Формирование поведения через поощрение
Таким образом, устойчивость поведения или сопротивляемость изменениям является функцией режима поощрения (см. рис. 4.8). Режим постоянного поощрения приводит к более быстрому приобретению навыков, но и к быстрой их потере. Когда после стабильного вознаграждения следует его отсутствие, то уровень производительности быстро падает.
Режимы поощрения с фиксированным или переменным интервалом времени приводят к более медленному приобретению навыков, но они в то же время замедляют потерю навыков. Если определенная модель поведения вырабатывалась под действием случайного поощрения, то она очень устойчива к изменениям. Отчасти причина состоит в том, что поведение при отсутствии поощрения сходно с тем, которое наблюдалось, когда поощрение действовало. Это означает, что сотрудник может продолжать находиться в ожидании поощрения. Модель поведения, основанная на случайном поощрении, предполагает, что сотрудник может просто исходить из мысли, что поощрение (рано или поздно) будет иметь место. Однако даже и без этих рассуждений можно утверждать, что случайное поощрение все равно создает очень устойчивые и долгосрочные модели поведения. Поэтому люди сохраняют определенные навыки даже в том случае, если обстоятельства этому не способствуют. В действительности, большинство из того, чему мы научились, – результат именно случайных, а не постоянных схем. Проблема возникает тогда, когда менеджеры пытаются использовать наиболее эффективные методы поощрения сотрудников с целью стимулирования новых стереотипов поведения. Им приходится сталкиваться со значительными трудностями при попытке изменить старые стереотипы поведения, возникшие на основе случайных поощрений.
Альтернативный подход к изменению стереотипов поведения заключается в том, чтобы требовать, поощрять и стимулировать формирование суррогатов старых стереотипов поведения, призванных прийти на смену самим старым стереотипам.
Эффективным способом реализации этой идеи является формирование нового поведения за счет незначительных корректировок старого в направлении желаемого результата, до тех пор пока он не будет достигнут. Формирование поведения может быть использовано во всех видах обучения, но только при необходимости разрушить или преодолеть старые привычки. Формирование поведения предполагает разбивку желательного действия на отдельные компоненты, причем желаемая модель поведения рассматривается как определенная форма организации этих компонентов. В этом случае, если поощрять определенную составляющую этого поведения в начале или впоследствии (в зависимости от того, что легче осуществить), она может закрепиться. Так продолжается до тех пор, пока не создана вся модель поведения. Представим себе, что один из менеджеров противится использованию персонального компьютера в своем подразделении. Окружающие считают, что причина такого отношения заключается в том, что он опасается, что не сможет работать с компьютерами без труднбстей. Вот несколько путей формирования его поведения:
• пригласить его в другой отдел, успешно внедривший компьютеры, с тем чтобы он увидел преимущества их использования;
• поручить ему несложное задание, для выполнения которого необходимо использование компьютера, при поддержке опытного и тактичного специалиста;
• предложить ему подготовить краткий доклад на тему затрат и преимуществ от использования различных видов компьютеров.
Таким образом вы можете поощрять и стимулировать все стереотипы поведения, согласующиеся с глобальной целью внедрения компьютеров.
Процессы научения
Научение является одним из фундаментальных процессов, составляющих основу поведения. Как правило, поведение в организации – это итог научения, в результате которого в поведении людей происходят более или менее постоянные изменения.
Выделяют три типа научения, играющих наиболее важную роль в формировании поведения человека: классический условный рефлекс, оперантное обусловливание и социальное научение.
Условно-рефлекторное научение. Условно-рефлекторная модель научения основывается на работах И.П. Павлова. В своем известном исследовании И.П. Павлов вызывал у собаки слюноотделение звуком звонка, по которому ей давали пищу. Условные рефлексы подразумевают наличие действующей модели стимул–рефлекс, такой как реакция руки на прикосновение к горячему телу или мигание при встречном ветре. Если такая модель существует, возможно сочетать первоначальный стимул (дуновение ветра) с новым, отличным от первого стимулом, совместив их во времени или пространстве. В результате новый стимул вызовет ту же реакцию, что и первый. Новая причина называется условным стимулом. Например, предположим, что звонок сопровождает дуновение воздуха в глаза. После нескольких повторений один звонок будет вызывать рефлекс мигания глаз. На рис. 4.9 приводится принцип действия модели.
Условные рефлексы не объясняют приобретение комплексных навыков, таких как речь или катание на лыжах, однако они отвечают за большую часть познания. Многие эмоциональные реакции могут быть поняты с использованием условно-рефлекторной модели. Страх и шок, которые вы испытали во время автостолкновения, могут вернуться, когда вы слышите скрежет шин, присутствовавший при аварии.
Условные рефлексы присутствуют и на работе, однако часто трудно обнаружить, когда они имеют место.
Рис. 4.9. Классическая условно-рефлекторная модель
Обычно невозможно определить условный рефлекс, который вызывает реакцию работника. Приведенная выше модель объясняет, почему человек пугается или замыкается в себе в ответ на чье-либо невинное замечание. Классическая условно-рефлекторная модель может помочь менеджеру определить причины такого поведения.
Оперантное обусловливание (опосредованное научение). Оперантное обуславливание связано с научением, происходящим как следствие поведения. Поведением можно управлять, изменяя его последствия. Управляемые типы поведения называют оперантами. Оперант усиливается или ослабляется в зависимости от событий, следующих за ним. Большинство типов поведения на рабочем месте – операнты.
В случае классического условного рефлекса отклик, которому надо научиться, уже присутствует у человека и может быть вызван подходящим безусловным стимулом. В случае оперантного обуславливания у индивидуума может и не быть нужного отклика. Например, приучить студента регулярно готовиться к занятиям – пример оперантного обуславливания. Нет определенных стимулов, которые автоматически вызывают в качестве отклика ежедневное выполнение студентом всех заданий. Похвала начальника может быть средством поддержания хорошего качества работы. Этот эффект не вписывается в условно-рефлекторную модель, так как он не требует наличия цепи стимул – рефлекс.
Операнты различаются в силу того, что ими управляют, применяя поощрение или наказание.
Модель опосредованного научения представлена на рис. 4.10.
Рис. 4.10. Модель опосредованного научения
В модели поведение рассматривается как действие, имеющее причины или предпосылки, которые выступают как стимулы. Однако больше внимания обращается на последствия поступка, чем на события, его вызвавшие. Стимулы инициируют определенную реакцию (поведение). Например, запах еды вызывает чувство голода, телефонный звонок также предполагает соответствующую реакцию. Тем не менее конкретная реакция на причину формируется с учетом возможных последствий такой реакции.
Иногда последствия поведения находятся под контролем, например, если студент устраивается на работу, чтобы заработать на машину. Машина – это его цель, а заработок – средство для ее достижения. Однако в большинстве случаев последствия не поддаются контролю. Они являются побочными результатами поведения или создаются в процессе реагирования других людей. Например, работа студента и его постоянная занятость могут ограничить его возможности общения и вызвать недовольство друзей. Можно предвидеть определенные последствия и не догадываться о других. Однако менее известные последствия могут влиять на поведение и, таким образом, на тип познаваемых вещей.
Предположим, что начальник хорошо реагирует, если подчиненная делает дополнительную работу. Она в свою очередь может быть не уверена, что ему нравится именно это, что может существенно повлиять на ее поведение.
Среди ученых, занимавшихся оперантным обуславливанием, наиболее известен Берресс Скиннер. Разработанные им принципы были положены в основу теории подкрепления – одной из процессных теорий мотивации.
Социальное (косвенное) научение. Социальное научение основывается на том, что человек часто приобретает те или иные типы и навыки поведения посредством наблюдения и подражания другим в социальном контексте. Процессы подражания включают в себя научение через наблюдение, определяя его косвенный характер. В соответствии с теорией социального научения моделирование может объяснить усвоение поведения, которое нельзя объяснить ни оперантным, ни условно-.рефлекторным обуславливанием.
Идеи данной теории изложены в работах Альберта Бандуры, который считал, что поведение человека зависит как от его личностных характеристик, так и от внешней среды. Он провел много исследований, которые показали, что люди могут учиться у других. Подобный процесс проходит в два этапа. На первом этапе человек наблюдает, как действуют другие, а затем формирует мысленную картину этого действия и его последствий. На втором этапе воспроизводит усвоенный образ действий и, если последствия позитивны, повторяет эту схему поведения в дальнейшем. Если же последствия негативны, то человек не будет повторять данные действия. В отличие от оперантной теории в данном случае вместо связи «реакция – последствия» имеет место символическое представление моделируемой действительности, а подражание включает такие взаимосвязанные подпроцессы, как внимание, запоминание, моторное воспроизведение, подкрепление. Следует особо подчеркнуть, что первичной основой социального научения является некий «сценарий», сохраняемая в сознании наблюдателя модель поведения.
Социальное научение предполагает наличие нескольких условий.
• Индивид должен иметь побуждение к тому, чтобы обращать внимание на модель или стимул. Все, что привлекает внимание, включая приобретение компетенции или статуса, будет стимулировать внимание.
• Индивид должен помнить достаточный объем информации, необходимой для моделирования поведения по образцу.
• Индивид должен обладать достаточными способностями, чтобы включиться в такую модель-поведения. Большинство из нас не смогли бы моделировать себя по образцу выдающегося спортсмена или лауреата Нобелевской премии в области физики.
• Должен присутствовать элемент мотивации или поощрения. Индивид должен осознавать вероятность вознаграждения и, возможно, получить поощрение за подражание такому поведению.
Такое научение предполагает вовлечение в этот процесс размышления, включая намерение, постановку целей, обоснование и принятие решений. Обучение может происходить при чтении книг, просмотре телевизионных программ или общении с людьми.
Социальное или косвенное обучение происходит на работе вполне естественным образом. Например, одним из ключей к успеху менеджера является наличие наставника, которому он мог бы подражать. Косвенное обучение эффективно используется в программах тренингов для менеджеров, когда проходит разбор практических ситуаций и проводятся деловые игры.
Центральной частью теории социального научения является концепция самодостаточности, определяемой как вера человека в то, что он может действовать адекватно определенной ситуации. Оценка своих способностей работником влияет на его восприятие, мотивацию и производительность: он не может выполнить работу, если не верит в свои силы.
Оценка самодостаточности определяет выбор задач и целей, то, как много усилий и времени может быть затрачено на их достижение. Длительность подготовки студента к экзаменам больше зависит от его чувства самодостаточности, чем от реальных способностей.
[1] Научение включает в себя самообучение и обучение. Самообучение предполагает приобретение человеком некоторых знаний, навыков и т.д., познание им определенных закономерностей и правил самостоятельно без чьей-либо помощи. Обучение предполагает не только приобретение знаний одной стороной, но и их передачу другой стороной, участвующей в процессе обучения. Хотя самообучение и обучение по содержанию и отличаются друг от друга, однако на практике часто эти процессы протекают одновременно и бывает достаточно сложно отделить одно от другого. Например, работая на конвейере, рабочий приобретает определенные навыки, т.е. происходит его самообучение. Однако мастер может поощрять подчиненного к совершенствованию профессиональных навыков, консультировать его, осуществляя таким образом процесс обучения.