Психологические практики и их роль в развитии науки и общества

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой далеко не однородную науку. В ней выделяется большое число различных отраслей. Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1) предмет, с которым они связаны;

2) связи с другими отраслями знания;

3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

4) методы, которые они используют.

Некоторые из них – это классические отрасли психологического знания, другие – отражают современное состояние психологической науки и практики. О какой бы отрасли психологии ни шла речь, ее связь с психологической практикой, т.е. практикой оказания психологической помощи, неоспорима.

Любая наука, как известно, представляет собою систему определенных теоретически систематизированных знаний о той или иной области явлений объективной действительности. Ставя своей целью познание окружающей действительности, каждая конкретная наука вычленяет для своего изучения определенные стороны и сферы этой действительности. Тот круг явлений объективного мира, которые вычленяет для своего исследования та или иная конкретная наука, называется ее объектом. Однако любой объект научного исследования очень сложен: он обладает различными сторонами, свойствами, проявлениями, связан со многими другими объектами. Вот почему многие науки, имея часто общий объект исследования, выделяют в этом объекте еще и свой специфический предмет исследования, т.е. ту конкретную часть объекта, которую они непосредственно изучают. Именно спецификой своего предмета каждая конкретная наука и отличается одна от другой.

Имеет свой особый объект и специфический предмет исследования и психология как одна из конкретных наук. Ее объектом является человек – самое сложнейшее и уникальнейшее создание природы. Человек как объект научного исследования многогранен, разнообразны его свойства и качества, его связи и отношения с окружающим миром. Вот почему человек изучается не только психологией, но и целым рядом других наук, и у каждой из них есть свой особый предмет исследования. Итак, предметом психологии является психика человека, которую следует рассматривать как особое отражательное свойство нашего мозга.

Психика, как отражательная способность нервной системы, есть и у животных, но лишь у человека она достигает высшей ступени своего развития. Эту качественно новую ступень в развитии психики, которая свойственна только человеку, принято называть понятием «сознание». Изучение сознания является одной из важнейших проблем психологической науки. Качественное своеобразие психики человека проявляется еще и в том, что он обладает не только сознанием, но и самосознанием. Если с помощью сознания человек отражает внешний предметный мир, познает его связи и отношения, то самосознание позволяет ему отражать, переживать и оценивать свой внутренний мир. С его помощью человек осознает себя, свое «Я», свои собственные психологические и морально-нравственные качества. Иначе говоря, объектом отражения в самосознании является не внешний, а внутренний мир человека. Генетически, в процессе индивидуального психического развития ребенка, сначала формируется сознание, а несколько позже и самосознание. Изучение самосознания тоже относится к числу важнейших задач психологической науки.

И, наконец, последнее замечание. Реальным «носителем» психики (сознания и самосознания) выступает не просто человек как биологическое существо, а личность как общественный индивид. В психологии и общественных науках под личностью понимается такое особое психологическое качество человека, которое формируется в процессе его социального развития в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно личность является субъектом отражения и познания. Вот почему в число основных проблем, которыми занимается психология, включается и проблема личности, ее формирования и развития, познавательной и практической активности.

Современная психология как наука представляет собою широко разветвленную систему знаний, включающую несколько десятков специальных научных дисциплин и направлений. К их числу относятся общая психология, педагогическая и возрастная психология, медицинская психология, психология труда и инженерная психология, военная психология, юридическая психология, психолингвистика, социальная психология, экономическая психология и многие другие. Таких относительно самостоятельных психологических дисциплин и направлений насчитывается в отечественной психологии более тридцати. Каждая из них разрабатывает свою проблематику, имеет свой предмет, располагает своими специфическими методами исследования, но вместе с тем «добывает» такие научные данные, которые имеют важное значение для всей психологической науки.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное количество разделов психологического знания, например психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т. д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например психология творчества, психология посттравматического стресса и т. п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда можно сказать однозначно, являются ли данные дисциплины отраслью психологии или соответствующей смежной науки. В течение всего XX в. Психологические знания накапливались не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые посвящены изучению человека. И психологи не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний: фундаментальная и прикладная психология.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

– общая психология;

– психология личности;

– дифференциальная психология;

– психофизиология;

– нейропсихология;

– социальная психология;

– психология развития;

– психология аномального развития (или специальная психология);

– сравнительная психология и зоопсихология.

Кратко рассмотрим некоторые из перечисленных направлений психологической науки .

Общая психология занимает особое и ведущее место среди других направлений психологической науки. Она изучает наиболее общие закономерности психики человека, формулирует основные теоретические и методологические принципы психологической науки, разрабатывает методы исследования, определяет систему основных научных категорий и понятий. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека. Результаты исследований в области общей психологии служат основанием для развития всех других отраслей и направлений психологической науки.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяется психология аномального развития(или специальная психология), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

– педагогическая психология;

– медицинская психология;

– психология искусства;

– психология религии;

– юридическая психология;

– экономическая психология;

– психология труда;

– психология семьи и др.

Педагогическая психология имеет предметом своего изучения психологические закономерности процесса обучения и воспитания человека. На основе изучения различных сторон учебно-воспитательного процесса она устанавливает такие закономерности, учет которых позволяет сделать обучение и воспитание более эффективным и совершенным. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья. Предметом изучения медицинской психологии является личность и психические состояния больного человека. Любая болезнь, поражая какой-либо орган, в психологическом отношении поражает и личность человека в целом. У больного меняется настроение, возникают психические состояния беспокойства, тревоги, страха, появляется целый ряд специфических реакций на факты и события, как окружающей внешней среды, так и своего внутреннего, субъективного мира. Поэтому понять болезнь, а следовательно успешно лечить ее, врач может только тогда, когда хорошо понимает психологию больного.

Медицинская психология изучает также отношения, которые складываются между врачом и больным на разных этапах их общения, поскольку установление правильных взаимоотношений между врачом и больным является важным психологическим фактором успешности проведения лечения. Особенное значение при этом имеет личность врача, стиль его поведения и даже слова, которые он произносит, общаясь с больным. Известен целый ряд так называемых ятрогенных заболеваний, которые возникают вследствие неправильного или неумелого словесного воздействия на пациента со стороны врача или медицинского персонала.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики.

Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Одной из основных ее проблем является изучение психологических аспектов преступности как социального феномена. Поскольку каждое преступление – это, прежде всего, человеческий поступок, оно должно быть в поле внимания не только криминологических, но и психологических исследований. Последние играют чрезвычайно важную роль в изучении причин преступности и механизма формирования противоправного поведения человека. Юридическая психология изучает также психологические особенности личности преступника, чтобы иметь необходимые научные данные для организации процесса перевоспитания исправления лиц, совершивших преступление. Большое внимание она уделяет и проблеме свидетельских показаний. Знание закономерностей их формирования имеет очень важное значение для установления истинности или ложности тех сведений, которые сообщает свидетель (очевидец события).

Современная военная психология решает целый ряд важных задач, а именно:

· она изучает, как влияют на психику воинов и воинских коллективов условия военной службы и боевая деятельность;

· устанавливает психологические условия повышения эффективности боевой и морально-политической подготовки,

· определяет пути повышения эффективности воспитания и обучения личного состава воинских подразделений.

Например, есть такой род военной техники как сверхзвуковая истребительная авиация. Она предъявляет чрезвычайно высокие требования к психофизиологическим качествам человека в плане быстроты его реакции, остроты восприятия быстро меняющейся обстановки, переключаемости внимания, точности памяти. Психические и нервные нагрузки на летчика здесь таковы, что многих из них приходилось списывать уже к 25-28 годам, хотя в профессиональном плане они достигали пика своего мастерства. Чтобы продлить срок кадровой службы летчиков и избежать их большого отсева, психологами были проведены соответствующие исследования, которые позволили с помощью специальных методов тренировки и упражнений развить потенциальные психофизиологические возможности человека и тем самым сохранить контингент опытных профессиональных летчиков.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности. Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Ее главная задача решать проблему гуманизации труда и на этой основе добиваться повышения его производительности. Под гуманизацией труда понимается создание для работающих таких условий, которые бы позволяли человеку, не переутомляясь и не испытывая отрицательных психических состояний, эффективно трудиться, чувствовать радость труда, не подвергаться профессиональным заболеваниям, развивать в труде свои творческие способности. Указанную задачу можно решать различными путями. Например, улучшение освещенности и вентиляции в производственных помещениях благотворно сказывается на здоровье рабочих, замена старых станков на более усовершенствованные или внедрение новой технологии также положительно влияет на рабочих и производительность их труда. Однако во всех этих случаях облегчение труда человека достигается с помощью использования соответствующих технических и санитарно-гигиенических мероприятий. Психология же решает задачу гуманизации труда иными средствами. Она разрабатывает практические рекомендации, связанные с психологической рационализацией самого трудового процесса, а также социальной и физической среды, окружающей рабочего. Психология труда дает рекомендации, как лучше учесть психологические особенности личности рабочего в трудовом процессе, как осуществлять психологический профессиональный отбор на те или иные профессии и производственные операции.

Проблемой информационного взаимодействия в системах «человек – машина», изучением того, насколько средства отображения информации согласованы с закономерностями восприятия, внимания, памяти, мышления человека, а также изучением деятельности оператора в автоматизированных системах управления, занимается особый раздел психологии труда – инженерная психология, которая в настоящее время очень интенсивно

развивается.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы этой отрасли психологии – психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии – направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Интенсивно развивается в настоящее время социальная психология.

Она изучает такие психические явления, которые возникают не в индивидуальном сознании отдельного человека, а в больших и малых группах людей в процессе их совместной трудовой деятельности, взаимодействия и непосредственного общения. К числу подобных явлений относятся общественное настроение, общественное мнение, мода, подражание, психическое заражение, обряды, традиции и т.д. Когда, например, мы говорим, что в данной студенческой группе сложился «здоровый нравственно-психологический климат» или, что данный рабочий коллектив «охвачен трудовым энтузиазмом», то мы имеем в виду такие психические явления и состояния, которые хотя и связаны с индивидуальным сознанием, но вместе с тем выходят за рамки последнего и существуют как групповые, массовидные психические процессы и состояния.

Необходимость изучения массовидных социально-психологических явлений определяется тем обстоятельством, что они очень часто выступают в качестве активных детерминант (причин) поведения и поступков конкретного человека. Так, определенные нравы, традиции, общественные оценки и мнения, возникнув в той или иной социальной среде, выступают для отдельных индивидов как образец и эталон, ориентируясь на который человек определяет свое поведение и принимаемые решения. Например, молодой рабочий не позволяет себе нарушить трудовую дисциплину или изготовить недоброкачественную деталь потому, что в его бригаде принято работать «на совесть»; девушка отказывается надевать пальто, которому еще недавно радовалась, потому, что «такие уже никто не носит». Нетрудно заметить, что в обоих случаях поведение людей определяется соответствующими социально-психологическими механизмами: в первом – влиянием общественного мнения, во втором – модой.

Родители и педагоги хорошо знают, какую большую роль в формировании личности ребенка играет подражание образцам и стереотипам поведения взрослых людей, литературным героям и т.д. Но не меньшую роль этот психологический феномен играет и в жизни целых социальных групп людей, а также в различных социально-политических процессах.

Без изучения природы и функций, различных социально-психологических явлений нельзя понять, почему, скажем, общественное мнение оказывает столь глубокое влияние на поведение, в чем кроется сила коллективных санкций, почему человек особенно озабочен похвалами и порицаниями, одобрением или неодобрением других людей. Все эти проблемы, а также проблему личности и межличностных отношений в различных социальных группах и коллективах, призвана изучать социальная психология.

Мы рассмотрели некоторые современные отрасли психологической науки. В заключение обратим внимание на такой момент. В развитии современной науки вообще и психологии, в частности, проявляются две яркие тенденции: дифференциация и интеграция. С одной стороны, наука все более специализируется, и в ней выделяются все новые и новые частные направления (это хорошо видно на примере психологии), а с другой многие специальные науки для изучения комплексных объектов (к их числу относится и человек) объединяются в своеобразные научные комплексы.

Примером такого сравнительно недавно появившегося научного комплекса может служить эргономика, которая включает в себя психологию, физиологию, гигиену труда, биомеханику, антропометрию, техническую эстетику иимеет своей задачей комплексное изучение трудовой деятельности человека с целью ее оптимизации. Другой пример – современная наука управления. В рамках этого научного комплекса психология объединяется с экономикой, социологией и рядом других дисциплин. Однако, включаясь втот или иной научный комплекс, психология не теряет своей самостоятельности. Тесно взаимодействуя со многими другими науками, психология сохраняет свой предмет и опирается на свои теоретические принципыи методы исследования.

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика – психологическое обследование индивида для выявления его индивидуально-психологических особенностей и возможных отклонений от психической нормы. Психологическая диагностика (сокращенно – психодиагностика) проводится различными лабораторными и клиническими способами. Для исследования широко используются комплексы различных психодиагностических тестов.

Психодиагоностику можно рассматривать как теоретическую дисциплину или как определенное направление практической психологии.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна проводится теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с дру­гой — конкретное воплощение теоретических построений как способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. В этом случае, для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1. Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности.

2. Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей.

Психодиагностика опирается на следующие основные принципы психологии:

· принцип отражения – суть его заключается в том, что адекватное отражение окружа­ющего обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

· принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психи­ческих явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

· принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале пси­хической реальности при условии их нетождественности;

· принцип единства сознания и деятельности.Сознание и психика форми­руются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

· личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей я дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Указанные принципы положены в основу разработки психодиагностических методик как способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики является методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами в практику, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть:

· способ получения психологической информации,

· возможные ее варианты,

· значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики).

Многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Айзенка, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это подчеркивает главную особенность методик, которая заключается в том, что в их содержании отражается авторская психологическая теория и авторское мировоззрение. Именно они позволяют выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно решать их.

Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах результатов работы теоретической психодиагностики – методов и методик. Поэтому работа практического психолога–психодианостика требует в первую очередь знания правил применения методов и методик. Это те профессиональные навыки применения, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, в том числе с теми её аспектами, которые не могут быть включены в отрефлексированное научное знание. В последнее, входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуальный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психолог-психодиагност по своему впечатлению об обследуемом клиенте может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим стоит большой опыт и профессиональная наблюдательность, точность восприятия человека и ситуации взаимодействия с ним. Основная научная категория, с которой работает практический психолог-психодиагност – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы её психического развития.

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, практический психолог-психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности и достоверности. Кроме этого, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации диагностического обследования.

Как направление практической психологии психодиагностика чаще всего используется в целях экспертизы, психологической коррекции, профессиональной ориентации и профессионального отбора. В западных странах психодиагоностика часто применяется также для установления умственного развития (по А.Бине) и измерения коэффициента умственного развития IQ (по Айзенку).

Таким образом, практический психолог-психодиагност, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психологией, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Психологическая коррекция

Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкрет­ным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимаю­щийся коррекцией, работает по следующей схеме:

а) что есть?

б) что должно быть?

в) что надо сделать, чтобы стало должное?

Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход в работе практического психолога. Представляется важным выделить в этой категории следующие уровни её анализа:

1. Нейропсихологический;

2. Общепсихологический;

3. Возрастно-психологический.

На первом — нейропсихологическом — уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемою явления (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержания норм психологического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно – психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществле­ния определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. Психологическая коррекция — это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека.При этом психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов на действия человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Анализ опыта практической работы показывает, что психологическую информацию для организации психологической коррекции мы можем получить и использовать только тогда, когда решим вопрос и содержание нормы анализируемого явления. Вот несколько примеров:

· что надо сделать, чтобы ребенок читал так быстро, как все дети в его классе;

· что надо сделать, чтобы увеличить объем его памяти;

· что надо сделать, чтобы научиться поражать цель в тире;

· что надо сделать, чтобы сосредоточится быстро на своей работе.

Психологическая терапия

Психотерапия определяется как система лечебного воздействия на психику и через психику – на организм больного.

Психотерапия заключается в использовании системы методов и приемов лечения нарушенного психического здоровья с помощью психологических средств и приемов. К последним относятся гипноз, внушение, аутотренинг, индивидуальная и групповая психотерапия и др.\

Ранее психотерапия рассматривалась как медицинский метод лечения и использовалась в клинике. Так, например, с помощью психотерапии лечились различные психозы, в числе которых и шизофрения, которыми страдает около 1 % населения. За последние годы эта цифра практически не меняется (М.М. Важенин, 2002).

В настоящее время методы воздействия, которые классифицируются, как психотерапевтические значительно расширены и основываются, наряду с медицинскими, на данных психологии и её отдельных направлений, а также педагогики, социологии.

Известно, что сейчас происходит возрастание различных невротических расстройств, связанных со стрессами. В тот или иной период жизни ими страдает около 10 % мужчин и 20 % женщин (М.М. Важенин, 2002). Однако не надо путать заболевание с возникающим практически у каждого время от времени чувством психологического дискомфорта из-за каких-то неприятностей. В целом уровень социальной тревожности достаточно высок, что объясняется наличием необоснованной тревоги, страха, подавленности, нарушения сна и аппетита, неуверенности и т.п. Если все это длится месяцами, значит, без помощи специалиста – психолога не обойтись. Причем, чем раньше обратиться к психологу, тем больше шансов на скорейшее выздоровление. Еще одно важное направление в области психотерапии – диагностика и лечение алкогольной и наркотической зависимости.

Психолог как психотерапевт работает практически с категорией психическое здоровье и категорией нормы психического развития. Чаще всего работа психолога связана с неврозами, пограничными состояниями и психосоматическими заболеваниями. При этом психолог фактически занимается реконструкцией личности клиента, которая включает:

· характеристики внутреннего мира человека,

· мысли, чувства, желания, возможности, свойства образа « Я ».

В зависимости от того, на какие характеристики внутреннего мира человека оказывается воздействия, выделяют четыре основные модели психотерапии:

· психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функциональных систем организма в сфере психологических функций (медицинская модель психотерапии),

· психотерапия как метод, приводящий в действия процесс научения (психологическая модель),

· психотерапия как метод манипулирования, служащая целям общественного контроля (социологическа

Наши рекомендации