Аддиктивное поведение подростков

Аддиктивное поведение

Как специфический тип девиантного

Поведения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступковили от­дельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам

Аддиктивное поведение
— злоупотребление одним или несколькими химичес­кими веществами, протекаю­щее на фоне измененного со-стояния сознания,В более широком смысле аддиктив­ное поведение рассматрива­ется как один из типов деии-антпого (отклоняющегося) повеления с формированием стремления куходу от реаль­ностипутем искусственного изменения своего психичес­кого состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимании на определенных видах деятельностис целью развития и поддержанияин­тенсивных эмоций.

и появляющиеся в виде несба­лансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклоне­ния от нравственного и эстети­ческого контроля i шсобственным поведением (Кулаков С А, 2001).Злоупотребление веще­ствами, вызывающими состоя­ния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.), является формой девиан­тного поведения (МКБ-10). Вещество, которое при потреб­лении воздействует на психи­ческие процессы, например на когнитивную или аффектив­ную сферу, называется психо­активным (Словарь термино и,

относящихся к алкоголю, наркотикам и другим пенхоактивны iсредствам. 1996. С. 57).

Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупот­реблением психоактивнымивеществами. Аддиктивное поведение(англ. addiction — склонность, пагубная привычка) - - злоупотр , ленис одним или несколькими химическими веществами, протека­ющее на фоне измененного состояния сознания (Ильи и К. II., 2000).

Аддиктивное поведен ие — оди 11 из типов девиантного (от­клоняющегося) поведения с формированием стремления кухо­ду от реальности путем искусственного изменения своего пси­хического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990).

Мнение ученых

Несмотря па то что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязан м. Пьянство, употребление нарко­тиков, а1рессивное поведение, противоправное поведение обра­зуют единый блок.Приобщение подростка к одному виду дсни-антпого поведения повышаетвероятность его вовлеченности и i другие (Коя И. С, 1989).

Уход от реал вностипутем измененияпсихического состоя­ния может осуществляться разнымиспособами. В жизни каждо­го человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться отугне тения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т. и. Дл* реализации этойцели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходя­щему от реальности путем изменения своего состояния. Пробле­ма аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реаль­ности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральнойидеей (Короленко Ц. П., Дмитриева II. В.. 2000. С. 291-292).

Возрастные факторы риска

Подростковый комплекс

Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные [Особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс



Глава 14

Ада

иктивное поведение подростков




       
  Аддиктивное поведение подростков - student2.ru
 
    Аддиктивное поведение подростков - student2.ru

Аддиктивное поведение подростков - student2.ru

характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подрост­ка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсив­ностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостьючувств, агрессивностью(ВиЫег Ch; Gessel А.). К психологичес­кимособенностям подросткового возрастаотносят перепады настроения, категоричность высказыванийи суждений,желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающе­еся с Показной независимостьюи бравадой, борьбу савторитета­ми и обожествлениекумиров. Эгоистичность подростка прояв­ляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Прояв­ление грубости и бесцеремонности к другам людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий — от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму (Ре-ан Л. Л., Бордовская Н. В., Розум С. И., 2000. С. 278).

Обостряется чувствительность подростка к oi [енке други­миего внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пре­небрежением к суждениям взрослых (Личко Л. Е., 1985). Для подроста характерно сочетание чувственности с поразитель­ной черствостью, а болезненнойзастенчивости — с нагловатос­тью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ отобщепринятых правил — с обоже­ствлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подросткесочетается с сухим мудрствованием (Сухарева Г.Е.. 197-1; ЛичкоА. Е, 1985).Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерны внутренняя противоречи­востьпсихики, неопределенность уровня притязаний,склон­ность к крайним позициям (Levin К., 1960); эгоцентризм мыш­ления и склонность к теоретизированию (Пиаже Ж., 1967). Акцентируется конфликт идентичности против спутанности ролей, неопределенность, расстройствовременной перспекти­вы (Эриксон Э., 1996). Подросток характеризуется оппозици­онной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимо­стью опеки, многообразием переживаний, связан н ых с пробуж­дающейся сексуальн остью, немптииированными колебаниями настроений (Лебединская К. С, 1974)

Мнение ученых

Подростковая девиантность подчиняется общим закономерно' стям— для девиаЯлюсте подростков нет никаких специфических

причин. Однако социально-экономическоенеравгне i uu, неравен­ство возможностей,доступных людям, принадлежащимк различ­ным группам, своеобразнопроявляется применительно к подро­сткам Имолодежи (ГилинсКИЙЯ., 1урт)ич И., Русакова М., Сим-пураЮ., Хлопушки Р., 2001. С, 13).

Социальная позиция

Противоречия между постоянно растущими потребностямии неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и мо­лодежи. Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмо-ционалышх сил, желание утвердиться в мире взрослых всту­пает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального ижизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Под­ростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и тру­да, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в ■творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясня­ются объективными обстоятельствами, а не «капризами» моло-ыых(Гили)1СКийЯ., Гурвич И,, Русакова М., Симпура Ю., Хло-m шин Р., 2001. С. 13).

Влияние групп

Противоречие между самооценкой и оценкой его личности ок­ружающими может привести подростка к поиску групп, при­надлежность к которым способствует удовлетворению потреб­ности в самоуважении. * В условиях, когда самооценка не нахо­дит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность и (само) уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение лич i юстного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекват-ную опору в социальном пространстве. Одним из распростра­ненных путей решения этой проблемы является переход под­ростка в группу, и которой характеристика его личности окру­жающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в простран­ствевнешних социальных оценок личности» (РеанА. А., Коло-ЕипскийЯ.Л., 1999. С. 52-53).



Шк

о! 114 подростка



Глава 14

Аддиктивное поведение подростков




Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мерс определяется характерными для этогопериода реакциями эмансипации, группирования, увле­чениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением(Л ичко А. Е„ Битепский В. С, 1991. С. 35-36). Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотика­ми, при условии что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетво­рить в Другихгруппах.

емлет того, что в обществе считается нормальным: необходи­мость делать что-либо, соблюдатьпринятые в семье или груп­пе нормы и традиции. В силу этого происходит значительное снижение активности в обыденной жизни, наполненной тре­бованиями и ожиданиями, и значительное повышение актив­ности в тех областях жизни, которые пусть временно»но при­носят человеку удовлетворение и вырынакл его измира эмо­циональной бесчувственности (Менделенич В. Д., 2001. С. 79).

Мнение ученых



       
  Аддиктивное поведение подростков - student2.ru
    Аддиктивное поведение подростков - student2.ru
 

- Гедонистическая мотивация — стремление любыми спосо­ бами максимизировать удо­ вольствие и минимизировать неудовольствие как само­ цель, основной смысл суще­ ствования.

Мнение ученых

Стремление к эмансипации приводит подростка к «отравлению свободой», при котором наиболее часты выпивки, курение, упот­ребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веще­ствами содействуют коммуникативные хобби — бездумное об­щение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей ин­теллектуальной переработки информацией. Но злоупотребление психоактивными веществами встречается лишь у небольшого числа подростков и не является следствием кризиса (Курек 11. С, 2001).

Аддиктишюе поведение в континууме зависимого поведе­ния занимает промежуточное место. Конечным этапом форми­рования аддиктивного поведения является этап групповой пси­хической зависимости. Группа выступает стимулом для воз­никновения потребности в наркотике, так как запускает условно-рефлекторные механизмы, пробуждающие влечение. Групповая зависимостьпроявляется в немедленном возникно­вении потребности в наркотическом веществе, как только со­бирается определенная компания.

Особенности мотивации

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным фор­мам поведения, является изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет и оценивается как «серое», «скуч­ное», «монотонное», «апатичное*. В реальной жизни такой че­ловек не находит для себя сфер деятельности, способных на­долго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию. Жизнь неинтересна из-за ее обыденностии однообразности. Такой человек не при-

Влияние психоактивных веществ на удовольствие/неудоволь­ствие от секса и контроль сексуального поведения вп многом объясняет формирование пристрастия к психоактивным веще­ствам в подростковом возрасте (Курек Н. С, 2001. С. 59).

Удовольствие — это генетически первичная форма поло­жительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольстви­ем. Не менее значимо и получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, сопутству­ющего общения. При этом важно знать, от чего хочет испы­тать удовольствие подросток — от предвкушения, процесса или ; результата. Эти три момента составляют основу гедонистиче­ской мотивации потребления психоактивных веществ. Гедони­стическая мотивация — стремление любыми способами мак­симизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования. Гедонистиче­ская мотивация опирается на ряд психофизиологических ме­ханизмов усиления удовольствия, которые могут способство­вать формирован и ю зависимости: а) актуализация потребно­сти за счет угрозы ее удовлетворению, например, чувство удовольствия усиливается при угрозе здоровью, социально­му статусу, безопасности для

потребителя психоактивных веществ (гедонический риск); б) усиление потребности и чувства удовольствия от удов­летворения потребности после мучительной борьбы (гедони­ческий отказ.

Аддиктивное поведение подростков - student2.ru 13'


 

Глава 14

Ддциетивное поведение подростков




Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Аддиктивное поведение подростков - student2.ru Исследования

Активные потребители наркотиков раньше начинают половую Жизнь, имеют больше партнере*. Однако при этом они не егю-собны на длительную, глубокую привязанность. Психоактивные вещества исиольаунякак средство развращения детей и подрост­ков* вовлечения и и проституцию, и наркобизнес, Успех дости­гается за счет мало осознаваемой подростками связи ощущений от секса и наркотическою опьянения (Se,\ and Drugs Issue, 1!Ш).

Наши рекомендации