результат упражнений. Какие коммуникативные способности удалось развить, улучшить? Каков Ваш индивидуальный стиль в общении?
Задание 2. «Партнер в общении»
1. Провести изучение умений и навыков общения партнера путем наблюдения и интервьюирования. Оформить 2 протокола наблюдений по следующей схеме:
– характеристики социально-психологической ситуации общения;
– описание поведения партнера по общению;
– оценка компонентов общения, описание невербального компонента общения;
– способы и приемы общения в тех или иных ситуациях;
– коммуникативные ожидания, убеждения, установки, которые имеются у партнера по общению;
– характер восприятия намерений, целей и мотивов партнера;
– оценка партнером удовлетворенности общением.
Примерные вопросы для интервью:
1. В каких ситуациях чаще всего возникают внешние проблемы общения? Какого они рода?
2. С кем из окружающих людей – сверстниками и более старшего возраста, близкими и незнакомыми – труднее всего общаться и при каких обстоятельствах?
3. В каких компонентах общения (вербальных, невербальных, когнитивных) больше всего трудностей?
4. Какие шаги предпринимались для того, чтобы их преодолеть?
5. Насколько часто Вам приходится убеждать в чем-либо окружающих людей и в какой мере Вам это удается сделать?
6. Легко ли Вам при необходимости обратиться за помощью к другому человеку? Если легко, то почему? Есть ли такие люди и ситуации, к которым и при которых труднее всего попросить о помощи? Кто эти люди и каковы эти ситуации?
7. С чего обычно Вы начинаете разговор с лицами противоположного пола, если случайно встретишь ее (его)?
8. Можете ли Вы отказать человеку в просьбе, если считаете просьбу неразумной, а себя – не способным выполнить ее?
9. Испытываете ли Вы затруднения, когда нужно похвалить человека? Если да, то к какому и к каким ситуациям они больше всего относятся?
10. Каким образом Вы сопротивляетесь давлению со стороны других, которые заставляют Вас сделать что-нибудь такое, чего Вам делать не хочется?
Сделать анализ результатов наблюдения, интервьюирования и выводы о сформированности у партнера коммуникативных навыков и умений.
Задание 3. «Психологический портрет личности»
I. Провести психологическое исследование личности клиента.
Используя метод наблюдения, определить тип высшей нервной деятельности (ВНД) клиента, сделать выводы о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
II. Составить психологический портрет личности по схеме:
1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, (в отчете возможно заменить инициалами), возраст, образование, социальная характеристика семейной ситуации, место учебы.
2. Конституционные особенности. Тип телосложения (атлет, пикник, астеник, диспластик), рост, описание лица, бросающиеся в глаза признаки.
3. Мимика. Преобладающее выражение лица (живое, выразительное, улыбчив).
4. Пантомимика. Особенности физических движений, осанка, походка, жестикуляция, характерные движения, позы и т.д.
5. Речевая активность.
5.1. Устная речевая активность: голос громкий, тихий; тембр резкий, приглушенный, фальцет; скорость речи; многословие; ясность высказывания, строение синтагм (простые, сложные фразы, незаконченность – завершенность фраз), богатство лексики, характерные слова, междометия, слова-паразиты, ошибки и т.д.
5.2. Письменная речевая активность: почерк мелкий, крупный, острый закругленный и т.д. (как ведутся записи, конспектирование, богатство / бедность языка).
6. Свойства нервной системы. Определение силы – слабости нервной системы по индикаторам активности.
7. Свойства и тип темперамента.
7.1. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность / интровертированность, эмоциональная возбудимость.
7.2. Тип темперамента.
8. Свойства характера.
8.1. Инструментальная (волевая) подструктура характера определяется выраженностью следующих свойств:
Самообладание: выдержка (контролирует внешний рисунок поведения при сильном внутреннем возбуждении, вспышки гнева подавляются сознательными усилиями и прочее);
Целеустремленность, настойчивость (несмотря на помехи, преграды и отвлекающую стимуляцию, длительно и стойко стремится к поставленной цели, к выполнению принятого решения, не испытывает особых колебаний при принятии решения);
Дисциплинированность (придерживается внутренне принятых правил, предписаний, следует распорядку дня).
8.2. Терминальная (содержательная, ценностная) подструктура характера включает в себя четыре главных отношения, вокруг которых выстраиваются все свойства характера;
Отношение к людям (близким, родным, мало- и незнакомым). Главным параметром отношения к людям является оппозиция: добрый, гуманный – злой, негуманный. Эта оппозиция, в свою очередь, проявляется в следующих свойствах: доброжелательность – недоброжелательность в общении; открытость, искренность во взаимодействии; честность, порядочность; социометрический статус, критерии выбора товарищей и т.д.
Отношение к себе определяется тем, насколько богата, дифференцирована “Я-концепция”, т.е. собственный образ: как относится к наличию у себя некоторых свойств, какие черты характера хотел бы сформировать и от каких избавиться. Сюда же входит параметр адекватности самооценки: насколько она завышена или занижена, каков уровень притязаний, соответствие уровней притязаний и возможностей.
Отношение к деятельности. Сквозным стержнем здесь является оппозиция “трудолюбивый – ленивый”. В какой сфере проявляет наибольшую активность. Насколько прилежен, добросовестен в деятельности, насколько в ней успешен. Насколько охотно и добросовестно выполняет общественные поручения.
Отношение к жизни. Мажор или минор в общей линии поведения и деятельности, видит ли перспективы в своей жизни, вообще всего человечества (оптимист/пессимист). Удовлетворен своим прошлым, настоящим, будущим. Какое “Я” более развито: ретроспективное, актуальное, перспективное?
9. Интернальная (потребностно-мотивационная) сфера.
Как развита ориентировочная потребность, сфера интересов, широта; глубина и стойкость интересов; социальность/антисоциальность интересов; есть ли образцы для подражания, идеалы, кумиры и т.д.. Мотивация учебной деятельности (нравится сам процесс познания, открытие нового, стремление стать образованным, культурным человеком, самоутверждение через учебу, стремление получить похвалу за хорошую работу, избежать наказания за двойки и прочее). Мотивация внеучебной активности.
10. Потенциальная сфера личности (способности).
10.1. Общие способности.
10.1.1. Перцептивные возможности: наблюдательность (богатство / бедность, точность, детальность ощущений и образов восприятия); доминантные виды ощущений и восприятия (зрительные, слуховые); пороги чувствительности, дифференцированная чувствительность.
10.1.2. Память: модальность и тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); свойства памяти (объем памяти, быстрота запоминания, точность запоминания, длительность хранения информации, готовность к воспроизведению информации).
10.1.3. Мышление и воображение (общий уровень умственного развития):
· тип мышления по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое);
· по характеру решения задач (теоретическое, практическое), по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное); преобладание первой или второй сигнальной системы;
· продуктивность ума (критичность, стереотипность, глубина, поверхностность, пластичность, ригидность, широта, узость, быстрота, замедленность мыслительных операций);
· способность к рефлексии (анализу собственного поведения, активности своего мышления, воображения, эмоционального состояния);
· способность к мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, опосредования;
· социальный интеллект (умение чувствовать ситуацию, логику ее развития, исход, возможность влияния на ситуацию, возможность управлять людьми и строить продуктивные взаимоотношения);
· богатство / бедность, индивидуальность воображения, общая эрудиция.
10.1.4. Характеристики внимания: производительность – непроизводительность внимания; способность к концентрации; объем, устойчивость внимания; распределение и переключаемость внимания.
10.2. Специальные способности (музыкальные, литературные, математические, спортивные и т.д.).
11. Выводы и рекомендации.
Примечание. Материалы, полученные в ходе выполнения заданий с применением психодиагностических методик и тестов, могут быть приложены к основному отчету практиканта.
Задание 4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (школьника, подростка) по одной из заданных схем:
Схема 1