Младший школьник как объект психологической помощи

Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С одной стороны, как дошкольник, он отличается под­вижностью, непосредственностью, импульсивностью пове­дения, неустойчивостью внимания, общей недостаточнос­тью воли, отчетливым проявлением в поведении типологи­ческих свойств.

С другой стороны, у младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребнос­тей, позволяющий ему действовать, руководствуясь свои-

ми целями, нравственными требованиями и чувствами, воз­никает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внут­ренняя позиция школьника.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые до­стижения в новой сфере человеческой деятельности — уче­нии. В этом возрасте ребенок проходит через кризис разви­тия, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация вводит ре­бенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, свя­занных с обретением навыков учебной деятельности, а так­же за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситу­ация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность. Это отра­жается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка.

До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как принима­лись и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате кото­рой выявляется множество отклонений от предначертанно­го пути развития. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетен­ные состояния ит.д. Ребенку предстоит преодолеть навалив­шиеся на него испытания.

Трудности в воспитании младших школьников, вероят­но, вызваны тем, что многие взрослые воспринимают их как маленьких детей, готовых исполнять любое требова­ние, и ожидают от них запрограммированного поведения. Если этого не происходит, взрослые удивляются, недоуме­вают, раздражаются, пугаются, впадают в отчаяние. Каче­ство их переживаний определяется степенью рассогласован­ности между ожиданиями и реальностью.

Кроме того, взрослых вводят в заблуждение зависимость и кажущаяся простота внутреннего мира ребенка. Чтобы об­легчить свой педагогический труд, взрослые нередко упро­щают и характер своих взаимоотношений с детьми и их психическую жизнь.

Объективная трудность обучения и воспитания младших школьников состоит в том, что они не могут помочь в этом

взрослому, так как не умеют дать обратную связь, не знают, как ответить на несправедливость, критику, жесткий конт­роль, чрезмерную опеку, как объяснить, что задевает и оби­жает их, что мешает хорошо учиться и дружить со сверстни­ками (Гаврилова Т.П., 1995).

Конечно, есть дети с высокой личностной рефлексией, способные анализировать то, что с ними происходит, и го­ворить об этом. Но они не типичны для своего возраста и, скорее, обгоняют сверстников в развитии.

Главная особенность внутреннего мира младшего школь­ника в том, что он еще мало знает о содержании своих пере­живаний,поскольку они не в полной мере оформлены. На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает ост­рыми эмоциональными реакциями, такими, как гнев, страх, тоска или вегетативные и другие нарушения. Явления школь­ной дезадаптации нередко проявляются в повышении темпе­ратуры, дневном энурезе, рвоте. Конфликты в семье вызы­вают у детей слезливость, расстройство внимания, ночной энурез.

Ребенок 6—9 лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. Беспо­лезно просить его об этом. Нужна специальная работа, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания.

На протяжении младшего школьного возраста дети отра­жают все более сложные явления, ярче их переживают и больше осознают свои переживания.

К подростковому возрасту ребенок уже в достаточной мере отдает себе отчет в том, что и почему он чувствует, стремит­ся выразить свои чувства. У подростка в отличие от младшего школьника складывается своя система ценностей и норм, и он находит способы предъявить их. Он уже определен в своих потребностях и мотивах, готов идти на конфронтацию со взрослыми, чтобы отстоять свое право действовать по соб­ственному усмотрению.

Автономия же младшего школьника только складывается. Он еще не всегда различает, чего хочет он сам, чего хотят от него взрослые. Ему трудно отделить свои намерения от предъяв­ляемых к нему требований. Даже самый тонкий исследова­тель не сумеет отличить то, что исходит от самих детей, а что привнесено. Психологу-практику тоже непросто в суждениях и оценках ребенка услышать его собственный голос.

Проблемы ребенка могут быть поняты только во всей полноте его жизненных обстоятельств, связей и отношений.

Чтобы помочь ему, психологу-практику необходимо уви­деть полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.

Наши рекомендации