Глава 1 основные особенности профессионаьного самосознания в отечественной и зарубежной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Самосознание человека и его диагностика»
Проверил: Фамилия: Усачева Имя: Ирина Отчество: Викторовна Должность по кафедре: преподаватель кафедры психологии | Выполнил: Фамилия: Мусина Имя: Гельназ Отчество: Харисовна Должность: курсант Учебная группа: 429 взвод Курс: 4 П Факультет (филиал): ФПП Специальное звание: рядовой полиции |
Москва 2013
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………....……6
1.1 Профессиональный опыт как условие становления профессионального самосознания…………………………………………………………….……….9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………........12
2.1. Методики и организация эмпирического исследования динамики профессионального самосознания курсантов…………………………..….15
2.2.Результаты и интерпретация полученных данных…………...……………………………………………………....……24
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООРГОНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ…………………………………...…41
3.1 Программа, направленная на формирования профессионального самосознания, проводимая с курсантами……………………………..……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……........................56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исследование проблемы самосознания представляет большую значимость для психологической науки. От развития самосознания зависит не только формирование психологического склада личности, но и успешность деятельности, выполняемой субъектом. При этом наиболее значимые изменения в самосознании человека происходят в период освоения профессиональной деятельности, в момент принятия на себя профессиональной роли. Именно в этот период возникает одно из значимых новообразований - профессиональное самосознание. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и степенью овладения профессиональным мастерством. Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом.
В психологической науке считается, что от уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.Л. Ласыгин, А.А. Деркач, О.В. Москаленко, Л.О. Шарапов, Л.И. Шутенко).
Обратим внимание на то, что в отечественной психологической науке накоплен значительный опыт по исследованию содержания профессионального самосознания и особенностям его становления на различных этапах профессиональной деятельности представителей различных профессий. Однако, при всем многообразии эмпирических исследований в области профессионального самосознания, нужно констатировать одностороннюю направленность изучения данной проблемы. Как правило, объектом перечисленных исследований являются представители социономических профессий, профессиональное самосознание курсантов не достаточно изучено. Малоизученными на сегодняшний день также являются аспекты становления профессионального самосознания в процессе профессионального обучения, профессиональной подготовки, в частности аспекты, связанные с формированием профессионального самосознания курсантов образовательных организаций МосУ МВД.
Сущность деятельности курсантов, поступивших в высшие образовательные организации МосУ МВД России определяется двойственностью статуса: с одной стороны они является обучаемыми, и в этом контексте их деятельность сродни деятельности студентов гражданского вуза, с другой стороны они являются сотрудниками полиции и все вопросы, связанные с их учебной и служебной деятельностью строго регламентированы, что не может отражаться на специфике становления их профессионального самосознания.
Цель работы: изучение динамики, становления профессионального самосознания курсантов.
Объект: феномен профессионального самосознания.
Предмет: содержательная наполненность становления профессионального самосознания курсантов образовательных организаций МосУ МВД России.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что в процессе профессионального обучения происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов профессионального самосознания курсантов и на эти компоненты возможно влияние внешних факторов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования профессионального самосознания курсантов МосУ МВД России в период профессионального обучения.
2. Раскрыть психологические особенности деятельности курсантов на этапе получения профессионального образования.
3. Выявить различия в содержании структурных компонентов
профессионального самосознания курсантов, происходящих в процессе
обучения в вузе.
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения становления профессионального самосознания курсантов.
Методы исследования: контент-анализ, эмпирические методы, беседа, интервью, анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, самоанализ.
Методологическая основа исследования базируется на общепсихологических принципах: единства сознания личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), принципе развития (Л.С. Выготский), на концепции субъективности, представленной в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В. А. Петровского, В.И. Слободчикова, положениях о неразрывной связи самосознания с развитием личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,6 Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), о связи самосознания и профессионального самосознания (Е.А. Климов, И.И. Чеснокова, Л.М. Митина, И.В. Вачков).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы, предложения и рекомендации:
Происходящие в современных условиях реформирование ОВД и совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел предопределяют необходимость целенаправленного формирования профессионально важных аспектов самосознания сотрудников ОВД, и, прежде всего, профессионального «Я-образа», представляющего собой результат осознания и оценивания сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности.
Результаты эмпирического исследования позволили выделить в структуре профессионального «Я-образа» сотрудника полиции следующие компоненты: а) когнитивный компонент - система представлений сотрудника о себе как субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимыми качествами, свойствами, способностями, знаниями, навыками и умениями; б) эмоциональный компонент - отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной деятельности и общения, оценка себя как профессионала; в) операциональный компонент - склонность и готовность сотрудника к профессиональным действиям, которые могут быть вызваны его представлениями о самом себе как о профессионале и его профессиональной самооценкой.
Содержание профессионального «Я-образа» курсантов вузов образовательных организаций МВД существенно отличается от профессионального «Я-образа» опытных сотрудников органов внутренних дел, проявляясь в неполном представлении курсантов о профессионально значимых качествах, необходимых для успешной служебной деятельности и в отражении преимущественно внешних атрибутов профессионально-ролевой позиции.
Оптимизировать формирование профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей в высшем образовательной организации МВД можно путем придания систематического характера процессу профессионального самоосознавания при использовании специальных упражнений, ролевых игр, групповой дискуссии, в частности, в виде предлагаемого автором практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие».
Разработанный на основе результатов научных исследований, посвященных межролевому и внутриролевому конфликтам, механизмам идентификации и социального сравнения, явлениям когнитивного диссонанса и конфликтного личностного смысла, практикум «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» влияет на формирование всех компонентов профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел: когнитивного - через уточнение, конкретизацию и расширение системы знаний о себе, о своих характеристиках как личности и профессионала; эмоционального - посредством выработки позитивного отношения к себе, повышения адекватности оценивания своих личностных и профессиональных качеств, возможностей и потенциалов; операционального - через развитие и закрепление профессионального «Я-образа» в конкретных ситуациях профессиональной деятельности и общения и отработку навыков саморегуляции.
Изменения характеристик профессионального «Я-образа» курсанта вуза МВД, возникшие под влиянием используемого в учебном процессе практикума, а именно: усложнение и дифференцирование когнитивной структуры, положительная динамика самооценки, развитие направленности на самосовершенствование, способствуют успешной адаптации молодого сотрудника органов внутренних дел к профессиональной деятельности.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие предложения по оптимизации формирования профессионального «Я-образа» сотрудников полиции и психологической диагностике его содержания:
Преподавателям психологических дисциплин образовательных организации МВД России при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями в рамках дисциплин: «Введение в специальность», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Юридическая психология», предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» в целях конструктивного воздействия на сферу профессионального самосознания личности. Однако, для повышения результативности формирования профессионального «Я-образа» будущих сотрудников целесообразно выделить учебное время для проведения практикума как отдельного спецкурса.
Отделениям (группам) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России рекомендуется проводить психологическую диагностику содержания профессионального «Я-образа» курсантов и слушателей на различных этапах обучения, используя апробированный в настоящей диссертации комплекс методик: «Профессиональная самохарактеристика», «Опросник самоотношения» В.В. Столина, а также разработанную автором специализированную анкету и модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».
Практическим психологам, работникам воспитательных и кадровых аппаратов органов внутренних дел предлагается использовать упражнения практикума «Профессиональное самопознание, самопринятие и саморазвитие» при проведении занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников и в ходе индивидуального консультирования.
Учитывая влияние профессионального «Я-образа» на эффективность профессиональной деятельности, практическим психологам органов внутренних дел рекомендуется проводить диагностику компонентов профессионального «Я-образа» сотрудников ОВД при осуществлении профессионального отбора, аттестации, формировании резерва кадров на выдвижение.
Дальнейшие перспективы исследования проблемы
профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел могут предполагать:
- построение психологической типологии профессионального «Я-образа» сотрудников органов внутренних дел;
конкретизацию роли и механизмов влияния профессионального «Я-образа» на развитие личности и профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел на протяжении всего профессионального пути.
разработку новых методов психологического воздействия на сферу самосознания личности, оптимизирующих формирование профессионального «Я-образа» сотрудника органов внутренних дел.
Список использованных источников:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. ТІ. М.: «Педагогика», 1980.-232с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 270с.
3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЕК», 1997. - 416с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений в 6 т. - Т.4. -М.: Педагогика, 1983.
6. Гаранцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. -М.: ЮНИТА, 1987. - 214с.
7. Деркач А. А. Метод психолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: РАГС, 1999. - 392с
8. Джемс У. Личность/ Психология самосознания. Хрестоматия. — Издательский Дом «БАХАР - М», 2003. - 672с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА, 1997.-256с.
10. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера-М.: ВПА, 1979. - 141с.
11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Изд-во БГУ, 1993. -99с.
12. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности. //Психол. журнал. - 1997. - Т. 18, №6. - с.35-44.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академ, проект. - 2003. - 336с.
14. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128с.
15. Иванова 3., Косев И. Личность и профессия. - София. 1976. - с.65
16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 440с.
18. Кон И.С. Психология самосознания / Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХАР — М», 2003. - 672с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1997. - 231с.
20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.: Т.1. — М.: Педагогика, 1983. - 392с.
21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.-444с.
22. Лупырь В.Г. Структурирование профессиограммы будущих сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах: Науч.-практ. журнал. - Омск: Изд-во Омской академии МВД России. - 2001. № 1(15). - с. 27.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308с.
24. Марьин М.И., Ефанова И.Н. Профессиография основных видов деятельности сотруднков Государственной противопожарной службы МВД России: (Пособие). - М.: ВНИИПО, 1998.-114с.
25. Маслоу А. Самоактуализация личности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырей. - М., 1982. - 123с.
26. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. -462с.
27. Пряжникова Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога. — М.: Континент, 2001. - 311с.
28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224с.
29. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 416с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. — 705с.
31. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800с. .
32. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Смысл, 1983. - 248с.
33. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456с.
34. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Коллегиум, 1992. - 253с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Институт психологии РАН, 1977. - 287с.
36. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974. - с.209-225.
37. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). -М.: Тривола, 1994. — 168с.
38. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. - 295с.
39. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.—Т. 1.
40. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. «Психодиагностические методы изучения личности» Учебное пособие, М., московский психологический социальный институт, Издательство «Флинт»-2003.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Самосознание человека и его диагностика»
Проверил: Фамилия: Усачева Имя: Ирина Отчество: Викторовна Должность по кафедре: преподаватель кафедры психологии | Выполнил: Фамилия: Мусина Имя: Гельназ Отчество: Харисовна Должность: курсант Учебная группа: 429 взвод Курс: 4 П Факультет (филиал): ФПП Специальное звание: рядовой полиции |
Москва 2013
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………....……6
1.1 Профессиональный опыт как условие становления профессионального самосознания…………………………………………………………….……….9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………........12
2.1. Методики и организация эмпирического исследования динамики профессионального самосознания курсантов…………………………..….15
2.2.Результаты и интерпретация полученных данных…………...……………………………………………………....……24
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООРГОНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ…………………………………...…41
3.1 Программа, направленная на формирования профессионального самосознания, проводимая с курсантами……………………………..……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………...52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……........................56
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исследование проблемы самосознания представляет большую значимость для психологической науки. От развития самосознания зависит не только формирование психологического склада личности, но и успешность деятельности, выполняемой субъектом. При этом наиболее значимые изменения в самосознании человека происходят в период освоения профессиональной деятельности, в момент принятия на себя профессиональной роли. Именно в этот период возникает одно из значимых новообразований - профессиональное самосознание. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и степенью овладения профессиональным мастерством. Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом.
В психологической науке считается, что от уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, А.Л. Ласыгин, А.А. Деркач, О.В. Москаленко, Л.О. Шарапов, Л.И. Шутенко).
Обратим внимание на то, что в отечественной психологической науке накоплен значительный опыт по исследованию содержания профессионального самосознания и особенностям его становления на различных этапах профессиональной деятельности представителей различных профессий. Однако, при всем многообразии эмпирических исследований в области профессионального самосознания, нужно констатировать одностороннюю направленность изучения данной проблемы. Как правило, объектом перечисленных исследований являются представители социономических профессий, профессиональное самосознание курсантов не достаточно изучено. Малоизученными на сегодняшний день также являются аспекты становления профессионального самосознания в процессе профессионального обучения, профессиональной подготовки, в частности аспекты, связанные с формированием профессионального самосознания курсантов образовательных организаций МосУ МВД.
Сущность деятельности курсантов, поступивших в высшие образовательные организации МосУ МВД России определяется двойственностью статуса: с одной стороны они является обучаемыми, и в этом контексте их деятельность сродни деятельности студентов гражданского вуза, с другой стороны они являются сотрудниками полиции и все вопросы, связанные с их учебной и служебной деятельностью строго регламентированы, что не может отражаться на специфике становления их профессионального самосознания.
Цель работы: изучение динамики, становления профессионального самосознания курсантов.
Объект: феномен профессионального самосознания.
Предмет: содержательная наполненность становления профессионального самосознания курсантов образовательных организаций МосУ МВД России.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что в процессе профессионального обучения происходят существенные изменения в содержании структурных компонентов профессионального самосознания курсантов и на эти компоненты возможно влияние внешних факторов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования профессионального самосознания курсантов МосУ МВД России в период профессионального обучения.
2. Раскрыть психологические особенности деятельности курсантов на этапе получения профессионального образования.
3. Выявить различия в содержании структурных компонентов
профессионального самосознания курсантов, происходящих в процессе
обучения в вузе.
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения становления профессионального самосознания курсантов.
Методы исследования: контент-анализ, эмпирические методы, беседа, интервью, анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, самоанализ.
Методологическая основа исследования базируется на общепсихологических принципах: единства сознания личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), принципе развития (Л.С. Выготский), на концепции субъективности, представленной в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В. А. Петровского, В.И. Слободчикова, положениях о неразрывной связи самосознания с развитием личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,6 Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), о связи самосознания и профессионального самосознания (Е.А. Климов, И.И. Чеснокова, Л.М. Митина, И.В. Вачков).
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Впсихологическойнауке существует большое количество работ, посвященных изучению проблемы самосознания личности. Однако, в работах исследователей по вопросам, касающимся становлению профессионального самосознания, не уделяется должного внимания.
В отечественной психологии самосознание рассматривается в различных аспектах: становление самосознания в контексте развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.) и во взаимосвязи восприятия других людей с самопознанием
(А.А. Бодалев).
Таким образом, можно говорить о том, что в науке нет единого взгляда на вопрос возникновения самосознания. Следует отметить, что в науке существует ряд подходов к пониманию сущности самосознания.
Особый интерес представляет подход Р. Бернса к пониманию «Я- концепции». «Я- концепция» понимается им как совокупность установок «на себя». В когнитивный компонент включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, цели. Одни характеристики «Я-образа» имеют большую значимость, другие меньшую); эмоционально-оценочный. Поведенческий компонент (конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой). «Я- концепция» Р.Бернсом представлена в виде иерархической структуры[23].
Хотелось бы отметить, что И.С. Кон выделяет следующие аспекты «Я»:
1. «Я» - идентичность (самость). Человек, при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
2. «Эго» - субъектность. С данным представлением связаны субъективность явлений сознания, которое получило название Я.
3. Образ «Я» - конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок.
Эти аспекты взаимосвязаны между собой. Автор подчеркивает важность формирования «Я- образа» в процессе отражения человеком самого себя и трактует образ Я как социальную установку (установочную систему), которая позволяет представить его структуру как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.
Различные аспекты формирования и развития профессионального самосознания рассмотрены в работах К.А. Абулъхановой-Славской,
Б.Г. Ананьева, А.К. Марковой, К.К. Платонова, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова.
Обратим внимание на то, что механизмом становления профессионального самосознания является рефлексия. Хотелось бы отметить, что Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков указывают на то, что рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала.
Таким образом, рассматривая проблемы профессионального развития личности, отмечают, что в настоящее время в психологии профессионального образования фиксируется смещение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста, на основе которых формулировались требования к содержанию его профессиональной подготовки. К исследованию профессионального сознания и самосознания субъекта деятельности — его ценностей, смысловых образований, рефлексии.
Итак, анализ литературы позволяет нам убедиться в том, что во многих психологических теориях проблема профессионального самосознания является одной из центральных. Вместе с тем, до сих пор нет единства в терминологии.
В итоге хотелось бы отметить, что в психологическом словаре дано понятие профессионального самосознания. И так, под профессиональном самосознанием принято понимать сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональное самосознание человека тесно связано с его реальной профессиональной деятельностью. Любой профессионал, а особенно курсант, при осознании себя как субъекта профессиональной деятельности должен осознавать связи и отношения, которые складываются у него при взаимодействии с материальным и социальным миром и которые обусловлены спецификой профессии сотрудника полиции. В профессиональном самосознании представлены характеристики, которые связаны с выполнением субъектом своей профессиональной роли, а также ценности, связанные с воспринимаемыми профессионально значимыми качествами и отношениями. Сотрудник полиции должен осознавать свое отношение к профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия деятельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, индивидные свойства, необходимые для успешного осуществления им деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности (объект деятельности, орудия труда и различные приспособления, предметные и социальные условия деятельности).