Процесс развития взаимоотношений социальных групп.
Построение отношений начинается с познавательного аспекта, когда в ходе социального обмена дифференцирующие процессы формируют групповые границы.
Начальный период построения взаимоотношений, называется периодом произв одства межгрупповых отношений.
Суть периода состоит в рефлексии групп, которая направлена на осознание группой своего места в социальной системе и формирование чувства групповой приверженности, которая создает мотивационно-личностную направленность на защиту групповых интересов. Этот период имеет 2 стадии:
1. Происходит оформление конкретных социальных групп в соответствии с системообразующим отношением. Стадия рефлексии связана с возникновением новых структур и с процессом самокатегоризации индивидами себя как принадлежащими одной общности противопоставленной всем прочим группам – стадии самокатегоризации.
2. Начинает формироваться групповое сознание, которое обеспечивает саморегуляцию групповой жизни. В первую очередь начинается формирование системы групповых ценностей, создание идеальных образов, которые будут затем использоваться как мера для сравнения групп друг с другом в процессе взаимодействия. Они регулируют отношения равенства – неравенства групп. Задают единое основание для сравнения, причем сравнение происходит на основе категорий более высокого, т.е. общего порядка.
Эти образы включают в себя ценностные образы. Они задают общие нормы, в пределах которых взаимодействие будет регулироваться. Закладываются основы культуры группы.
Одновременно начинают складываться особые психологические механизмы, благодаря которым возможен групповой взгляд на окружающий социальный мир. Это такие механизмы как конформность, стереотипизация реальности. На этой стадии главную роль играют качественные характеристики социальной группы, они создают чувство приверженности, которое превращает группу в устойчивую во времени единицу, снижая личностную тревожность, связанную с социальным статусом.
Второй период построения взаимоотношений называют периодом эффективного обмена социально-психологическими отношениями между группами.
В этот период актуализируются межгрупповые установки, которые задают общую стратегию межгруппового взаимодействия, т.е. настраивают на выбор уровня и типа взаимодействия. Процессы на этом уровне определяются иными механизмами сравнения. Они связаны с тем, какой вклад делают группы в достижении цели и определяют логическими качествами, аспектами, характеристиками групповой деятельности.
Первая стадия данного периода связана с превращением социально-психологических общностей в организации. Суть организации в создании необходимых ограничений. Формируется пространство возможности, регламентируется действие. Особенно это касается непосредственных форм проявления взаимоотношений групп. На этой стадии создается система мер, за пределами которых взаимоотношения групп воспринимаются как неудовлетворительные и нуждающиеся в регулировании.
На второй стадии совершается непосредственный обмен социально-психологическими отношениями. Это не обмен товарами и действиями, не обмен знаниями – это, в конечном счете, обмен воплощенными в них и разделяемыми членами групп обмен чувствами, установками, образами, которые делают вклад в целостность и развитие социальной системы. Особенно чувствительные группы к тому вкладу, который делает каждый из них в межгрупповое взаимодействие. Результаты сравнения этих вкладов определяют тактику реализации межгрупповых отношений и приводят либо к их поддержке, или переходу межгрупповых отношений к периоду регулирования.
Третий период - период регулирования также предполагает обращение к процессам групповой рефлексии. Включает 2 стадии:
1. Стадия саморегуляции. Начинается, когда результаты межгруппового сравнения не позволяют влиять на взаимодействие групп в рамках избранной тактики. Но позволяют сохранить избранную стратегию взаимоотношений. Эта стратегия сохраняется благодаря сохранению чувства справедливости, принципу устройства социальной системы. Но к регуляции отношений группы прибегают потому, что возникает чувство недостаточной удовлетворенности тем вкладом, который они делают для достижения цели взаимодействия. На данной стадии сохраняется потенциал для самостоятельного устранения чувства неудовлетворенности и группы в состоянии достичь нового равновесия в системе за счет саморегуляции, не привлекая внешние силы. Группы возвращаются к этапу самоопределения, новому осмыслению групповых ценностей и изменению групповой тактики взаимодействия.
2. Стадия конфликта. К ней группа переходит тогда, когда произошедшие изменения достигли такой величины, что прежние взаимоотношения групп начинают восприниматься как несправедливые. Возникает переживание абсолютной неудовлетворенности, становиться неизбежным процесс новой категоризации групп, при котором внешняя взаимодействующая группа перестает восприниматься как возможный партнер по взаимодействию, принадлежащий той же социальной системе. А иногда вообще перестает оцениваться как представитель социального мира. Усилия становятся направленными на перестройку социальной системы. Одновременно происходит лавинообразный рост агрессивных чувств, рост тревожности, нарушение объективной оценки ситуации. Вернуться к состоянию равновесия группы самостоятельно не могут. Необходимо привлечение 3 стороны.
Если конфликт разрешен, то группы возвращаются к стадии самокатегоризации.
Нужно учесть, что данный процесс формирования межгрупповых отношений касается их формирования с самого начала, с нуля. А так же то, что все стадии и периоды не являются логически отдельными. И на каждой стадии могут происходить процессы характерные для других стадий. Стадии выделены по принципу доминирующих процессов в этот период.
Лекция 5