Переживание одиночества и психическое выгорание
Есть основание полагать, что высокая степень выгорания снижает чувствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиночества как защиты от страдания. Снижение социальной чувствительности, эмпатии, готовности к принятию и оказанию другим людям психологической поддержки (в виде сочувствии, сопереживания и соучастия) неизбежно ведет к сужению круга общения и далее к переживаниям одиночества. Трагедия одиночества состоит в том, что чем больше человек замыкается на своих невзгодах и жизненных потерях, чем больше погружается в «сумерки» негативных эмоций, тем меньше у него шансов выстроить позитивное общение с другими людьми и все это приводит к ограничению времени и круга общения и далее – к переживанию синдрома одиночества. Переживание синдрома одиночества можно наблюдать в разных трудовых коллективах, у лиц разного должностного статуса и возраста.
В проведенном нами исследовании учителей средней школы (100 женщин) были получены значимые корреляции между показателями выгорания и переживанием одиночества, оцениваемого по шкале UCLA.[8]
Эмоциональное истощение и деперсонализация отрицательно коррелируют со степенью переживания одиночества: притупленность «свежести» чувств сказывается на более бесчувственном отношении к себе, приводя к уменьшению переживания одиночества. Истощение требует экономии энергетического потенциала и проявляется в отчуждении от чрезмерно интенсивного и эмоционально напряженного общения на работе, а позже – и вне ее. Очевидно, эмоциональное и энергетическое истощение препятствует межличностной чувствительности, усиливает интроверсию, а эмоциональная изоляция и дистанцирование от других (деперсонализация) выступают в качестве определенного защитного механизма, направленного на экономию энергоресурсов личности. По мере выгорания одиночество все меньше причиняет страдание и перестает быть проблемой для личности.
Обнаружена положительная корреляция между степенью переживания одиночества и редукцией персональных достижений, проявляющейся в разочаровании результатами своей работы или социальным статусом, занижении значимости своих результатов, снижении рабочей мотивации и усилении пессимизма по отношению к смыслу профессиональной деятельности.
Полученные результаты согласуются со взглядами Р. Вейса о существовании двух эмоциональных состояний, которые люди склонны расценивать как одиночество. Это эмоциональная и социальная изоляция. Первое вызвано отсутствием эмоциональных привязанностей, а второе – отсутствием доступного круга общения.
Особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, становится тревожное беспокойство, а порожденного социальной изоляцией – ощущение намеренного отторжения. Социальная изоляция, которая бывает результатом не только интерперсональных отношений, но и выгорания личности, например гипертрофированной деперсонализации, вызывает у человека ощущение бессмысленности социальных контактов и переживание одиночества.
В таком случае человек ограничен в ориентирах и внешней оценке результатов своей деятельности. Отсутствие обратной связи и поддержки от значимых других (к ним относятся семья, трудовой коллектив, друзья, церковь, религиозные общины и пр.) неизбежно ведет к одиночеству и потере значимости личных достижений, а в особо тяжелых случаях – к утрате смысла деятельности, личной перспективы, потере наполненности жизни смыслом. Фактически это две функции, которые относятся к функциям первичной группы: оказание моральной поддержки и наделение смыслом.
Дефицит межличностного или социального общения у переживающих одиночество создает определенный «вакуум» и не позволяет им получать своевременную и конструктивную поддержку, необходимую для позитивного подкрепления значимости личных усилий и их результатов. Выгорание может нагнетать такой социальный «вакуум» и усиливать негативизм по отношению к своим достижениям. Ограничение в доверительном и полном смысла общении связано у «выгоревших» с неспособностью эмоционального «резонанса» в межличностных контактах и эмоциональной отдачи себя другим. В этом смысле трагедия одиночества в сочетании с выгоранием и состоит именно в невозможности такой сопричастности и отдачи.
Следует признать, что между одиночеством и выгоранием имеется сложное и динамическое взаимодействие. В группе учителей были выделены типы одиночества в соответствии с классификацией типов одиночества (Дж. Де Джонг–Гирвельд и Дж. Раадшелдерс) [7].