Технология работы психолога с подростками
ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
И ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности.
В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности {Мухина B.C., 1977).
- По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятие, речь, память и стараются при-
дать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъективно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.
Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:
1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность.
2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера.
3. Чувство взрослости — реакции эмансипации.
4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования.
5. Потребность в самоутверждении — патологические увлечения и хобби-реакции.
6. Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7. Критическое мышление — негативизм и реакции отказа.
8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9. Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере):
R4
— физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность;
— потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
- — потребности в независимости и эмансипации от семьи;
— потребности в привязанности;
— потребности в успехе, проверке своих возможностей;
— потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:
— неумение выполнять действия по образцу, инструкции;
— затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);
— инертность мыслительной деятельности;
— несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;
— неосознанность учебной деятельности (целеполагание);
— дисгармония мотивов учения.
Пррблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению. Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.