Основные характеристики младшего возраста.

Успех педагогической деятельности основывается на знании возрастных особенностей детей. Особенностью деятельности детских лагерей является то обстоятельство, что вожатые работают с самыми сложными детскими возрастами, но часто не готовы к этому личностно и профессионально. Кроме того , вожатыми являются юноши и девушки по возрасту относящиеся к ученическим возрастам, то есть сами являются подопечными, воспитанниками высших или средних специальных учебных заведений. И это при тех обстоятельствах, когда чрезвычайно важна личностная, интеллектуальная и нравственная зрелость воспитателя, взрослого, взаимодействующего с детьми. Особое значение вышесказанное имеет применительно к младшему школьному возрасту. В этом возрасте ребенок начинает активную учебную деятельность в школе, получает опыт коллективных отношений, благоприятный период для развития творческих способностей воспитуемого (все, что угодно бальные танцы, рисование, вышивание, музыкальное образование, театральные студии и т.д.), формирования и развития знаний, умений, навыков, связанных с учебой. Именно в этом возрасте осваивают чтение и письмо, цифры, счет, элементарные математические действия, для примера, 30 –летнему человеку намного сложнее научиться читать, писать и считать, чем первокласснику, спокойно можно начинать обучать ребенка иностранным языкам и т.д. Рекомендуются занятия спортом (предпочтительнее легкая атлетика, нежели физические нагрузки, сопряженные с поднятием тяжестей, поскольку формирование опорно-двигательного аппарата еще продолжается). Очень хорошая память, однако, внимание еще не обладает достаточной степенью концентрации, в среднем 10-15 минут, после чего требуется небольшой перерыв. Большую роль с началом учебы начинает играть учитель (авторитет педагога порой может быть выше родительского). Игровая деятельность все еще играет большую роль, причем игры и КТД должны быть простыми и небольшими по времени, у среднего звена сложность и продолжительность возрастает, но не намного. Вот более подробная систематизация возрастных особенностей младшего возраста.

Физические

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Предлагаем:

1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.

2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.

3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

Интеллектуальные

1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Предлагаем:

1. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.

2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.

3. Заучивать каждый раз что-то одно новое (песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.

Эмоциональные

1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

3. Ребенок нуждается в любви и опеке.

4. Старается помочь воспитателю или вожатому.

Предлагаем:

1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.

2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».

3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.

4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

Социальные

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

2. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.

Предлагаем:

1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.

2. Планируйте совместные мероприятия всей командой. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.

Лекция 3.

Наши рекомендации