Аддиктивное поведение подростков
Аддиктивное поведение
Как специфический тип девиантного
Поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступковили отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам
Аддиктивное поведение |
— злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного со-стояния сознания,В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов деии-антпого (отклоняющегося) повеления с формированием стремления куходу от реальностипутем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимании на определенных видах деятельностис целью развития и поддержанияинтенсивных эмоций. |
и появляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклонения от нравственного и эстетического контроля i шсобственным поведением (Кулаков С А, 2001).Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.), является формой девиантного поведения (МКБ-10). Вещество, которое при потреблении воздействует на психические процессы, например на когнитивную или аффективную сферу, называется психоактивным (Словарь термино и,
относящихся к алкоголю, наркотикам и другим пенхоактивны iсредствам. 1996. С. 57).
Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивнымивеществами. Аддиктивное поведение(англ. addiction — склонность, пагубная привычка) - - злоупотр , ленис одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания (Ильи и К. II., 2000).
Аддиктивное поведен ие — оди 11 из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления куходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990).
Мнение ученых
Несмотря па то что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязан м. Пьянство, употребление наркотиков, а1рессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок.Приобщение подростка к одному виду дсни-антпого поведения повышаетвероятность его вовлеченности и i другие (Коя И. С, 1989).
Уход от реал вностипутем измененияпсихического состояния может осуществляться разнымиспособами. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться отугне тения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т. и. Дл* реализации этойцели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральнойидеей (Короленко Ц. П., Дмитриева II. В.. 2000. С. 291-292).
Возрастные факторы риска
Подростковый комплекс
Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные [Особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс
Глава 14
Ада
иктивное поведение подростков
характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостьючувств, агрессивностью(ВиЫег Ch; Gessel А.). К психологическимособенностям подросткового возрастаотносят перепады настроения, категоричность высказыванийи суждений,желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с Показной независимостьюи бравадой, борьбу савторитетами и обожествлениекумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другам людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий — от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму (Ре-ан Л. Л., Бордовская Н. В., Розум С. И., 2000. С. 278).
Обостряется чувствительность подростка к oi [енке другимиего внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (Личко Л. Е., 1985). Для подроста характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненнойзастенчивости — с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ отобщепринятых правил — с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подросткесочетается с сухим мудрствованием (Сухарева Г.Е.. 197-1; ЛичкоА. Е, 1985).Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерны внутренняя противоречивостьпсихики, неопределенность уровня притязаний,склонность к крайним позициям (Levin К., 1960); эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию (Пиаже Ж., 1967). Акцентируется конфликт идентичности против спутанности ролей, неопределенность, расстройствовременной перспективы (Эриксон Э., 1996). Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связан н ых с пробуждающейся сексуальн остью, немптииированными колебаниями настроений (Лебединская К. С, 1974)
Мнение ученых
Подростковая девиантность подчиняется общим закономерно' стям— для девиаЯлюсте подростков нет никаких специфических
причин. Однако социально-экономическоенеравгне i uu, неравенство возможностей,доступных людям, принадлежащимк различным группам, своеобразнопроявляется применительно к подросткам Имолодежи (ГилинсКИЙЯ., 1урт)ич И., Русакова М., Сим-пураЮ., Хлопушки Р., 2001. С, 13).
Социальная позиция
Противоречия между постоянно растущими потребностямии неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие физических, интеллектуальных, эмо-ционалышх сил, желание утвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального ижизненного опыта, низкой квалификацией (или отсутствием таковой), а следовательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом. Подростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в ■творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняются объективными обстоятельствами, а не «капризами» моло-ыых(Гили)1СКийЯ., Гурвич И,, Русакова М., Симпура Ю., Хло-m шин Р., 2001. С. 13).
Влияние групп
Противоречие между самооценкой и оценкой его личности окружающими может привести подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. * В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность и (само) уважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение лич i юстного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекват-ную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, и которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Самооценка подростка получает адекватную опору в пространствевнешних социальных оценок личности» (РеанА. А., Коло-ЕипскийЯ.Л., 1999. С. 52-53).
Шк
о! 114 подростка
Глава 14
Аддиктивное поведение подростков
В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мерс определяется характерными для этогопериода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением(Л ичко А. Е„ Битепский В. С, 1991. С. 35-36). Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиками, при условии что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в Другихгруппах.
емлет того, что в обществе считается нормальным: необходимость делать что-либо, соблюдатьпринятые в семье или группе нормы и традиции. В силу этого происходит значительное снижение активности в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями, и значительное повышение активности в тех областях жизни, которые пусть временно»но приносят человеку удовлетворение и вырынакл его измира эмоциональной бесчувственности (Менделенич В. Д., 2001. С. 79).
Мнение ученых
- Гедонистическая мотивация — стремление любыми спосо бами максимизировать удо вольствие и минимизировать неудовольствие как само цель, основной смысл суще ствования. |
Мнение ученых
Стремление к эмансипации приводит подростка к «отравлению свободой», при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби — бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки информацией. Но злоупотребление психоактивными веществами встречается лишь у небольшого числа подростков и не является следствием кризиса (Курек 11. С, 2001).
Аддиктишюе поведение в континууме зависимого поведения занимает промежуточное место. Конечным этапом формирования аддиктивного поведения является этап групповой психической зависимости. Группа выступает стимулом для возникновения потребности в наркотике, так как запускает условно-рефлекторные механизмы, пробуждающие влечение. Групповая зависимостьпроявляется в немедленном возникновении потребности в наркотическом веществе, как только собирается определенная компания.
Особенности мотивации
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет и оценивается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное*. В реальной жизни такой человек не находит для себя сфер деятельности, способных надолго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию. Жизнь неинтересна из-за ее обыденностии однообразности. Такой человек не при-
Влияние психоактивных веществ на удовольствие/неудовольствие от секса и контроль сексуального поведения вп многом объясняет формирование пристрастия к психоактивным веществам в подростковом возрасте (Курек Н. С, 2001. С. 59).
Удовольствие — это генетически первичная форма положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольствием. Не менее значимо и получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, сопутствующего общения. При этом важно знать, от чего хочет испытать удовольствие подросток — от предвкушения, процесса или ; результата. Эти три момента составляют основу гедонистической мотивации потребления психоактивных веществ. Гедонистическая мотивация — стремление любыми способами максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования. Гедонистическая мотивация опирается на ряд психофизиологических механизмов усиления удовольствия, которые могут способствовать формирован и ю зависимости: а) актуализация потребности за счет угрозы ее удовлетворению, например, чувство удовольствия усиливается при угрозе здоровью, социальному статусу, безопасности для
потребителя психоактивных веществ (гедонический риск); б) усиление потребности и чувства удовольствия от удовлетворения потребности после мучительной борьбы (гедонический отказ.
13'
Глава 14
Ддциетивное поведение подростков
Исследования
Активные потребители наркотиков раньше начинают половую Жизнь, имеют больше партнере*. Однако при этом они не егю-собны на длительную, глубокую привязанность. Психоактивные вещества исиольаунякак средство развращения детей и подростков* вовлечения и и проституцию, и наркобизнес, Успех достигается за счет мало осознаваемой подростками связи ощущений от секса и наркотическою опьянения (Se,\ and Drugs Issue, 1!Ш).