Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности
На современном этапе развития общества, претерпевающего значительные преобразования различных сфер общественной жизни, большие надежды связывают с личностью активной, творческой, способной к самореализации как в профессии, так и в различных социальных направлениях. Это касается, прежде всего, молодежи, которая в силу своих социально-психологических особенностей не отягощена привычками и стереотипами старого. Она легко отзывается на все новое, передовое, готова к новаторским свершениям.
Именно в этом аспекте молодежь можно рассматривать как субъект, т. е. активный, деятельный, способный проявить инициативу, самостоятельно принимать и реализовать решения и определять перспективу своей жизнедеятельности.
Однако об активности молодежи в реализации жизненных планов можно говорить лишь в том случае, когда ею успешно пройдены этапы социализации, под которой понимают процесс усвоения и активного воспроизведения личностью социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов[8].
В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-нормативной системы требований и правил, овладение которой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравственного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соответствующей регуляции своего поведения.
В условиях же стихийного влияния на личность различных жизненных факторов возможны определенные отклонения в поведении человека, одним из которых является аддиктивное поведение, под которым понимается вид отклоняющегося саморазрушающегося поведения, связанный с состоянием измененного сознания, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.
Человек, встречаясь с какой-либо жизненной трудностью, проблемой, попадая в конфликтную ситуацию, начинает определенным образом реагировать на нее, проявляя определенную активность (физическую, психическую). Иногда этой активности бывает недостаточно, и неразрешенная проблемная, конфликтная ситуация начинают вызывать у человека напряжение. Будучи не в состоянии должным образом реагировать, отвечать, он вынужден уходить от этой ситуации, от этой реальности. Но возникшее напряжение не исчезает и продолжает «давить» на человека, мешая ему выполнять основную деятельность, препятствуя удовлетворению различных потребностей. В зависимости от личностных особенностей данное напряжение будет сниматься разными путями.Нередко в силу неспособности рационально мыслить и видеть социально полезные пути выхода из ситуации человек прибегает к неадекватным способам, а именно: к употреблению различных психоактивных веществ, которые на определенное время снимают это напряжение, но постепенно в силу привыкания к этим веществам должный эффект не наступает. В этом случае человек добавляет другие психоактивные вещества или меняет их, чтобы получить удовольствие, поддержать соответствующие эмоции, избавиться от существующего напряжения. Поддержание определенных эмоций, сопровождающееся уходом от реальности, становится с каждым разом все более и более необходимым. Этот процесс происходит на первых этапах параллельно с основными видами деятельности, а затем начинает подменять их, навязывая человеку все большую и большую вовлеченность в обладание аддиктивным агентом.
Следует подчеркнуть, что длительный период патологического пристрастия к психоактивному веществу приводит к приращению, сплетению и переходу одной привычки, пристрастия в другие.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что аддикты - это личности с устойчивым стремлением к изменению психофизического состояния, со сниженной переносимостью трудностей, им присуще стремление уходить от ответственности в принятии решений. Им свойственна потеря ранее значимой системы ценностей, а также низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность.
Психологически зрелая личность воспринимает мир полным возможностей, она может желать, ставить цели и воплощать в жизнь свои желания. Человек, свободный от аддикции готов к преодолению трудностей и вероятности томительного ожидания[9].
Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позволяет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым возможным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это уклонение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.
В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действительность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их желаниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.
Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух полярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная активизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведения на уровне сознания.
На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего механизм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную деятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.
Зачастую аддиктивное поведение сочетается с личностными расстройствами или пограничными личностными расстройствами. Зачастую, на фоне заболевания могут развиться определенные эмоциональные нарушения, такие как тревожные или депрессивные расстройства. В таких случаях, при обращении к специалистам, пациентам выписываются препараты, купирующие отрицательные эмоции. Существует немало случаев злоупотребления подобными препаратами - не только в случаях проявления неврозов, но и при незначительном ухудшении настроения. Практика показывает, что сочетания различных нехимической и химической аддикций встречаются очень часто. Но зачастую аддиктивное расстройство и невротическое могут протекать параллельно, независимо друг от друга.
В основе появления любой зависимости лежит главная причина - нарушение системы отношений со значимыми людьми. В качестве симптомов подобных нарушений можно наблюдать низкую самооценку, сложности в установлении функциональных границ между собой и другими, снижение способности к реальной оценке окружающих. Для такой личности, как правило, актуальна проблема контроля - либо полное подчинение, либо полное неподчинение, а также потребность в усиленном контроле над другими. При этом аддиктам свойственны навязчивость в поведенческой и эмоциональной сферах, тревожность, импульсивность действий и поступков, неуверенность в себе, экзистенциальные проблемы.
Трудности психотерапии зависимого поведения обусловлены осложненным "распознаванием" заболевания как со стороны ближайшего окружения, так и самим аддик-том. К причинам подобных затруднений относят слияние с микросоциальной средой, действие социальных стереотипов, распространенных в обществе. Помимо этого, развитие психологических защит делает невозможным понимание и принятие аддиктом своей зависимости как болезни, что, в свою очередь, искажает запрос на терапию. Данную особенность важно учитывать при заключении психотерапевтического контракта[10].
В рамках когнитивно-бихевиорального подхода в качестве причины невротических и пограничных психических расстройств принято рассматривать недостаточные или нарушенные процессы обучения, трансформировавшиеся в болезненные формы поведения.
В противовес ранее используемым техникам запугивания и ограничения, когни-тивно-бихевиоральная терапия призвана найти ценное, личностно значимое и здоровое в человеке, что поможет восстановить его утраченные возможности получать удовольствие от естественных жизненных процессов. Для этого необходимо высвободить время, обычно затрачиваемое на зависимость, и перенаправить его на забытые или новые разноплановые занятия, приносящие радость и удовольствие. Данный вид терапии принято называть эутимной (ориентированная на удовольствие). Она ориентирована на расширение зоны удовольствий, доступных конкретному человеку.
Часто, если аддиктивное поведение формируется в достаточно раннем возрасте, человек просто не имеет опыта и навыка получения удовольствия от всего разнообразия видов деятельности - от чтения книг, прослушивания музыки, занятий художественным творчеством, от путешествий, учебы, работы, всевозможных хобби и т. д.
Лишая индивида привычных для него удовольствий от злоупотребления, специалисты в области когнитивно-бихевиоральной психотерапии помогают заполнить образовавшееся свободное жизненное пространство новыми конструктивными навыками и стратегиями. Терапия с данным клиентом не должна ограничиваться когнитивно
поведенческим подходом, т. к. за аддиктивным поведением всегда стоят экзистенциально-мировоззренческие кризисы, искаженная система отношений с близкими. Они должны стать предметом и фокусом длительной терапевтической работы с клиентом.