Черты личности как фактор аддиктивного поведения

Актуальность исследования заключается в обращении к изучению факторов, влияющих на аддиктивное пове­дение личности. Определение доминирующих факторов позволяет осуществлять своевременно профилактику зависимого поведения человека. Как показал теорети­ческий анализ психологической литературы, в качестве личностных факторов аддиктивного поведения выступа­ют завышенная самооценка, слабая волевая регуляция, повышенная тревожность, эмоциональная нестабиль­ность. Среди социальных факторов наиболее часто вы­деляют воспитание в условиях недостаточной эмоцио­нальной поддержки со стороны родителей или наиболее близких членов семьи в первые годы жизни ребенка. Эти факторы являются благоприятной почвой для возникно­вения привязанности к аддиктивным заменителям, кото­рые воспринимаются как наиболее надежные, по сравне­нию с поддержкой окружающих людей.

Аддиктивная реализация создает иллюзию возмож­ности без какого-либо вреда для себя контролировать по желанию свое психическое состояние, вызывать чувство психического комфорта, избавляться от неприятных эмоций и мыслей.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко­торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нераз­решенных раньше частей общей проблемы. Раскрытие аддиктивного поведения как понятия, невозможно без обращения к трактовке аддикции, которая чаще всего толкуется как стойкий уход человека от реальности, до­стигаемой посредством изменения психического состо­яния. Как справедливо отмечают Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, «процесс употребления того или иного ве­щества, изменяющего психическое состояние, привязан­ность к предмету или участие в активности принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью челове­ка, делает его беспомощным, лишает воли к противодей­ствию к аддикции»[11] .

Наиболее точное определение понятия «аддиктивно-го поведения» принадлежит Ц.П. Короленко с соавтора­ми, которые отмечают, что это «форма девиантного (от­клоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема не­которых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций».

При углубленном анализе данного понятия и схожих с ним - «аддикция», «зависимость», - можно дополнить вышеприведенное определение тем, что «при длитель­ном периоде патологического пристрастия к веществу (объекту) происходит приращение, сплетение и переход одной привычки, пристрастия в другие».

Как известно, психологическая сущность того или иного определения раскрывается через его определение, исходя из чего, структуру аддиктивного поведения воз­можно представить в следующем виде:

Как видно на рис. 1, человек, встречаясь с какой-либо жизненной трудностью, проблемой, попадая в конфликтную ситуацию, начинает определенным об­разом реагировать на нее, проявляя некоторое количе­ство активности (и физической, и психической). Иногда этой активности бывает недостаточно, и неразрешенная проблемная, конфликтная ситуация начинает вызывать у человека напряжение (и физическое, и психическое). Будучи не в состоянии (не имея на данный момент ре­сурсов, или не желая тратить имеющиеся) должным об­разом реагировать, отвечать, человек вынужден уходить от этой ситуации, от этой реальности. Но возникшее на­пряжение никуда не исчезает (если оно не было снято в другой ситуации, другой деятельности) из личности, и продолжает «давить» на человека, мешая выполнять основную деятельность, препятствуя удовлетворению различных потребностей. Такого рода напряжение К. Левиным было названо квазипотребностным, иначе го­воря - ложным, связанным с удовлетворением той по­требности, которая не была удовлетворена ранее. В за­висимости от сочетания личностных особенностей (тем­перамента, характера, мотивации, черт личности и т.п.), конкретный человек будет разными путями снимать данное напряжение. Некоторые же, находясь в состоя­нии напряжения, возбужденности, не способны рацио­нально мыслить и видеть социально полезные пути для снятия напряжения. И поэтому выбирают неадекватные способы разрешения проблемы, стремясь к употребле­нию различных психоактивных веществ, или к занятию рискованными для здоровья и жизни видами деятельно­сти и т.д. Обладание тем или иным аддиктивным агентом (объектом пристрастия) изменяет отношение человека к себе, к другим, к деятельности. Иногда, тот или иной аддиктивный агент не приносит ожидаемого эффекта, и человек добавляет другие или меняет его, чтобы полу­чить все больше и больше удовольствия, поддержать соответствующие эмоции для того, чтобы забыть, из­бавиться от существующего напряжения. Поддержание определенных эмоций становится с каждым разом все более и более необходимым. Для их получения инди­видуум систематически будет нуждаться в конкретном аддиктивном агенте, обладание которым, стремление к которому будет каждый раз приводить его к отрыву от реальности. Этот процесс, будет происходить на первых этапах параллельно с основными видами деятельности, а затем будет подменять их, навязывая человеку все большую и большую вовлеченность в обладание аддик-тивным агентом.

В настоящее время аддиктивное поведение наиболее изучено применительно к подростковому возрасту как наиболее уязвимому в этом отношении. Однако в пери­од юности и ранней взрослости такое поведение - от­нюдь не редкость, но исследований этого феномена в данный период не так много. Не изучены факторы раз­вития склонности к аддикциям и аддиктивному поведе­нию молодых людей, вопросы профилактики аддиктив-ного поведения в студенческом возрасте.

В то же время переход от юности к взрослости через молодость сопровождается становлением Я-концепции, развитием нравственного сознания и самосознания, из­менением системы ценностных ориентаций, формиро­ванием эго-идентичности и т.д., и здесь молодые люди часто сталкиваются с проблемами, которые не в состо­янии решить.

Задача молодых людей, согласно Э. Эриксону, состо­ит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные об­разы в личную идентичность, которая представляет со­бой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него .

Часть молодых людей кризис идентичности разреша­ют путем продолжения занятия учебной деятельностью, поступая в колледжи, институты, вузы, и, таким обра­зом, опосредуют свое личностное развитие еще одним дополнительным институтом социализации, получая не только навыки той или иной профессиональной деятель­ности, но и реализацию ряда потребностей в общении, достижениях, саморазвитии[12].

Если молодым людям не удаётся разрешить эти задачи, то формируется неадекватная идентичность. Канадский психолог Дж. Марсиа выделив четыре этапа развития личности, измеряемые степенью про­фессионального, религиозного и политического са­моопределения молодого человека:

- «неопределённая, размытая идентичность» характе­ризуется тем, что индивид ещё не выработал сколько-нибудь чётких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности;

- «досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответству­ющую систему отношений, но сделал это не самостоя­тельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;

«мораторий» характеризуется тем, что индивид на­ходится в процессе нормативного кризиса самоопреде­ления, выбирая из многочисленных вариантов тот един­ственный, который может считать своим;

«достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершён, индивид перешел от поиска себя к практической реализации.

То есть, другими словами, если у молодежи не фор­мируется адекватная эго-идентичность, то может быть развито одно из данных четырех состояний, и, фактиче­ски, следует говорить об измененной идентичности.

При аддиктивном поведении, по мнению ряда иссле­дователей (Гусева И.Ю., Дмитриевой Н.В., Кушнеровой Ю.Ю., Твердохлебовой Н.В., Четверикова Д.В., Ярышевой А.А. и др.) у молодых людей происходит трансформация эго-идентичности, образуется аддиктив-ная идентичность.

Как было отмечено выше, важным моментом про­филактики аддиктивного поведения является выявление факторов его определяющих.

Обратимся к раскрытию понятия «фактор» .Большинство ученых (Благуш П., Готтсданкер Р., Ребер А., Дудьев В.П., Жмуров В.А., Ефимова Л.А., Авдонина Н.И., Конюхов Н.И., Митина Т.А. и др.) считают, что фактор - это причинная движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его сущность и на­правленность. Поскольку факторов аддиктивного по­ведения существует немало, встает вопрос о их класси­фикации. Наиболее полные классификации факторов, по мнению Лазаренко Д.В., насчитывают до двух ты­сяч. При оценке склонности к аддиктивному поведению такое количество факторов вызвало бы значительные трудности в организации и проведении исследования, поэтому предприняты попытки уменьшения количества факторов, подлежащих учету. По мнению В.Ф. Венды , факторы могут быть систематизированы, подвер­гнуты «системной свертке». Такая систематизация фак­торов может быть использована при проверке того или иного теоретического положения о склонности человека к аддиктивному поведению, о ее связи с внешними и внутренними факторами[13].

С точки зрения источника воздействия факторы де­лятся: на внешние источники, определяемые структурой общественных отношений того социального целого, которому принадлежит познающая личность. По мнению И.С, Морозовой речь идет о социально-пси­хологических факторах как совокупности социальных ситуаций развития, социальных статусов, ролей и цен­ностных ориентаций .

внутренние источники, определяемые интраин-дивидуальной структурой самой личности. Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяют интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. И.С. Морозова называет эту группу факторов индиви­дуально-психологическими, рассматривая ее как сово­купность различных психических свойств, являющихся компонентами структуры личности [14].

В качестве внутренних, индивидуально-психологи­ческих факторов, влияющих на развитие у студентов склонности к аддиктивному поведению, могут высту­пать черты личности, под которыми понимаются «от­носительно постоянные тенденции реагировать опреде­ленным образом в разных ситуациях и в разное время» .

Заключение

Проблема зависимости (адцикции) на сегодняшний момент является одной из наиболее актуальных проблем не только в области медицины, но и с точки зрения соци­ально-психологического здоровья каждого конкретного человека и всего общества.

Термин «аддикция» имеет давнюю историю. Во времена античности он использо­вался для определения имущественных отношений граждан. В Древнем Риме должник в качестве аддикта (присужденный, addictus) становился рабом кредитора. В психоло­гии термин «аддикция» видоизменялся также в значительной степени.

Первоначально он описывал поведение людей, зависимых от химических веществ, например, от никотина, алкоголя, наркотиков. Дальнейшее исследование данного фено­мена определило более масштабный взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого задействованы как социальные условия раннего развития, так и психофизиологические особенности индивида.

Зачастую, выделяют две основные формы зависимости - химическую и нехими­ческую. Предметом исследования психологической науки является нехимическая форма аддикции, при которой объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на данном основании подобный вид зависимости называют поведенческой аддикцией.

Существуют типы поведения, при котором люди меняют свое психическое состо­яние посредством химических веществ и усиливают его при помощи психологической компоненты. Известно, что использование наркотика в присутствии других людей при­водит к иным ощущениям, чем в одиночестве. Так, алкоголь в одиночестве вызывает сонливость и заторможенность, в то время как в компании людей у того же человека провоцирует повышение настроения и возбуждение. Обе формы зависимости взаимо­действуют теснейшим образом и разделение их возможно лишь гипотетически.

К специфическим особенностям аддикции относится вероятность легкого перехо­да от одной формы зависимости к другой. Человек, отказавшийся от одной из зависи­мостей производит впечатление выздоровевшего. Но при более пристальном взгляде выясняется, что просто произошла замена одного вида аддикции другим. Например, бывший алкоголик становится трудоголиком.

Лица с такого рода поведением характеризуются низкой толерантностью к фрустрации, сниженной стрессоустойчивость, страхом перед возможными жизненными тредностями, непроявленной способностью ждать и терпеть, жаждой сиюминутного ис­полнения желания.

Механизм зависимости формируется на базе последовательного чередования определенных психологических состояний, при котором переживание напряжения, чув­ства острого одиночества, эмоциональной боли сменяется сильным позитивным ощуще­нием и таким образом запечатлевается опыт "совладающего" поведения при столкнове­нии с неприятностями. Примечательно, что для скорости и устойчивости формирования зависимости важна интенсивность сменяющих друг друга эмоциональных пережива­ний. Следовательно, чем сильнее и глубже переживаемые эмоции, тем легче формиру­ется аддиктивное поведение.

Зависимое поведение развивается как субъективная фиксация на том занятии, которое индивид считает для себя безопасным и успокаивающим. При столкновении с жизненными трудностями человек, не имеющий ресурсов и навыков совладающего по­ведения в стрессовых ситуациях, желает быстро и безболезненно достичь состояния счастья. Если удается реализовать подобную стратегию, то формируется связь между данным состоянием и действием, которое привело к нему. Последующие негативные пе­реживания будут подкреплять появление действий и поступков, которые способны быстро купировать негативную эмоцию и сформировать патологический паттерн .

Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позво­ляет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым воз­можным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это укло­нение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.

В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действи­тельность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их жела­ниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.

Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух по­лярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная ак­тивизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведе­ния на уровне сознания.

На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего меха­низм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную де­ятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.

Список литературы:

1.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 40 - 43.

2.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Век­тор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13 - 16.

3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
СПб.: Питер, 2015. - 288 с.

4.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Пер. с чешск. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.

5.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.

6. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

8. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

9. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.

10. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

11. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

12.Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 87 с.

13.Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция.- М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.

14. Венда В.Ф. Перспективы развития психологиче-
ской теории обучения операторов. //Психологический
журнал. - 1980. - № 4. - С.48-63.

15. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.

16.Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015. 512 с.

17.Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 53 с.

18.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в куль­туре отчуждения. Фрагментарная идентичность в за­зеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 434 с.

19.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015. - 251 с.

20.Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изуче­ния психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международ­на научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30-32.

21.Марсиа Д. Развитие личности. - М.: Прогресс, 1993. - 287 с.

22.7. Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005. 432 с.

23.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.

24.Хмелевская О. Е. Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации: дис. . канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 123 с.

25.Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2013. 218 с.

26.Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015. 385 с.

27.Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.
с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.- 344 с.

28. Морозова И.С. Психологические факторы и механиз-
мы интенсификации познавательной деятельности лично-
сти. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006. - 430 с.

29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.:«Питер», 1999. - 608 с.

[1]Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2015.С.110.

[2] Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.С.15.

[3] Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015.С.168.

[4] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.168.

[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.185.

[6] Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.116.

[7] Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005.С.169.

[8] Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015.С.105.

[9]Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.-С.185.

[10] Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Век­тор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13.

[11] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в куль­туре отчуждения. Фрагментарная идентичность в за­зеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.С.187.

[12] Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012.С.11.

[13] Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изуче­ния психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международ­на научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30.

[14] Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006.С.163.

Наши рекомендации