Этические проблемы профессионального консультирования


При проведении профконсультации психолог должен соблюдать определенные этические нормы, руководствоваться профессионально-этическими принципами. В противном случае психолог-профконсультант может быть исключен из психологического сообщества и лишен права на психологическую практику.
Практический психолог должен соблюдать следующие этические нормы.
1. Защита интересов клиента
Необходимо соблюдение принципа добровольного участия в психологическом консультировании. В отдельных исключительных случаях работник обязан пройти собеседование с профконсультантом, но и тогда за клиентом остается право добровольно выбирать степень откровенности и глубины консультации В любом случае следует сообщить клиенту истинную цель консультационной процедуры, проинформировать его о том, кто будет ознакомлен с результате консультации.
Важно соблюдать принцип обеспечения суверенных прав личности. При консультировании возникает опасность посягательства психолога на сокровенные мыс ли и чувства клиента. Психологическая экспансии может выразиться также в том, что психолог побуждает клиента раскрыть интимную сторону его жизни. Искушение проникнуть в тайные уголки бессознания клиента может привести к чрезмерной откровенности в консультировании. Психолог должен сохранять некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потеря его доверие. И конечно, клиент не должен подвергаться обследованию обманным путем.
Обеспечение суверенности клиента означает, что его перед консультированием предупреждают, кто будет иметь доступ к результатам диагностики и принятому решению.
Принцип конфиденциальности означает, что вся информация, полученная при консультировании, будет доступна лишь тем, для кого она предназначена, и только с согласия клиента либо его родителей, если обследуемый несовершеннолетний или не совсем адекватно отражает сложившуюся ситуацию. Если клиент не был предупрежден о том, что результаты консультирования могут стать доступны педагогам, администраторам, предпринимателям, то психолог не имеет права сообщать их ни тем ни другим.
Особо важно обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к материалам консультирования. Категорически запрещается сообщать сведения о клиенте, которые могут нанести ему какой-либо ущерб.
Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме на работу, то клиент должен быть проинформирован, что результаты психодиагностического обследования будут использованы при принятии решения о зачислении его на вакантное место или о приеме на работу.
2. Обеспечение эффективности профконсультирования
Принцип психопрофилактического проведения консультации означает, что при взаимодействии с клиентом следует стремиться обеспечить его эмоционально комфортное состояние, предоставить ему возможность внести коррективы в процедуру консультации, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения профконсультационной проблемы.
Принцип объективности требует, чтобы результаты консультирования были научно обоснованными, базировались на глубоких психологических знаниях консультанта, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, не зависели от субъективного отношения к клиенту. Консультирование следует вести корректно, доброжелательно. И вместе с тем недопустимы подсказки и помощь, вносящие искажения в процесс решения профконсультационной проблемы.
Принцип «Не навреди!» предполагает, что принятое решение, совместно выработанные рекомендации обязательно должны быть полезны клиенту. Не разрешается также давать рекомендации, которые могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям и нанести вред другим людям.
3. Проведение консультирования на высоком профессиональном уровне
Принцип профессиональной компетентности предъявляет высокие требования к уровню образования профконсультанта (высшее психологическое либо на базе высшего дополнительное психологическое образование), предполагает доскональное владение психодиагностическими методиками и психотехнологиями консультирования, наличие практического опыта и лицензии, полученной по результатам аттестации.
Принцип соблюдения культуры достоинства позволяет избежать каких-либо определенных оценок личности и поведения клиента; его нужно принимать таким, какой он есть. Не следует отнимать у клиента право самому принимать решение и формулировать выводы, подавлять его своей психологической компетентностью, статусом, имиджем. Необходимо предоставлять клиенту возможность высказаться, выговориться. Этот принцип означает также глубокое уважение себя как человека и как психолога.
Обобщая вышеуказанные этические ориентиры профконсультанта, можно привести суждение Н.С.Пряжникова, что главное — «...культивирование права каждого человека на индивидуальность, на построение своего неповторимого счастья, но счастья, не уменьшающего таких же прав других людей, то есть культивирование права на самобытность в сообществе равных» .
О профессиональной подготовленности психолога к профконсультированию свидетельствуют следующие показатели:
• ориентация на решение проблем клиента с учетом его индивидуально-психологических особенностей и потенциальных возможностей;
• полиреактивность психолога на личностно значимые проблемы клиента и уклонение от оценочных суждений по поводу особенностей личности и деятельности клиента;
• реалистичность оценки своих возможностей и уровня квалификации, а также ограничений в своей деятельности;
• постоянное осознание и учет взаимного влияния психолога и клиента при консультировании;
• осознание самоценности достоинства обратившегося за психологической помощью человека;
• экологичность психодиагностической, развивающей и коррекционной работы.
В качестве профессиональных способностей, необходимых практическому психологу, можно назвать следующие:
• инициировать реализацию профессионально-психологического потенциала клиента;
• быстро устанавливать атмосферу доверия при общении с клиентом;
• структурировать проблемную ситуацию и умело планировать профконсультирование;
• компетентно вести психологическую экспертизу профконсультационной проблемы;
• осуществлять эмпатийное взаимодействие, «присоединение» к миру клиента.
Ведущими направлениями работы психолога-профконсультанта являются:
• психологическая консультация;
• психодиагностика;
• психокоррекций и психопрофилактика;
• психологическая реабилитация.
Деятельность психолога-профконсультанта имеет четкую гуманистическую направленность, ориентирована на эмоциональное и профессиональное благополучие клиента, носит творческий характер и предоставляет большие возможности для реализации профессионализма и самоактуализации личностного потенциала.





Выводы


1. Профессиональное консультирование— это метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации, а также преодоления профессиональной стагнации, кризисов и конфликтов. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
2. Основными организационными формами профессионального консультирования являются справочно-информационная, организационно-управленческая, адаптационная, стимулирующая, коррекционная, реабилитационная и манипулятивная. Как правило, они применяются в комплексе. В процессе профконсультирования одна из этих организационных форм является определяющей, доминирующей.
3. В зависимости от концептуального понимания профессионального становления личности сложились следующие типы профконсультирования: диагностическое, воспитательное и развивающее. Наиболее перспективной представляется активизирующая профконсультация, которая предусматривает самоактуализацию клиента и включает развитие и коррекцию личности. Все три типа консультирования реализуются с помощью индивидуальных и групповых психологических технологий.
4. В профконсультировании используются методы психодиагностики, позволяющие осуществить сбор информации о психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне развития свойств, качеств, черт характера клиента для оказания ему психологически обоснованной помощи. Использование конкретных методов психодиагностики определяется проблемами профконсультирования и возрастными особенностями клиента.
5. При консультировании психолог руководствуется следующими этическими принципами:
• добровольности участия клиента в консультации;
• его активности в решении проблемы;
• конфиденциальности диагностической информации;
• научной обоснованности и объективности прогноза и выводов;
• коррекционно-развивающего характера предлагаемых рекомендаций.
При оказании консультативной помощи важно соблюсти право каждого человека быть личностью, индивидуальностью и принимать его таким, какой он есть.

Наши рекомендации