Программа, направленная на формирования профессионального самосознания, проводимая с курсантами
Хотелось бы обратить внимание на то, что необходимо проводить профессиональную психологическую подготовки личного состава, направленную на развитие профессионально-значимых качеств. Повышать психолого-педагогическую компетентность руководителей подразделений в организации воспитательной работы с подчиненными, пропагандировать психологические знания.
Осуществлять психологическое обеспечение воспитательной и профилактической работы с курсантами.
Обеспечивать процесс психологической адаптации курсантов к различным видам служебной деятельности и условиям оперативной обстановки, психологически сопровождать курсантов в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений в особых условиях.
Организовывать работу по коррекции негативных психических состояний, отклоняющегося, в том числе аутоагрессивного, поведения у курсантов, психологической реабилитации, направленной на восстановление профессиональной работоспособности, и оказание в установленном порядке психологической помощи курсантам.
Организовать профилактику, направленную на сохранение психологического здоровья, как диагностику, так и коррекцию.
На первом курсе предполагается доведение и ознакомление курсантов с «Законом о полиции», приказами и иной нормативной документацией, которая им будет встречаться на периоде обучения в вузе и понадобиться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Так же принятие присяги сотрудника ОВД. Сама по себе воспитательная работа проводится не только с курсантами первого курса, а со всем личным составом факультета - как комплексно, так и индивидуально.
Особое внимание уделяется соблюдению нормативной документации: Конституции Российской Федерации, Закона о полиции, Кодекса профессиональной этики и др., соблюдение законности. Так же к каждому взводу прикрепляются кураторы, которые помогаю курсантам в учебной деятельности, проводят групповую и индивидуально - воспитательную работу.
Помогают курсантам адаптироваться к новой деятельности, участвовать в различных научно - практических конференциях, в написании научных работ и помогают разрешить трудности, которые возникают у курсантов в процессе обучения. Также проводится работы на формирования патриотизма, чувства долга, гуманного подхода, совести, чести и т.д.
Рис 1.
Осознавание себя, как профессионала связано с мотивацией учебной деятельности. На первом курсе успеваемость у курсантов примерно выглядит так. (Рис 1).
Мы предлагаем провести ряд программ и бесед, направленных на адаптацию к служебной и профессиональной деятельности. Выработать психологическую готовность к столкновению с трудностями профессиональной деятельности. Упражнение «Психологическая самохарактеристика».
На первом курсе проводиться ряд мероприятий на адаптацию к учёбе, форме, подчинению, режиму, коллективу. Курсанты встречаются с такими трудностями, как охрана общественного порядка с 18 лет. Проводятся беседы, тренинги на разрешение конфликтов и как разбираться в людях.
Проводиться ряд мероприятий, направленных на улучшение коммуникативных способностей с указанием трудностей которые стоят на пути улучшения профессионального самосознания.
Все курсанты ознакамливаются с памяткой или учебным пособием по В.Н. Панкратову " Уловки в спорах и их нейтрализация".
Служебная деятельность курсантов отнимает много времени. Учеба затрагивает массу усилий. Зачастую даже не хватает времени отдохнуть. Для этого существуют методики саморегуляции, релаксации и аутогенная тренировка.
Совместная работа, направленная на составление образа своей будущей профессии позволяет курсантам адекватно воспринимать свою будущую профессиональную деятельность.
Мы предлагаем проводить упражнения на снятие тактильного напряжения. На этом упражнении сокурсники открываются перед друг другом с новой стороны. Психогимнастика перед проведением таких упражнений позволяет курсантам расслабится и настроится на «позитив».
На втором курсе предполается проведение программы, направленные на выявление Я-концепции. Например упражнение «Рисунок Я». И упражнение «Самопрезентация». Рис 2.
На втором курсе курсанты имеют представление о будущей профессиональной деятельности. Знают для чего они изучают ту или иную служебную дисциплину и их успеваемость возрастает.
Все тренинговые упражнения направлены на позитив и выработку позитивных эмоций. Все задания и упражнения мотивировуют к деятельности через любопытство и интерес.
Тренинговые упражнения, направленные на доверие помогают курсантам быть уверенными в своих сокурсниках. Суметь положится в любой трудной ситуации, что положительно влияет на профессиональную деятельность.
Служебные коллективы уже успели сложиться, курсанты готовы к предстоящим служебным обязанностям и совместной деятельности. Имеют четкое представление о необходимости совместного выполнения поставленных как служебных, так и учебных задач. Выработалось активное участие в жизни коллектива, стремление к взаимодействию. Представление об основных законодательных актах, о требованиях, предъявляемых им начальством, уже сложилось. Но появилось новое - курсанты осознают зачем это надо и стремятся их соблюдать.
Тренинговые упражнения на групповую динамики и коллективную работу имеют огромное значение. Курсанты активно выполняют все упражнения, обсуждают и позитивно реагируют.
Курсантам предлагается выполнить тренинговые упражнения, направленные на так называемое «чувство плеча», коллективную деятельность и проверки волевого ресурса.
Рис 3.
Рис 4.
На рисунке 3 и 4 изображена успеваемость на третьем и четвертом курсах. Курсанты уже имеют фундаментальные знания, представления о профессии. Применяют полученные знания на практике. Успеваемость и ответственность за учебу возрастает. Взрослея, они осознают всю серьезность будущего выбора и то, с какой сферой деятельности связана их жизнь. Стремятся стать квалифицированными профессионалами.
На третьем и четвертом курсе предполагается организация тренинга - «Группы встреч». Группы встреч - это специфический вид личностно ориентированных тренингов, где участники работают над сходными проблемами, объединяющими их. Проводится саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования (НЛП).
Наиболее типичными техниками, используемыми в работе групп встреч являются элементы из психодрамы, социодрамы, техник расширения сознания, техник диссоциации, групповые дискуссии и ролевые игры.
Предлагается проведение тренинговых упражнений на находчивость и креативность, на снятие напряжения. Упражнения на сотрудничество и проявление себя как управленца позволяют курсантам проявить себя, почувствовать себя начальником.
Так же предполается проведение тренинговых упражнений, таких как: «Какого я цвета?», «Гнев», «Встаньте в круг», «Твое будущее», «Преувеличенное либо противоположное поведение», «Бегущие огни», «Благодарность без слов».
В результате проведения тренинговых упражнений у курсантов , мы предполагаем, выработается готовность к будущей профессиональной деятельности. Осознание себя как профессионала, на котором лежит серьезная ответственность.
Таким образом, содержательная наполненность компонентов профессионального самосознания обусловлена двойственностью статуса курсанта (сотрудник полиции и обучаемый), а также специфическими условиями деятельности не только учебной, но и служебно-боевой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы, предложения и рекомендации:
Происходящие в современных условиях реформирование ОВД и совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел предопределяют необходимость целенаправленного формирования профессионально важных аспектов самосознания сотрудников ОВД, и, прежде всего, профессионального «Я-образа», представляющего собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности.
Результаты эмпирического исследования позволили выделить в структуре профессионального «Я-образа» сотрудника полиции следующие компоненты: а) когнитивный компонент - система представлений сотрудника о себе как субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимыми качествами, свойствами, способностями, знаниями, навыками и умениями; б) эмоциональный компонент - отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной деятельности и общения, оценка себя как профессионала; в) операциональный компонент - склонность и готовность сотрудника к профессиональным действиям, которые могут быть вызваны его представлениями о самом себе как о профессионале и его профессиональной самооценкой.
Содержание профессионального «Я-образа» курсантов вузов образовательных организаций МВД существенно отличается от профессионального «Я-образа» опытных сотрудников органов внутренних дел, проявляясь в неполном представлении курсантов о профессионально значимых качествах, необходимых для успешной служебной деятельности и в отражении преимущественно внешних атрибутов профессионально-ролевой позиции.
Оптимизировать формирование профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей в высшем образовательной организации МВД можно путем придания систематического характера процессу профессионального самоосознавания при использовании специальных упражнений, ролевых игр, групповой дискуссии, в частности, в виде предлагаемого автором практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие».
Разработанный на основе результатов научных исследований, посвященных межролевому и внутриролевому конфликтам, механизмам идентификации и социального сравнения, явлениям когнитивного диссонанса и конфликтного личностного смысла, практикум «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» влияет на формирование всех компонентов профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел: когнитивного - через уточнение, конкретизацию и расширение системы знаний о себе, о своих характеристиках как личности и профессионала; эмоционального - посредством выработки позитивного отношения к себе, повышения адекватности оценивания своих личностных и профессиональных качеств, возможностей и потенциалов; операционального - через развитие и закрепление профессионального «Я-образа» в конкретных ситуациях профессиональной деятельности и общения и отработку навыков саморегуляции.
Изменения характеристик профессионального «Я-образа» курсанта вуза МВД, возникшие под влиянием используемого в учебном процессе практикума, а именно: усложнение и дифференцирование когнитивной структуры, положительная динамика самооценки, развитие направленности на самосовершенствование, способствуют успешной адаптации молодого сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие предложения по оптимизации формирования профессионального «Я-образа» сотрудников полиции и психологической диагностике его содержания:
Преподавателям психологических дисциплин образовательных организации МВД России при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями в рамках дисциплин: «Введение в специальность», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Юридическая психология», предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» в целях конструктивного воздействия на сферу профессионального самосознания личности. Однако, для повышения результативности формирования профессионального «Я-образа» будущих сотрудников целесообразно выделить учебное время для проведения практикума как отдельного спецкурса.
Отделениям (группам) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России рекомендуется проводить психологическую диагностику содержания профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей на различных этапах обучения, используя апробированный в настоящей диссертации комплекс методик: «Профессиональная самохарактеристика», «Опросник самоотношения» В.В. Столина, а также разработанную автором специализированную анкету и модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».
Практическим психологам, работникам воспитательных и кадровых аппаратов органов внутренних дел предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» при проведении занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников и в ходе индивидуального консультирования.
Учитывая влияние профессионального «Я-образа» на эффективность профессиональной деятельности, практическим психологам органов внутренних дел рекомендуется проводить диагностику компонентов профессионального «Я-образа» сотрудников ОВД при осуществлении профессионального отбора, аттестации, формировании резерва кадров на выдвижение.
Дальнейшие перспективы исследования проблемы
профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел могут предполагать:
- построение психологической типологии профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел;
конкретизацию роли и механизмов влияния профессионального «Я-образа» на развитие личности и профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел на протяжении всего профессионального пути.
разработку новых методов психологического воздействия на сферу самосознания личности, оптимизирующих формирование профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел.
Список использованных источников:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. ТІ. М.: «Педагогика», 1980.-232с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 270с.
3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЕК», 1997. - 416с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений в 6 т. - Т.4. -М.: Педагогика, 1983.
6. Гаранцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. -М.: ЮНИТА, 1987. - 214с.
7. Деркач А. А. Метод психолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 1999. - 392с
8. Джемс У. Личность/ Психология самосознания. Хрестоматия. — Издательский Дом «БАХАР - М», 2003. - 672с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА, 1997.-256с.
10. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера-М.: ВПА, 1979. - 141с.
11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Изд-во БГУ, 1993. -99с.
12. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности. //Психол. журнал. - 1997. - Т. 18, №6. - с.35-44.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академ, проект. - 2003. - 336с.
14. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128с.
15. Иванова 3., Косев И. Личность и профессия. - София. 1976. - с.65
16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 440с.
18. Кон И.С. Психология самосознания / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР — М», 2003. - 672с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1997. - 231с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.: Т.1. — М.: Педагогика, 1983. - 392с.
21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.-444с.
22. Лупырь В.Г. Структурирование профессиограммы будущих сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журнал. - Омск: Изд-во Омской академии МВД России. - 2001. № 1(15). - с. 27.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308с.
24. Марьин М.И., Ефанова И.Н. Профессиография основных видов деятельности сотруднков Государственной противопожарной службы МВД России: (Пособие). - М.: ВНИИПО, 1998.-114с.
25. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырей. - М., 1982. - 123с.
26. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. -462с.
27. Пряжникова Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. — М.: Континент, 2001. - 311с.
28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224с.
29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 416с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. — 705с.
31. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с. .
32. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Смысл, 1983. - 248с.
33. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456с.
34. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Коллегиум, 1992. - 253с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН, 1977. - 287с.
36. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. - с.209-225.
37. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). -М.: Тривола, 1994. — 168с.
38. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. - 295с.
39. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.—Т. 1.
40. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. «Психодиагностические методы изучения личности» Учебное пособие, М., московский психологический социальный институт, Издательство «Флинт»-2003.